Реферат|Психология

Коучинг

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2021 | Страниц: 22

ВВЕДЕНИЕ

  1. Сущность и содержание понятия «коучинговые технологии»
  2. Коучинг как метод организации профессиональной ориентации молодежи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В современной литературе в достаточно неполной мере рассматривается тема коучинга. Одной из известных работ по коучингу является книга Дж. Уитмора «Коучинг высокой эффективности». Вместе с ней также популярны книги Дж.К. Смарта «Коучинг», С. Тропа и Дж. Клиффорда, «Коучинг в обучении. Руководство для тренера и менеджера». Отечественные работы в данной области представлены следующими авторами: Д.А. Аширов, И.С. Габитов, Л.Н. Захарова, Г.И. Коноплева, В.Е. Максимов, А.В. Огнев.

Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных коучингу, вопросы, касающиеся коучинг, как инструмента профессиональной ориентации до сих пор остаются мало раскрытой.

 

  1. Сущность и содержание понятия «коучинговые технологии»

Коучинг как технология возникает на стыке психотерапии и консультирования, тренинга и фасилитации.

Технология коучинга представляется нам как совокупность методов, средств и форм воздействия на личность будущего специалиста, обеспечи­вающих свободу его личностно-профессионального развития посредством взаимодействия с другими людьми.

Технологичность коучинга заключается, с одной стороны, в опреде­ленной последовательности шагов и процедур работы со специалистом, с другой в вариативности и разнообразии привлекаемых методов и средств для решения индивидуальных проблем.

Коучинг (в пер. с англ. «coaching»):

  • наставлять, воодушевлять, тренировать (Краткий оксфордский сло­варь);
  • тренировать, заниматься репетиторством, подготавливать к экзамену или состязаниям» (Англо-русский словарь Мюллера В. К.).

Исходя из этимологии слова, следует определить, что исходными моментами коучинга являются, с одной стороны, навыковые тренинги по закре­плению конкретных моделей поведения, с другой - особая линия наставни­чества и фасилитация, обеспечивающая актуализацию внутренних сил и воз­можностей.

Коучинг - это средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений в сложной ситуации посредством реализации его способностей и возможностей; это инструмент для оптимизации и раскрытия человеческого потенциала и эффективной деятельности[1].

В литературе часто коучинг рассматривается как вид индивидуальной (групповой) профессиональной поддержки людей, ставящих своей задачей профессиональный и личностный рост, повышение персональной эффективности. Коучинг направлен на помощь в достижении целей и решении различного рода проблем в различных областях человеческой жизни: бизнесе, карьере, образовании, физическом здоровье, межличностных отношениях, семье.

Коучинг в работе организации представляет собой непрерывный процесс общения менеджера и служащего, который способствует как успешной деятельности компании, так и профессиональному становлению сотрудника в быстро изменяющихся обстоятельствах служебной деятельности[2].

Предшественниками и истоками коучинга считаются гуманистический подход в психотерапии (А. Маслоу, К. Роджерс), работы Д. Гоулмена в сфере эмоционального интеллекта, сократовские методы диалога, методики наиболее продвинутых спортивных тренеров.

На Западе парадигма коучинга как особого стиля обучающего взаимодействия развилась на основе рефлексии передовых подходов в области наставничества, бизнес-консультирования, психологического консультирования и даже психотерапии. Тот факт, что бизнес-сооб­щество обращает все больше внимания на коучинг и наставничество, отража­ет некоторую разочарованность в традиционных методах подготовки управленческих кадров.

В самом широком понимании коучинг является способом развития людей с целью повышения эффективности деятельности и реали­зации их потенциала в полной мере[3]. Коучинг принято рассматри­вать как развивающую деятельность, а не как деятельность, направленную на исправление недостатков в работе.

 «Коучинг и наставничество не являются дополнительными или вспомогательными задачами. Они представляют собой часть стиля и подхода, который ставит обучение и развитие личности во главу биз­нес-процесса»[4].

Р. Брод отмечает важность планомерности коучинга: спе­циальная подготовка студента к его реализации и систематическая под­держка средствами коучинга специалиста в процессе его профессионализа­ции[5]. В таблице 1 представлена общая характеристика коучинга.

Таблица 1

Общая характеристика коучинга

Показатели

Характеристика коучинга

Характер отношений

Краткосрочные или долгосрочные отношения

Формат взаимодействия

Обсуждение вопросов развития в формате один на один или же в формате групповых сессий

Тип обратной связи

Предоставляет конкретную обратную связь по силь­ным и слабым сторонам деятельности

Предмет приложения усилий

Концентрируется на конкретных областях деятельно­сти

Эффект и перспектива развития

Концентрируется на улучшении деятельности путем развития и укрепления индивидуальных навыков и компетенций

Характер целей

Имеет и организационные и индивидуальные цели

Требования к специалисту

Требует наличия у коуча спектра «межличностных» навыков (таких, как умение задавать направленные вопросы, эффективное слушание, предоставление обратной связи и т. д.), а также наличия знаний в тех сферах, где необходимо улучшить деятельность

Особые условия

Лучше всего работает в тех случаях, когда человек сам приветствует использование коучинга

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2017. – 344 с.
  2. Бендюков М.А. Ступени карьеры. Азбука профориентации / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин - Речь, 2016. - 238 с.
  3. Бобровская Л.Н. Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса / Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А.Сапрыкина, под ред. Н.Н.Рождественской. – М. : Глобус, 2018. – 236 с.
  4. Брод Р. Коучинг и наставничество в профессиональном развитии менеджеров: проблемы и возможности [Текст] / Р. Брод // Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - № 7. - С. 57-64.
  5. Вагин И. Как стать первым: Практический коучинг по-русски Текст. / И. Вагин, А. Глушай. М.: ООО «Издательство АСТ», 2017. – 356 с.
  6. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2017. – 236 с.
  7. Воронин И.В. Представление о критериях эффективности профориентационной работы у подростков [Текст] / В.И. Воронин // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2016. - 320 с.
  8. Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи /В.В. Выборнова, Е.А. Дунаева // Социологические исследования. 2016. - № 7.
  9. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология – электронная библиотека психолога http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/gamez/06.php  (дата доступа: 15.04.2021 г.).
  10. Данилова Марина - Интегральный коучинг. Как научить и научиться / Марина Данилова, Яна Мельвиль, Александр Савкин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020 integralnyj-kouching.pdf  (дата доступа: 22.04.2021 г.).
  11. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки тренера коучей Текст. / М. Дауни. М.: Добрая книга, 2017. – 286 с.
  12. Добротворский И. JI. Коучинг- личная тренировка: Помощь в решении самых запутанных проблем в управлении, бизнесе и карьере [Текст] / И. Л. Добротворский. - М., 2016. - 3-е изд., перераб. и доп. - 34 с.
  13. Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП Текст. / Р. Дилтс. - М.: Ол-ма-Пресс, 2018. – 455 с.
  14. Ермачкова Е.С. Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в системе профильного обучения : автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Е.С. Ермачкова. – Тамбов : 2019. – 255 с.
  15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. Заведений / Е.А.Климов. - 4-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 310 с
  16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 455 с.
  17. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования /В.И. Блинов, И.С. Сергеев. – Москва: ФИРО; Изд-во «Перо», 2017. – 236 с.
  18. Кустов Ю.А. Профессиональное самоопределение личности: Учебное пособие. / Ю.А. Кустов, С.В. Стацук. – Тольятти : ВУиТ, 2016. – 356 с.
  19. Мартынова Е.Г. Система работы по обеспечению профессионального самоопределения обучающихся и их успешной социализации в обществе [Электронный ресурс] / Е.Г. Мартынова. URL: http://festival.1september.ru/articles/566164/ (дата доступа: 15.104.2021 г.).
  20. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методич. пособие. - М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2018. - 400 с.
  21. Молодежь на рынке труда: проблемы профориентации в условиях модернизации системы образования / под ред. А.Л. Зимина, Н.Н. Захарова, А.Г. Антипьева; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2017. - 242 с.
  22. Остервальдер А. О. Твоя бизнес-модель: Системный подход к построению карьеры / Тим Кларк в сотрудничестве с Александром Остервальдером и Ивом Пинье ; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 258 с. - Остервальдер Александр. Твоя бизнес-модель.pdf (дата доступа: 15.04.2021 г.).
  23. Парслоу Э. Коучинг в обучении. Практические методы и техники [Текст] / Э. Парслоу, М. Рэй. - СПб.: Питер, 2017. - 204 с.
  24. Прайор Р. Коучинг- это просто [Текст] / Р. Прайор, М. Лейб- линг. - СПб.: Питер, 2017. - 144 с.
  25. Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики: Уч. пос. / Н.С. Пряжников. М.: Ассоциация «Профцентр», 2016. – 236 с.
  26. Резапкина Г.С. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / Г.С. Резапкина – М. : Генезис, 2016. – 577 с.
  27. Роут О.А. Коуч-метод в профориентационной работе с обучающимися. - Методист ЦП и ПС ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017. – 378 с.
  28. Савкин А. Коучинг по-русски- смелость желать [Текст] / А. Савкин, М. Данилова. - СПб.: Речь, 2017. - 112 с.
  29. Толочек, В. А. Современная психология труда Текст. учеб. пособие / В. А. Толочек. СПб.: Питер, 2016. – 314 с.
  30. Фролов Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки каче­ства подготовки специалистов [Текст] / Ю. В. Фролов, Ю. В. Махотин // Высшее образование сегодня. - 2016. - № 8. - С. 34-41.
  31. Харгроуф Р. Ваш коуч: помощь в решении самых запутанных проблем в управлении, бизнесе и карьере [Текст] / Р. Харгроуф, М. Рено. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. - 270 с.
  32. Уитворт JI. Коактивный коучинг: Новые методы коучинга, помо­гающие людям добиться успеха на работе и в жизни [Текст] / Л. Уитворт, Г. Кимси-Хауз, Ф. Сандал; пер. с англ. - М.: Центр поддержки корпоративно­го управления и бизнеса, 2017. - 356 с.
  33. Шабанов С. Эмоциональная компетентность и обучение [Элек­тронный ресурс] / С. Шабанов. Режим доступа: eqspb.ru (дата доступа: 15.04.2021 г.).
  34. Чумакова С. Коучинг Эмоциональной компетентности (EQ). (EQ - мощный ресурс успешного менеджера) [Электронный ресурс] / С. Чумакова Режим доступа // http://coacha.ru/help/publications/20030619.html (дата доступа: 15.04.2021 г.).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское