Введение
- История развития нейрофизиологии
- Методология нейрофизиологии на примере ЭЭГ
- Философские аспекты новых достижений в нейрофизиологии
3.1 Асимметрия головного мозга как физиологическая основа сознания
3.2 Теория зеркальных нейронов
3.3 Новая роль гематоэнцефалического барьера
Заключение
Список используемой литературы
Как известно, дословно физиология - это учение о сущности живого. Это наука, которая регулирует функционирование и регуляцию биологических систем различных уровней организации, жизненных процессов организма, его физиологических систем, отдельных органов, тканей, клеток и субклеточных структур, а также механизмов регуляции этих процессов. как влияние факторов окружающей среды на динамику жизненных процессов. Физиология изучает новое качество живой функции. Наивысший уровень регуляции функций организма обеспечивается центральной нервной системой (ЦНС). (1) Нейрофизиология - это раздел физиологии, который изучает функции нервной системы и нейронов, которые являются ее основными структурными единицами.
В настоящее время наука о мозге переживает период необыкновенно бурного и разностороннего развития. Обогащенная новыми средствами исследования глубинных механизмов деятельности нервной системы, она все стремительнее и ближе подходит к решению задачи эффективной регуляции функций мозга, максимального использования его биологических резервов, в том числе для повышения работоспособности человека в тех разнообразных экстремальных условиях, с которыми он все чаще встречается в своей практике. Наука о мозге давно перестала быть чисто медицинской дисциплиной и превратилась в важнейшую область современного естествознания, которая не только отражает извечное стремление человека к познанию самого себя, но и крайне необходима для социального прогресса человечества.
Постоянно увеличивающийся объем экспериментальных данных о структуре, физико-химических основах и функциях мозга, его элементарных структурах, принципах интеграции и механизмах интегральных процессов в мозге приводит к тому, что понимание всей совокупности этих данные невозможны (или в любом случае ограничены) с точки зрения прагматизма или узкого аналитизма, вне обобщающей философской теории. (2) Таким образом, один из самых ярких представителей аналитической нейрофизиологии, J. Eccles (1966), указывает, что в настоящее время обсуждение проблем мозговой деятельности и сознания невозможно при исключении философии. П. Вайс (1967) обращает внимание на неизбежные ограничения аналитического метода, который легко приводит к «микромеханистическим концепциям», и призывает к поиску принципов деятельности «природных систем». В своих работах Р. Гранит (1957, 1967) и многие другие нейрофизиологи затрагивают вопросы, связывающие физиологию сенсорных процессов с теорией познания.
В свое время Ф. Энгельс в поисках аргументов естественности и жизненной необходимости понимания основ научного социализма пытался мысленно (возможно, что под косвенным влиянием тогдашнего известного венского психиатра Франца-Иосифа Галла, который провозгласил связь психики с формой черепа и развитием мозга) «заглянуть под череп» сознательного немецкого рабочего.
Конечно, это яркая идеологическая и социально ориентированная метафора. Но в то же время образная интерпретация черепа как естественно видимой границы бытия и сознания, природных и социальных, инстинктов и осознания в когнитивном и человеческом поведении нашла отклик у ведущих физиологов прошлого века. Перспектива такого подхода к изучению мозга подтверждается высказыванием академика И.П. Павлова, который считал, что «сознание является результатом деятельности той области коры головного мозга, которая находится в состоянии оптимальной возбудимости».
Этот «участок» - утверждает член-корреспондент РАН А.М. Иваницкий из Института высшей нервной деятельности РАН - он считал его креативным, в отличие от других отделов, которые способны воспроизводить только условные рефлексы, которые уже выработаны. Павлов писал, что «если бы мы могли видеть сквозь череп, мы бы увидели светлое пятно, движущееся в причудливой форме, которая отражает область, связанную с сознанием ...».
Цель реферата – охарактеризовать философские аспекты нейрофизиологии.
Задачи работы:
- Раскрыть историю развития нейрофизиологии
- Охарактеризовать методологи. нейрофизиологии на примере ЭЭГ
- Показать асимметрию головного мозга как физиологическая основа сознания.
- Раскрыть теорию зеркальных нейронов.
- Показать роль гематоэнцефалического барьера.
- ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ
С учетом особенностей морфологического расположения нервной системы и отсутствием прямых проявлений ее деятельности представления о ее предназначении развивались очень медленно. Имея подробные знания о функциях других органов человека, Аристотель и Гиппократ представляли себе деятельность мозга крайне примитивно. Аристотель считал, что мозг лишен крови, а нервы берут начало из сердца; мозгу приписывалась функция выделения из организма избыточной жидкости и регулирования температуры тела. Предположение о том, что мозг имеет отношение к чувствительности и движениям, высказано в трудах Герофила (Herophilos) и Эразистрата. К. Гален приводил сведения о том, что нарушение движений организма связано с повреждением некоторых частей нервной системы и что она, следовательно, является органом, управляющим двигательной деятельностью. Гален полагал при этом, что функции нервной системы связаны с наличием в ней особых жидкостей (гуморов), которые текут по полым нервам к различным органам тела; это представление было затем принято медициной средневековья и сохранялось практически неизменным на протяжении более 1500 лет. Лишь в эпоху Возрождения начали появляться новые, сначала философские, затем анатомические и, наконец, экспериментальные работы, посвященные изучению деятельности мозга. Среди множества работ философов XVII века особую роль сыграли труды Р. Декарта, который предположил принцип «отражательной» деятельности мозга, согласно которому, всякая деятельность организма является отражением внешних воздействий, которые осуществляются через центральную нервную систему.