Введение
1 Понятие готовности ребенка к школьному обучению
2 Пути формирования у детей компонентов готовности к обучению
3 Психолого-педагогическая диагностика готовности к школьному обучению
Заключение
Список литературы
Реферат|Педагогика
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2021 | Страниц: 29
Введение
1 Понятие готовности ребенка к школьному обучению
2 Пути формирования у детей компонентов готовности к обучению
3 Психолого-педагогическая диагностика готовности к школьному обучению
Заключение
Список литературы
Поступление ребенка в школу является началом нового этапа развития. Ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития. Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем.
Достаточно часто причиной низкой успеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности выступает именно неподготовленность ребенка к обучению.
Дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир. Ещё в 70-е годы ХХ века выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов. Поэтому он считал, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве [10].
Актуальность работы. Несмотря на существующие многочисленные исследования проблемы готовности детей к школьному обучению, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогических исследований. Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера личности. Кроме того, сегодня предъявляются высокие требования к уровню развития детей, изменяется сама структура образовательной деятельности в школе, что, вполне закономерно, создает немало трудностей для педагогов, родителей и детей, поступающих в первый класс.
Изучением проблемы формирования готовности к школе занимались такие учёные, как Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин, Е.Е.Кравцова, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев и др. Проблема готовности к школе для педагогов и психологов далеко не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штркбер,1957 и др.).
Проблему мы видим в том, что на сегодняшний день в педагогике пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности к школьному обучению», как нет и единого, общепринятого подхода к диагностике этого состояния.
Цель исследования – раскрыть особенности и условия формирования готовности к школьному обучению.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – формирование готовности детей к школьному обучению.
Предмет исследования — диагностика готовности к школьному обучению.
1. Понятие готовности ребенка к обучению в школе
Всем известно, что переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу является очень сложным периодом из-за адаптации к новым условиям.
Анализируя литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу о том, что в современных психологии и педагогике пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности к школьному обучению», нет единого мнения и у исследователей этой проблемы.
Например, Л.М.Безруких считает, что готовность ребенка к интеллектуальному обучению в школе – это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка [2].
А Л.А.Венгер раскрывает понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию) [5].
Но при этом все исследователи сходятся во мнении о том, что готовность к школьному обучению - это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. При этом авторами дается не только анализ необходимых знаний, умений, навыков ребенка при переходе из детского сада в школу, но и предлагается достаточно широкий комплекс диагностических методик, позволяющих выявить готовность дошкольника к школе.
Сегодня такое понятие, как «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами, социальными педагогами. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети.
Зарубежные же исследователи используют несколько другой термин - «школьная зрелость» и трактуют его как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок непосредственно становится способным принимать участие в школьном обучении, когда он овладевает знаниями, умениями, способностями, мотивацией и другими, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы, поведенческими характеристиками.
По нашему мнению, в этом определении смешаны различные компоненты психологической готовности, такие как мотивационная, поведенческие характеристики и педагогическая подготовленность (умения, знания, навыки).
Психологическая готовность к школе – особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько. Он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.
По мнению А.Керна, ребенок, поступающий в школу, должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.
К умственной области непосредственно относится способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению.
Под эмоциональной зрелостью мы понимаем эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.
Социальная зрелость всегда связывана с потребностью каждого ребенка в общении с детьми, с его способностью подчиняться интересам и принятым правилам детского коллектива, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.
Абсолютно закономерно принятое сегодня в психологии мнение о том, что психологическая готовность к обучению в школе должна рассматриваться как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Современные российские психологи под готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в зону ближайшего развития ребенка.
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как "совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению".
А.Анастази определяет школьную зрелость как, овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками [1].
В.С. Мухина, трактует готовность к школьному обучению как желание и осознание необходимости учится, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
По словам Д.Б. Эльконина, готовность ребенка к школьному обучению предполагает «взращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [10].
К наиболее важным предпосылкам он относит умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Д.Б.Эльконин акцентирует свое внимание на том, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода [10].
Как отмечает Н.И.Гуткина, традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию [7].
Как отмечает Е.О.Евсеева «особенно следует отметить важную роль сформированности у ребенка готовности к усвоению грамоты, предполагающей становление процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, которые участвуют в формировании письменной речи как базовой способности к обучению" [8; 120].
1.Анастази А. Психологическое тестирование: кн. 2 / под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. – М., 1982.
2.Безруких М.М. Ступеньки к школе: кн. для педагогов и родителей. – 3-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
3.Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопр. психол. ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995.
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008.
5.Венгер Л.А "Как дошкольник становится школьником" Дошкольное воспитание №8, 1995
6.Готовность ребенка к школе под ред. А.В. Гордиец - Р-на-Д: Феникс, 2006
7.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академ. Проект, 2000.
8.Евсеева М.О. Состояние проблемы изучения готовности детей к овладению школьными навыками // Специальное образование. 2016. С.117-121.
9.Гуцаева Н.И. Сущность и особенности предшкольной подготовки // Вестник ГУУ, 2013.- №21. – С.250-255.
10.Особенности психологического развития детей 6–7-летнего возраста / под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера; Науч.-исслед. ин-т. общей и пед. психол. Акад.пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!