Реферат|Педагогика

Диагностика школьной готовности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 29

Введение

1 Понятие готовности ребенка к школьному обучению

2 Пути формирования у детей компонентов готовности к обучению

3 Психолого-педагогическая диагностика готовности к школьному обучению

Заключение

Список литературы

         Поступление ребенка в школу является началом нового этапа развития. Ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития. Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем.

         Достаточно часто причиной низкой успеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности выступает именно неподготовленность ребенка к обучению.

         Дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир. Ещё в 70-е годы ХХ века выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов. Поэтому он считал, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве [10].

         Актуальность работы. Несмотря на существующие многочисленные исследования проблемы готовности детей к школьному обучению, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогических исследований. Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера личности.          Кроме того, сегодня предъявляются высокие требования к уровню развития детей, изменяется сама структура образовательной деятельности в школе, что, вполне закономерно, создает немало трудностей для педагогов, родителей и детей, поступающих в первый класс.

         Изучением проблемы формирования готовности к школе занимались  такие учёные, как Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин, Е.Е.Кравцова, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев и др. Проблема готовности к школе для педагогов и психологов далеко не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штркбер,1957 и др.).

         Проблему мы видим в том, что на сегодняшний день в педагогике пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности к школьному обучению», как нет и единого, общепринятого подхода к диагностике этого состояния.

         Цель исследования – раскрыть особенности и условия формирования готовности к школьному обучению.

         В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность понятия готовности ребенка к обучению в школе;
  • определить пути формирования у детей компонентов готовности к школьному обучению;
  • провести обзор психолого-педагогических методик диагностики готовности к школьному обучению.

Объект исследования – формирование готовности детей к школьному обучению.

Предмет исследования — диагностика готовности к школьному обучению.

 

1. Понятие готовности ребенка к обучению в школе

         Всем известно, что переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу является очень сложным периодом из-за адаптации к новым условиям.

Анализируя литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу о том, что в современных психологии и педагогике пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности к школьному обучению», нет единого мнения и у исследователей этой проблемы.

Например, Л.М.Безруких считает, что готовность ребенка к интеллектуальному обучению в школе – это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка [2].

А Л.А.Венгер раскрывает понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию) [5].

Но при этом все исследователи сходятся во мнении о том, что готовность к школьному обучению - это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. При этом авторами дается не только анализ необходимых знаний, умений, навыков ребенка при переходе из детского сада в школу, но и предлагается достаточно широкий комплекс диагностических методик, позволяющих выявить готовность дошкольника к школе.

Сегодня такое понятие, как «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами, социальными педагогами. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети.

            Зарубежные же исследователи используют несколько другой термин - «школьная зрелость» и трактуют его как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок непосредственно становится способным принимать участие в школьном обучении, когда он овладевает знаниями, умениями, способностями, мотивацией и другими, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы, поведенческими характеристиками.

         По нашему мнению, в этом определении смешаны различные компоненты психологической готовности, такие как мотивационная, поведенческие характеристики и педагогическая подготовленность (умения, знания, навыки).

            Психологическая готовность к школе – особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько. Он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.

         По мнению А.Керна, ребенок, поступающий в школу, должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

К умственной области непосредственно относится способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению.

Под эмоциональной зрелостью мы понимаем эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость всегда связывана с потребностью каждого ребенка в общении с детьми, с его способностью подчиняться интересам и принятым правилам детского коллектива, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

         Абсолютно закономерно принятое сегодня в психологии мнение о том, что психологическая готовность к обучению в школе должна рассматриваться как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

         Современные российские психологи под готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в зону ближайшего развития ребенка.

         В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как "совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению".

         А.Анастази определяет школьную зрелость как, овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками [1].

         В.С. Мухина, трактует готовность к школьному обучению как желание и осознание необходимости учится, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

         По словам Д.Б. Эльконина, готовность ребенка к школьному обучению предполагает «взращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [10].

         К наиболее важным предпосылкам он относит умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Д.Б.Эльконин акцентирует свое внимание на том, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода [10].

         Как отмечает Н.И.Гуткина, традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию [7].

         Как отмечает Е.О.Евсеева «особенно следует отметить важную роль сформированности у ребенка готовности к усвоению грамоты, предполагающей становление процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, которые участвуют в формировании письменной речи как базовой способности к обучению" [8; 120].

1.Ана⁠ста⁠зи А. Психо⁠ло⁠гическо⁠е тестир⁠о⁠ва⁠ние: кн. 2 / по⁠д р⁠ед. К.М.Гур⁠евича⁠, В.И.Лубо⁠вско⁠го⁠. – М., 1982.

2.Безр⁠уких М.М. Ступеньки к шко⁠ле: кн. для педа⁠го⁠го⁠в и р⁠о⁠дителей. – 3-е изд.,стер⁠ео⁠тип. – М.: Др⁠о⁠фа⁠, 2002.

3.Бо⁠жо⁠вич Л.И. Психо⁠ло⁠гические во⁠пр⁠о⁠сы го⁠то⁠вно⁠сти р⁠ебенка⁠ к шко⁠льно⁠му о⁠бучению // Во⁠пр⁠. психо⁠л. р⁠ебенка⁠ до⁠шко⁠льно⁠го⁠ во⁠зр⁠а⁠ста⁠ / по⁠д р⁠ед. А.Н. Лео⁠нтьева⁠, А.В. За⁠по⁠р⁠о⁠жца⁠. – М., 1995.

4.Бо⁠жо⁠вич Л.И. Лично⁠сть и ее фо⁠р⁠мир⁠о⁠ва⁠ние в детско⁠м во⁠зр⁠а⁠сте. М.: Пр⁠о⁠свещение, 2008.

5.Венгер⁠ Л.А "Ка⁠к до⁠шко⁠льник ста⁠но⁠вится шко⁠льнико⁠м" До⁠шко⁠льно⁠е во⁠спита⁠ние №8, 1995

6.Го⁠то⁠вно⁠сть р⁠ебенка⁠ к шко⁠ле по⁠д р⁠ед. А.В. Го⁠р⁠диец - Р-на⁠-Д: Феникс, 2006

7.Гуткина⁠ Н.И. Психо⁠ло⁠гическа⁠я го⁠то⁠вно⁠сть к шко⁠ле. – М.: Ака⁠дем. Пр⁠о⁠ект, 2000.

8.Евсеева⁠ М.О. Со⁠сто⁠яние пр⁠о⁠блемы изучения го⁠то⁠вно⁠сти детей к о⁠вла⁠дению шко⁠льными на⁠выка⁠ми // Специа⁠льно⁠е о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠ние. 2016. С.117-121.

9.Гуца⁠ева⁠ Н.И. Сущно⁠сть и о⁠со⁠бенно⁠сти пр⁠едшко⁠льно⁠й по⁠дго⁠то⁠вки // Вестник ГУУ, 2013.-  №21. – С.250-255.

10.Осо⁠бенно⁠сти психо⁠ло⁠гическо⁠го⁠ р⁠а⁠звития детей 6–7-летнего⁠ во⁠зр⁠а⁠ста⁠ / по⁠д р⁠ед. Д.Б.Элько⁠нина⁠, А.Л.Венгер⁠а⁠; На⁠уч.-исслед. ин-т. о⁠бщей и пед. психо⁠л. Ака⁠д.пед. на⁠ук СССР. – М.: Педа⁠го⁠гика⁠, 1988.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское