Реферат|Литература

Визуальные характеристики и мотив зеркала в рассказе В. Брюсова "В зеркале"

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: gotovoe

Год: 2015 | Страниц: 15

ВВЕДЕНИЕ

  1. Мотив как литературоведческая категория: специфика и основные характеристики
    • Мотив зеркала в рассказе В. Брюсова «В зеркале»
  2. Роль визуального в литературе
    • Визуальные характеристики зеркала в рассказе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена объективным интересом к творчеству русских символистов. Русский символизм. С момента своего возникновения данное литературное направление привлекало внимание исследователей. Значительный вклад в изучение эстетики символизма и творчества виднейших представителей этого направления внесли Б.Ф. Асмус, А.И. Беленький, Н.К. Гудзий, Л.К. Долгополов, В.А. Келдыш, Д.Е. Максимов, А.М. Микешин, Б.В. Михайловский, 3.Г. Минц, А.Г.Соколов и др. Вместе с тем до недавнего времени в литературоведении преобладал интерес либо к эстетическим теориям символистов, либо к их поэтическому творчеству.

В ряде работ в силу идеологических установок преуменьшалось значение философских и художественных открытий символизма. Мало вникания уделялось прозаическому наследию символистов. Лишь в последние годы в исследованиях С.Д. Абрамовича, Г.И. Дербенева, М.В. Козыренко, А.В Лаврова и др. было обращено серьезное внимание на прозаическое наследие русских символистов. Среди работ, авторы которых занимались изучением творческого наследия В. Брюсова, стоит назвать труды О.Я. Алексеевой, Е.А. Казеевой, В.А. Калмыковой, О.А. Клинга, О.А. Жиронкиной, А.Х. Сатретдиновой и др.

Воссоздаваемые В. Брюсовым «острые и необычайные положения» служат одной из заветных символистских идей – об отсутствии твердой границы между фантазией и реальностью, сном и явью. Сам В. Брюсов всегда был связан с чем-то странным, неземным, ирреальным. В детстве обиженный на сверстников, он залезал на дерево и разрабатывал план самоубийства. Читая исторические книги, В. Брюсов представлял картины сражений, и даже придумывал свой мир, в котором жил только он и его многочисленные герои.

В гимназии Брюсов сближается с А. Лангом, который заинтересовал его причастностью к черной магии. А. Ланг говорил, что за него стихи пишут духи, он часто устраивал сеансы спиритизма. В окружении Брюсова ходили легенды о том, что «он, упырь и ночью бегает по кладбищам», его «глаза горят, ребра втянуты, грудь провалилась. Волк, да еще голодный, рыщет и ищет, кого бы разорвать» [16, с. 80].

Таким образом, становится очевидным, что не только В. Брюсов интересовался всем непознанным, но и сам будто бы притягивал к себе все необычное. Подтверждением сказанного является его рассказ «В зеркале», в котором трудно уловить границы между экзистенциальным бытием героини и миром иллюзорности. Мотив зеркала, возникающий уже в самом начале произведения и им же заканчивающийся, присутствует на всем протяжении повествования. Его визуальные характеристики прослеживаются через зрительный опыт персонажа, сюжетно запечатленный и композиционно выраженный в художественном произведении.

Таким образом, тема настоящей работы «Визуальные характеристики и мотив зеркала в рассказе В. Брюсова «В зеркале», проблема которого формулируется следующим образом: каковы теоретические предпосылки обращения к мотиву зеркала и созданию его визуальных характеристик в обозначенном произведении. Целью работы является решение данной проблемы. Для этого были сформулированы следующие задачи: 1) раскрыть понятие мотива как литературоведческой категории, обозначить специфику и основные характеристики; 2) охарактеризовать роль визуального в литературе; 3) выявить мотив зеркала в рассказе В. Брюсова «В зеркале»; 4) представить визуальные характеристики зеркала.

Методы исследования: биографический, культурно-исторический.

В качестве источников был использован рассказ В. Брюсова «В зеркале».

 

  1. Мотив как литературоведческая категория: специфика и основные характеристики

Знакомство с содержанием учебных пособий, монографий и публикаций в реферируемых изданиях привело нас к мысли о том, что мотив является одной из основных литературоведческих категорий. В этой связи представляется целесообразной интерпретация данного понятия. Так, А.Н. Веселовский в незавершенной работе «Поэтика сюжетов» связывал мотив с простейшей единицей повествования [6]. К числу устойчивых мотивов в фольклоре ученый относил похищение солнца, изведение злой старухой красавицы, исчезновение воды в колодце и проч. В концепции А.Н. Веселовского мотив вырастает в сюжет.

С точки зрения Б.В. Томашевского мотив необходимо связывать с темой неразложимой части произведения [14]. По мнению В.Е. Хализева мотив – это компонент произведений, который обладает семантической насыщенностью; связанный с идеей и темой произведения, мотив, тем не менее, им не тождественен. В.Е. Хализев подчеркивал, что содержательное наполнение данного термина у различных авторов будет неодинаковым, а значит, с трудом поддастся определению. Подтверждая сказанное, ученый комментирует: мотив может представлять собой как слово, так и словосочетание, главное – чтобы оно периодически проявлялось в тексте.

Кроме того, отмечает В.Е. Хализев, мотив может выступать в виде эпиграфа либо заглавия, а может и оставаться угадываемым, так как ушел в подтекст [15]. В исследовании О.В. Васильевой перечислены основные характеристики мотива: динамизм, повторяемость, способность к изменяемости, а также способность объединяться, образуя новые вариации. Совокупность мотивов произведения образует его сюжет. Поэтому, используя образное сравнение, можно сказать, что мотив – это связующая нить, которая соединяет в одну структуру все сюжетные лини. Можно говорить о мотивах, характерных литературных жанров, направлений, эпох.

  1. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Эстетика словесного творчества. – М.: Языки славянской культуры, 2012. – 622 с.
  2. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2001. – 1536 с.
  3. Боровская А.А. Жанровая типология послания в русской лирике конца XIX – начала ХХ вв. // Вестник Новгородского государственного университета. – 2011. № 63.
  4. Брюсов В.Я. В зеркале // Полночь. ХІХ век: антология. – М.: Самиздат, 2005. – 320 с.
  5. Васильева О.В. Функция мотива в лирике М.Ю. Лермонтова: автореферат дисс. … канд. филол. – Псков, 2004. – 22 с.
  6. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов. Введение и гл. I. // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. – 404 с.
  7. Герасимова И.А. Визуализация, творчество и культурные практики // Визуальный образ: междисциплинарные исследования / Российская академия наук, Институт философии. – М.: ИФАН, 2008. – 247 с.
  8. Даниелян Э.С. Валерий Брюсов. Проблемы творчества. – Ереван: Лингва, 2002. – 175 с.
  9. Дубинина Л.А. Поэтика новеллы В.Я. Брюсова «За себя или за другую?»: мотивы, интертекст, жанр // Научные записки Харьсковского национального университета им. Г.С. Сковороды, 2014.
  10. Дубинина Л.А. Роль стилизации в новеллах В.Я. Брюсова // Вестник Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. – 2014.
  11. Кириллова О.А. «Танатологика» декадентского кино и образ «Потустороннего Другого» // Международный журнал исследований культуры: научное рецензируемое издание. – 2011. № 8.
  12. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. — СПб.: Искусство, 1998. – 432 с.
  13. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. – М.: Дом Интеллектуальной Книги, 1997. – 143 с.
  14. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 334с.
  15. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000. – 240 с.
  16. Шаповалов М.А. Валерий Брюсов. – М.: Просвещение, 1992. – 160 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Литература
2013 год 20 стр.
Реферат Белинский о Диккенсе
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское