Реферат|Психология

Ценностные ориентации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2021 | Страниц: 39

Введение

1 Сущность понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности

2 Содержание и структура ценностных ориентаций

3 Факторы, влияющие на формирования ценностных ориентаций у молодёжи

Выводы

Список литературы

            Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противоречия между широким спектром научного интереса к исследованию процесса формирования ценностных ориентаций и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий их формирования у  молодёжи.

 

1 Сущность понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности

На современном этапе развития науки существует несколько взглядов на сущность ценностной сферы личности. Под ценностной сферой личности и собственно под ценностями, ученые понимают значимость (Р.Г. Лотце), личностный смысл (Г. Олпорт), убеждения (М. Рокич), структуру потребностей (А. Маслоу), образование сознания и самосознания человека, в котором отражены актуальные жизненные потребности, интересы, взгляды и отношение к действительности и себе (М.И. Боришевский), социальные установки (В.О. Ядов), идеал-идею, содержание которой выражает что-то значимое для человека (И.Ф. Надольный), все объекты окружающего мира, которые могут удовлетворить потребности (Ф.Н. Щербак, В.П. Тугаринов) и другие.

Как общеупотребительное понятие, ценность определена И.М. Богдановской,[1] как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, что определяется не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений, критериев и способов оценки этой значимости, выраженных в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Исходя из данного определения, ценности существуют не только в сознании (есть не только психическим феноменом), но есть и в культуре в целом.

По нашему мнению, на сегодня наиболее продуктивными в сфере ценностной проблематики остаются исследования Д.А. Леонтьева,[2] который отмечает, что несмотря на значительное количество психологических исследований, понятие «ценность» до сих пор не имеет своего четкого определения. Автор выделяет три основных варианта понимания психологической природы индивидуальных ценностей.

В первом варианте, сторонниками которого являются В. Брожик, М. Рокич, А.А. Ручка,[3] ценности рассматривают через их связь с такими понятиями, как мысль, представления или убеждения.

Взгляды М. Рокича, который рассматривает систему ценностей как устойчивую совокупность убеждений в приоритетах определенного способа поведения или конечной цели существования, определенного поведения или других целей поддерживают С. Шварц и В. Билски и объясняют ценности как понятие или убеждения, касающиеся желательности конечных целей или поведения человека.[4]

В отечественной психологии понимание различных ценностных ориентаций личности рассматривается в различных аспектах изучения ее свойств. Так Б.Ф. Ломов[5] отмечает, что, несмотря на различную трактовку самого понятия «личность» практически всеми авторами в качестве одной из ее черт называется направленность. Направлен­ность личности – это системообразующее ее свойство, которое определяет весь ее психический склад. Такая позиция отражена в работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др.

Термин «направленность личности» означает «от­ношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие»[6]. В этом определении Б.Ф. Ломова отражается мысль о том, что направленность личности выражает субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам окружающей реальности.

  1. Агеев А.И., Аверьянов М.А., Евтушенко  С.Н., Кочетова Е.Ю. Цифровое общество: архитектура, принципы, видение // Экономические стратегии. –  2017,  № 1. –  С. 114-125.
  2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. – 1984. – Т.5. – № 5. – С.63-70.
  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1997. – 344 с.
  4. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. – М., 1999. – С. 426-433.
  5. Арутюнян К.С. Трансформация мировоззренческих ориентаций в условиях социального кризиса: Автореф. дисс. ....канд. философ. наук / К.С. Арутюнян. – Саранск, 2013. – 20 с.
  6. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Монография. – Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. – 278 с.
  7. Богданович Н.В. и др. Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе // Психология и право - 2019. - Том. 9. - № 2. - С. 232–249.
  8. Богдановская И.М. Смысловая организация современного религиозного опыта личности: Дисс. …канд. психол. наук. – СПб., 2002. – 187 с.
  9. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1998. – 301 с.
  10. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: Дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2013. – 195 с.
  11. Васильева О.А. Формирование массового сознания в условиях становления информационного общества в России: Дисс. ....канд. социол. наук. – М., 2006. – 173 с.
  12. Васильева Т.А. Проблема формирований ценностных ориентаций студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014, № 2 (58). – Т. 2.
  13. Володенков С.В. Массовая коммуникация и общественное сознание в условиях современных технологических трансформаций / С.В. Володенков // Журнал политических исследований. – 2018. – Т. 2. – № 3. – С. 1-8.
  14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
  15. Гаврилова О.В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровнего образования: Дисс. ... канд. психол. наук. – Казань, 2000.
  16. Журавлева Н. Динамика ценностных ориентаций личности. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 335 с.
  17. Заяц З.В., Алиева Н.З. Сознание человека в эпоху техногенной глобализации // Соврем. проблемы науки и образования. – 2015, № 2-3. – С. 199-206.
  18. Иваньков Д.С. Жизненные ценности студентов // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13317 (дата обращения: 24.02.2021).
  19. Игнатьева, О., Плетнев, А. Социальные проблемы цифровой экономики / О. Игнатьева, А. Плетнев // Журнальный клуб Интелрос «Credo New». – 2019, № 2 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://credo-new.ru/archives/category/%E2%84%962-98-2019.
  20. Кириллова, Э.В. Информационно-культурная среда как фактор формирования политического сознания российских граждан (Социально-философский анализ) / Э.В. Кириллова: Дисс. ....канд. филос. наук. – М., 2006. – 171 с.
  21. Киселева И.А. Развитие познавательного интереса студентов на основе кластерного подхода в проектной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2011. - 23 с.
  22. Леденцов Д.С. Ценности как фактор смысложизненных ориентаций современного российского студенчества и их динамика: Автореф. дисс ... канд. социол. наук. – Иркутск, 2007. – 23 с.
  23. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 2005. – 304 с.
  24. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mary1982.narod.ru/leontiev.html
  25. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. –1998, № 1. – С. 13-25.
  26. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло­гии. – М.: Наука, 2004. – 446 с.
  27. Майкова В.П. Социально-философские проблемы динамики общественного сознания в современной России: Дисс. ... докт. философ. наук / В.П. Майкова. – М., 2014. – 259 с.
  28. Майкова В.П. Структура и динамика мировоззренческих ориентаций / В.П. Майкова // Электрон. журн. «Вестн. МГОУ». – 2014, № 1 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://evestnik-mgou.ru/ru/Artides/Doc/544 .
  29. Мартынова Т.Н. Особенности системы ценностных ориентаций студентов с различной мотивацией выбора профессии// Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - С. 34.
  30. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах //Психологическая наука и образование. – 2005. – Том. 10. – № 3. – С. 16-25.
  31. Мормужева, Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений / Н. В. Мормужева. // Педагогика: традиции и инновации: Материалы IV Междунар. науч. конф.. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 160-163.
  32. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действи­тельности // Психология личности: Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – С. 35-38.
  33. Никовская Л.И. Гражданское общество и гражданское сознание (ценностно-мотивационный аспект) / Л.И. Никовская // Вестник Института социологии. – 2015, № 1. – С. 139-155.
  34. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1999. – 254 с.
  35. Профессиональное образование: методология, технологии, практика: сборник научных статей. Вып. 11 / под. ред. А.А. Саламатова. –Челябинск: Золотой Феникс, 2018. – 180 с.
  36. Рогов М. Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект. – Казань., 1998. – 155 с.
  37. Рогов М.Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект. – Казань, 1998. – С. 131.
  38. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – 2-е изд. – М., 2004. – 416 с.
  39. Савинова Т.В., Бирюлева Е.И. Система ценностных ориентаций студента педагогического вуза //Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения, 2016. – С. 77-81.
  40. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – М., 2000. – 360 с.
  41. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества //Социологические исследования. – 2003, № 1. – С. 115-123.
  42. Сологубова Г.С. Составляющие цифровой трансформации: монография / Г.С. Сологубова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 147 с.
  43. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. – 124 с.
  44. Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психоло­гия личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – С.87-91.
  45. Федосова И.В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе // Ценности и смыслы. –2009. № 2. – С. 75-92.
  46. Хайбулаева А.Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – Махачкала, 2015. – 24 с.
  47. Храпов С.А. Техногенные метаморфозы мировоззренческих ориентаций: содержательный уровень // Гуманит. исслед. – 2011, № 4(40). – С. 53.
  48. Шаповалов В.Ю. Роль социальных трансформаций в процессе развития общества / В.Ю. Шаповалов / Теория и практика общественного развития. – 2010, № 4. – С. 9-12.
  49. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы / О. Шпенглер. – М.: Мысль, 1998. – С. 192.
  50. Яруллина Л.Р. Ценностные ориентации студентов негосударственных высших учебных заведений. – М., 2008.
  51. Nasibulina, A. Education for Sustainable Development and Environmental Ethics / Nasibulina // Procedia Soc. Behav. Sci., 2015. - Vol. - 214. - P. 1078.
  52. Sharpe, E. The Principles of Science Education in Today’s Schools: A Roundtable / M.E. Sharpe // Russ. Educ. Soc., 2006. – Vol. 48, – № 1. – Р. 37-71.
  53. Tan, B.P., Naidu, N.B.M., Jamil, Z. Moral Values and Good Citizens in a Multi-Ethnic Society: A Content Analysis of Moral Education Textbooks in Malaysia / B.P. Tan, N.B.M. Naidu, Z. Jamil // J. Soc. Res., 2018. - Vol. 42. - № 2. - Р. 127.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2020 год 22 стр.
Ценностные ориентации студенческой молодежи
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское