ВВЕДЕНИЕ
- Мотив как литературоведческая категория: специфика и основные характеристики
- Мотив зеркала в рассказе В. Брюсова «В зеркале»
- Роль визуального в литературе
- Визуальные характеристики зеркала в рассказе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат|Литература
Авторство: gotovoe
Год: 2015 | Страниц: 15
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена объективным интересом к творчеству русских символистов. Русский символизм. С момента своего возникновения данное литературное направление привлекало внимание исследователей. Значительный вклад в изучение эстетики символизма и творчества виднейших представителей этого направления внесли Б.Ф. Асмус, А.И. Беленький, Н.К. Гудзий, Л.К. Долгополов, В.А. Келдыш, Д.Е. Максимов, А.М. Микешин, Б.В. Михайловский, 3.Г. Минц, А.Г.Соколов и др. Вместе с тем до недавнего времени в литературоведении преобладал интерес либо к эстетическим теориям символистов, либо к их поэтическому творчеству.
В ряде работ в силу идеологических установок преуменьшалось значение философских и художественных открытий символизма. Мало вникания уделялось прозаическому наследию символистов. Лишь в последние годы в исследованиях С.Д. Абрамовича, Г.И. Дербенева, М.В. Козыренко, А.В Лаврова и др. было обращено серьезное внимание на прозаическое наследие русских символистов. Среди работ, авторы которых занимались изучением творческого наследия В. Брюсова, стоит назвать труды О.Я. Алексеевой, Е.А. Казеевой, В.А. Калмыковой, О.А. Клинга, О.А. Жиронкиной, А.Х. Сатретдиновой и др.
Воссоздаваемые В. Брюсовым «острые и необычайные положения» служат одной из заветных символистских идей – об отсутствии твердой границы между фантазией и реальностью, сном и явью. Сам В. Брюсов всегда был связан с чем-то странным, неземным, ирреальным. В детстве обиженный на сверстников, он залезал на дерево и разрабатывал план самоубийства. Читая исторические книги, В. Брюсов представлял картины сражений, и даже придумывал свой мир, в котором жил только он и его многочисленные герои.
В гимназии Брюсов сближается с А. Лангом, который заинтересовал его причастностью к черной магии. А. Ланг говорил, что за него стихи пишут духи, он часто устраивал сеансы спиритизма. В окружении Брюсова ходили легенды о том, что «он, упырь и ночью бегает по кладбищам», его «глаза горят, ребра втянуты, грудь провалилась. Волк, да еще голодный, рыщет и ищет, кого бы разорвать» [16, с. 80].
Таким образом, становится очевидным, что не только В. Брюсов интересовался всем непознанным, но и сам будто бы притягивал к себе все необычное. Подтверждением сказанного является его рассказ «В зеркале», в котором трудно уловить границы между экзистенциальным бытием героини и миром иллюзорности. Мотив зеркала, возникающий уже в самом начале произведения и им же заканчивающийся, присутствует на всем протяжении повествования. Его визуальные характеристики прослеживаются через зрительный опыт персонажа, сюжетно запечатленный и композиционно выраженный в художественном произведении.
Таким образом, тема настоящей работы «Визуальные характеристики и мотив зеркала в рассказе В. Брюсова «В зеркале», проблема которого формулируется следующим образом: каковы теоретические предпосылки обращения к мотиву зеркала и созданию его визуальных характеристик в обозначенном произведении. Целью работы является решение данной проблемы. Для этого были сформулированы следующие задачи: 1) раскрыть понятие мотива как литературоведческой категории, обозначить специфику и основные характеристики; 2) охарактеризовать роль визуального в литературе; 3) выявить мотив зеркала в рассказе В. Брюсова «В зеркале»; 4) представить визуальные характеристики зеркала.
Методы исследования: биографический, культурно-исторический.
В качестве источников был использован рассказ В. Брюсова «В зеркале».
Знакомство с содержанием учебных пособий, монографий и публикаций в реферируемых изданиях привело нас к мысли о том, что мотив является одной из основных литературоведческих категорий. В этой связи представляется целесообразной интерпретация данного понятия. Так, А.Н. Веселовский в незавершенной работе «Поэтика сюжетов» связывал мотив с простейшей единицей повествования [6]. К числу устойчивых мотивов в фольклоре ученый относил похищение солнца, изведение злой старухой красавицы, исчезновение воды в колодце и проч. В концепции А.Н. Веселовского мотив вырастает в сюжет.
С точки зрения Б.В. Томашевского мотив необходимо связывать с темой неразложимой части произведения [14]. По мнению В.Е. Хализева мотив – это компонент произведений, который обладает семантической насыщенностью; связанный с идеей и темой произведения, мотив, тем не менее, им не тождественен. В.Е. Хализев подчеркивал, что содержательное наполнение данного термина у различных авторов будет неодинаковым, а значит, с трудом поддастся определению. Подтверждая сказанное, ученый комментирует: мотив может представлять собой как слово, так и словосочетание, главное – чтобы оно периодически проявлялось в тексте.
Кроме того, отмечает В.Е. Хализев, мотив может выступать в виде эпиграфа либо заглавия, а может и оставаться угадываемым, так как ушел в подтекст [15]. В исследовании О.В. Васильевой перечислены основные характеристики мотива: динамизм, повторяемость, способность к изменяемости, а также способность объединяться, образуя новые вариации. Совокупность мотивов произведения образует его сюжет. Поэтому, используя образное сравнение, можно сказать, что мотив – это связующая нить, которая соединяет в одну структуру все сюжетные лини. Можно говорить о мотивах, характерных литературных жанров, направлений, эпох.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!