ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ
1.1. Понятие антиинфляционной политики и ее задачи
1.2. Инструменты антиинфляционной политики
1.3. Показатели для оценки эффективности антиинфляционной политики
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ
2.1. Показатели инфляции в РФ
2.2. Инструменты антиинфляционной политики, используемые в РФ
2.3. Совершенствование антиинфляционной политики в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В настоящее время любой предприниматель знает выражение Леонардо Пизанского, которое гласит о том, что денежная сумма, полученная сегодня, не равна той же сумме, полученной завтра. Это выражение регулярно подтверждается на практике. Ведь цены на все товары при прочих равных условиях постоянно изменяются. Это свидетельствует об изменении покупательной способности денег со временем. Такой процесс в экономике называется «инфляция». От ее уровня, который является индивидуальным показателем для каждой страны и варьируется из года в год, зависит благосостояние всех экономических субъектов, стабильность финансовой системы государства и многие другие параметры, чем и объясняется актуальность данной темы.
В связи с тем, что инфляция наносит значительный вред развитию экономики, вызывает разрушительные социально-экономические последствия, правительствами различных стран разрабатываются разнообразные меры антиинфляционного регулирования и стратегии экономического роста. В тоже время, несмотря на успехи, в развитии теории инфляции имеются нерешенные проблемы, различия в трактовке ряда вопросов. В настоящее время существует немало новых научных направлений в изучении инфляции. Хотя зачастую они не всегда совпадают, но их объединяет общая цель – поиск оптимальной стратегии экономического роста и регулирования инфляции с целью подъема национального производства и улучшения жизненных условий российского народа.
В свою очередь, безопасность государства во многом определяется состоянием единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Разрабатывая систему правовых норм, регулирующих рост доходов населения, органами государственной власти и управления определяются основные направления деятельности в данной области, формируются или преобразуются способы и механизмы достижения поставленных задач.
Так, в своем выступлении Президент РФ В.В. Путин отметил, что: «…одним из ключевых индикаторов экономического развития, безусловно, являются реальные доходы населения. Известно, что сегодня заработные платы в России растут и в номинальном, и в реальном выражении, однако при этом располагаемые доходы граждан практически стоят на месте. <...> Безусловно, нужно изменить эту ситуацию» [4]. В связи с этим рассматриваемая тема исследования является актуальной.
Цель работы – изучение особенностей антиинфляционной политики в РФ.
Задачи работы определены в соответствии с поставленной целью исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты антиинфляционной политики;
- провести анализ проводимой антиинфляционной политики в России.
Объект исследования – антиинфляционная политика страны.
Предметом изучения являются особенности проявления инфляции и проводимой антиинфляционной политики в российской экономике.
Методы исследования: анализ, сравнения, подстановки, исторический, прогнозирования и др.
Структура работы представляет собой исследование, состоящее из введения, двух глав и параграфов в них, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ
1.1. Понятие антиинфляционной политики и ее задачи
Антиинфляционная политика представляет собой выбор курса государством при проведении системы мер, которые направлены на регулирование обращения денег в стране.
Антиинфляционная политика представлена системой государственных инструментов регулирования процесса инфляции. Ее инструменты включают богатый ассортимент различных денежных, кредитных, налоговых мер и программ по стабилизации, регулированию, а также распределению доходов.
Все антиинфляционные меры Правительству необходимо проводить взвешенно и последовательно. В первую очередь цели антиинфляционной политики состоят в [27, с. 120]:
- сокращении инфляционного потенциала;
- предсказуемости движения цен для снижения инфляционных темпов;
- стабилизации.
Основная стратегическая цель антиинфляционной политики заключается в приведении темпов роста денежной массы в зависимость от темпа роста товарной массы или реального внутреннего продукта. Это должно быть достигнуто в краткосрочном плане. Также объем и структура совокупного предложения должна быть приведена в соответствие с темпом объема и структуры совокупного спроса на долгосрочный период.
Для того чтобы решить эти задачи необходимо осуществить комплекс мероприятий, которые направлены на сдерживание и регулировку всех трех компонентов инфляции, включая спрос, предложение (издержки) и ожидания.
Можно перечислить несколько целей антиинфляционной политики:
- уменьшить или устранить бюджетный дефицит;
- снизить инфляционные ожидания;
- осуществить структурную перестройку национальной экономики;
- развить производство и научно-технический прогресс;
- установить жесткие нормативы на ежегодный прирост денежной массы;
- регулировать доходы общества;
- утверждать предельный уровень цен по определенным группам продукции;
- реализовать программы социального характера;
- связать излишние по отношению к товарной массе денежные средства через приватизацию.
При оценке характера антиинфляционной политики выделяют два общих подхода. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, которая представлена маневрированием расходами и налогами государством для воздействия на платежный спрос.
В этом случае государство способно ограничить свои расходы и повысить налоги. В результате происходит сокращение спроса и снижение темпов инфляции. Одновременно с этим можно наблюдать спад инвестиций, выпуска продукции, что часто приводит к застойным явлениям, которые обратны первоначально поставленной цели. Также в этой ситуации можно наблюдать развитие безработицы [10, с. 60].
Если существует недостаточный спрос, то осуществляется программа капиталовложений и прочих расходов даже при условии существенного бюджетного дефицита, снижения налогов. Считают, что данным образом происходит расширение спроса на потребительскую продукцию или услуги, стимулирование спроса через средства бюджета, которое способно усилить инфляцию.
Если сокращение дефицита бюджета осуществляется через сокращение расходов государства, то издержки по такой политике ложатся на сферу, которая финансируется бюджетными средствами.
Второй подход рекомендуют последователи монетаризма. Здесь на первый план выдвигают денежное и кредитное регулирование, которое косвенно или гибко влияет на ситуацию в экономике страны. Если проводятся меры бюджетной политики, сконцентрированной непосредственно на рынках товаров, то при проведении кредитно-денежной политики объект регулирования представляет денежный рынок. Сущность кредитно-денежной политики заключается во влиянии на экономическую конъюнктуру посредством изменения числа находящихся денег в обращении.