О нарушении осанки написано много литературы, однако не просто понять, что нужно сделать, чтобы исправить неправильную осанку, ещё сложней из-за обилия научной терминологии. Достаточно просто знать, зачем нужна правильная осанка, какие последствия влечет ее нарушение и что делать, чтобы исправить неправильную осанку.
В первую очередь при нарушении осанки страдает внешний вид и походка. Правильная осанка нужна чтобы выглядеть красиво и привлекательно. Хорошая осанка заставляет непроизвольно втянуть живот, подчеркивает грудь, походку делает более плавной и грациозной и визуально делает фигуру подтянутой. Кроме того, именно осанка в значительной степени показывает окружающим отношение человека к себе, его внутреннюю самооценку. Что ещё важней, неправильная осанка рано или поздно приводит к заболеваниям позвоночника, болям в спине и, в следствие этого, к снижению качества жизни, значительным материальным тратам и затратам времени на лечение.
У ребенка школьного возраста, необходимо сформировать правильную осанку в детстве, чем исправлять ее в более позднем возрасте
Поддерживать правильную осанку должны мышцы шеи, спины и брюшного пресса, но для выполнения этой задачи им необходимо быть крепкими, сильными, выносливыми и готовыми к постоянным нагрузкам.
Мышцы шеи, спины и брюшного пресса должны быть настолько крепкими, чтобы в течение длительного времени без особого напряжения поддерживать позвоночник в правильном положении. Для исправления осанки разработаны специальные комплексы упражнений, укрепляющие мышцы шеи, спины и пресса, выполняя которые можно значительно снизить риск развития нарушений осанки и суметь скорректировать уже имеющиеся нарушения.
Но слабые мышцы - лишь одна из причин возникновения проблем с осанкой. Укрепить мышцы, которые влияют на формирование правильной осанки, не очень сложно. Значительно сложнее сформировать привычку держать спину прямо. Даже при наличии хорошо тренированных мышц чрезвычайно сложно постоянно помнить о том, что нужно держать правильную осанку.
Привычка - самое важное, что необходимо для исправления осанки. Формирование привычки держать спину ровно требует много времени и усилий, но она необходима, потому, что альтернатива - заболевания позвоночника, боль в спине и даже, возможно, инвалидность. Хорошим помощником в работе над приобретением привычки держать спину прямо станет тренажер, способствующий коррекции осанки. Его использование позволяет достаточно быстро и без усилий приобрести привычку к правильному положению спины.
Объектом исследования являются пациенты с нарушениями осанки. Предметом исследования является сестринский уход за пациентами.
Целью данной работы является проведение исследования особенностей сестринского ухода за пациентами с нарушениями осанки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть роль медсестры при уходе за пациентами с нарушениями осанки,
2) изучить принципы наблюдения и ухода за пациентами,
3) проанализировать лечение и профилактика осложнений,
Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.
Глава 1. Особенности сестринского ухода за пациентами с нарушениями осанки
1.1 Роль медсестры при уходе за пациентами с нарушениями осанки
Известно, что основной целью сестринского ухода является обеспечение пациенту необходимого качества жизни при возникновении заболевания, иначе говоря, создание пациенту максимально возможного в данных условиях комфорта.
При нарушении удовлетворения потребностей развивается состояние дискомфорта. В свою очередь комфорт — это состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет все свои потребности. Можно дать следующее определение потребности — это физиологический и/или психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.
Здоровье можно определять как динамическое равновесие личности с окружающей средой, достигнутое посредством адаптации. Достигается это равновесие путем удовлетворения человеком своих потребностей.
Таким образом, сестринский уход — это создание пациенту комфорта, т.е. условий, при которых он может самостоятельно удовлетворять свои потребности.
Удовлетворение любой потребности обеспечивается в организме функционированием органов и систем. Любое заболевание нарушает функцию органов, поэтому внешне проявляется нарушением удовлетворения какой-либо потребности. Например, опорно-двигательный аппарат обеспечивает удовлетворение таких потребностей, как передвигаться. Медицинская сестра в силу своих знаний и умений не способна поставить диагноз пациенту и повлиять на болезнь (это может только врач), но может определить нарушение в удовлетворении потребностей и создать условия для их удовлетворения.[2, c. 174]
Для этого медицинская сестра должна собрать полную информацию о своем пациенте. Только четко представляя себе, удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациента, она может сформулировать цели и задачи сестринского ухода, продумать и составить его план, реализовать его и оценить результаты. Только представляя себе пациента как личность, как единое физиологическое и психосоциальное целое, медицинская сестра может рассчитывать на его понимание и поддержку в организации ухода и эффективно ориентировать больного на улучшение своего состояния.
Осанкой принято называть привычную позу, которую человек принимает стоя или сидя без излишнего мышечного напряжения.
В утробе матери позвоночник плода представляет собой равномерную дугу. Сразу после рождения ребенка позвоночник выпрямляется почти до прямой линии. С этого момента начинается формирование осанки. Когда малыш начинает удерживать голову в поднятом положении, в шейной части позвоночника образуется изгиб вперед (шейный лордоз); когда ребенок начинает сидеть, в грудном отделе позвоночника образуется изгиб, обращенный назад (кифоз), а когда начинает ходить, образуется изгиб позвоночника с выпуклостью, обращенной вперед в поясничной части (поясничный лордоз). Дефекты осанки и искривление позвоночника могут возникнуть еще в грудном возрасте.
Можно выделить следующие признаки правильной осанки:
- прямое положение головы и одинаковые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем;
- среднее положение линии остистых отростков;
- нормальные физиологические кривизны позвоночника;
- углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии, сами лопатки – на одинаковом расстоянии от позвоночника, прижаты к туловищу;
- симметричность треугольников талии (пространство между боковой поверхностью тела и внутренней поверхностью свободно опущенной вниз руки);
- грудная клетка симметрична относительно средней линии, при осмотре спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний. Как правило, молочные железы у девушек и соски у юношей находятся на одном уровне;
- симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии;
- угол наклона таза находится в пределах 35-55|. Он меньше у мужчин, чем у женщин.[6, c. 142]
Отклонения от правильной осанки принято называть нарушением, или дефектом осанки. Развитию нарушений осанки способствуют следующие причины:
- наследственные анатомо-конституциональные особенности строения скелета и мышечной системы, то есть предпосылки к возникновению нарушений;
- врожденные пороки и родовые травмы, в числе которых могут быть врожденные дефекты позвонков, вывихи, дисплазии, неодинаковая длина ног, перекос положения таза и т.п.;
- перенесенные или хронические заболевания, вызывающие ослабление организма ребенка (рахит, туберкулез, детские инфекции, частые простудные заболевания), в сочетании с неблагоприятными внешними условиями могут вызывать изменения в состоянии мышечно-суставного аппарата, нарушения симметрии тонуса мышц левой и правой сторон спины, естественного ритма и координации движений, создающие предпосылки для нарушения осанки;
- неправильное положение тела при различных статических позах, недостаточное или нерациональное питание;
- гипокинезия, недостаток физической активности и как следствие – плохое физическое развитие и мышечная слабость;
- подавленное состояние психики – при нервных потрясениях характерны поникшая голова, опущенные плечи, согнутая спина (что особенно важно для худеньких астеников и полноватых дигестивников, часто попадающих в стрессовую ситуацию из-за особенностей телосложения и двигательных возможностей);
- возрастные изменения в связи с дистрофическими процессами в суставах тела, в межпозвоночных дисках, сопровождающимися неврологическими синдромами, в том числе, и болевыми, прогрессирующим ослаблением мышц.