Введение
- Биография и основные направления деятельности М. Вебера
1.1 Биография М. Вебера
1.2 Протестанская этике М. Вебера
1.3 Особенности социологии М. Вебера
- Социологические теории М. Вебера
2.1 Понимающая социология М. Вебера
2.2 Социология политической власти
2.3 Социология религии
Заключение
Список литературы
Социологическая теория М. Вебера возникла на волне антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости «понимания человеческих действий», использовании идеографического метода и отнесения к ценностям.
По мнению М. Вебера, социология должна учитывать субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости.
Социология должна быть ценностно-нейтральной наукой, а ее главная задача заключается в том, чтобы понимать смысл и значение человеческих действий и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества.
Признавая специфику социального познания, М. Вебер стремился выработать адекватную ему методологию и логику формирования понятий, что нашло свое выражение в разработанном им методе идеальных типов. Согласно М. Веберу, идеальный тип есть продукт творческого воображения, который создается путем идеализации и мысленного синтеза наиболее значимых, с точки зрения ученого, аспектов изучаемого явления. Идеальный тип не является отражением действительности, скорее он противостоит ей как утопическая конструкция. Он давал возможность понять эмпирическую реальность путем соотнесения, сравнения ее с идеальным типом. М. Вебер выделял две разновидности идеальных типов: историческую, используемую для анализа уникальных исторических конфигураций (феодализм, христианство, конфуцианство и т.д.) и социологическую, куда он включал разработанные им типы социального действия.
По мнению ряда исследователей трудов Вебера, одной из основных его работ считается «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.
Целью данной работы является проведение исследования социологических теорий Макса Вебера. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть биографию М. Вебера,
2) проанализировать протестанскую этику М. Вебера,
3) изучить особенности социологии М. Вебера,
4) исследовать понимающую социологию М. Вебера,
5) рассмотреть социологию политической власти,
6) изучить социологию религии.
Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.
- Биография и основные направления деятельности М. Вебера
1.1 Биография М. Вебера
В XX и XXI веке написано немало работ о Максе Вебере как учёном, многие социологи продолжают и развивают его идеи, издано несколько биографий и воспоминаний, начиная от книги его жены Марианны Вебер и до работ последних десятилетий, которые, вероятно, будут появляться и впредь. Учёные и сегодня используют понятия социального действия и идеальных типов, изучают религию, политику и общество, применяя методологию Вебера. В частности, Вебера изучают и в России, тем более что большая часть его основных трудов переведена на русский язык. Мы знакомы с этими текстами благодаря работе Пиамы Павловны Гайденко, Юрия Николаевича Давыдова, Александра Фридриховича Филиппова. В этом обзоре мы не посягаем на научное осмысление его наследия, но попытаемся обозначить те работы и идеи, которые необходимы для размышлений об альтернативах общественной жизни. Чтобы понимать, как общество может меняться, следует осмыслить то, как эти изменения происходили.[1]
Макс Вебер родился в 1864 году и умер в 1920. Этот период был связан с изменениями в общественной жизни, политике и науке, и Вебер был участником этих изменений: не вдохновителем, не реакционером, но и не просто исследователем, методично анализировавшим своё время. Достаточно прочитать его речь «Наука как призвание и профессия», чтобы понять, как точно он определяет изменившуюся эпоху. Современность того времени отчасти продолжается, но осмысляет его уже другое поколение. Между тем, сам Вебер настаивал на том, что собственная биография и контекст, в котором действует учёный, влияет на его научную рефлексию. Поэтому постараемся понять, в каком контексте действовал сам Макс Вебер.
Он родился в большой семье преуспевающего предпринимателя и общественного деятеля, Макса Вебера-старшего. К ним домой часто приходят известные и интересные гости, учёные и политики. Когда сам Макс Вебер повзрослеет, они с женой Марианной также будут принимать гостей в Кружке Вебера, среди которых будут известные учёные, например Вернер Зомбарт и Марк Блох. Но ещё юный, Вебер много читает, недовольный учителями, берётся за первоисточники. Он получает юридическое образование в Гейдельбергском университете, затем учится в университете Берлина. Получает диплом, работает адвокатом, в 1889 году становится доктором наук и с того времени имеет ставку приват-доцента в Университете Берлина. Он преподаёт в разных университетах, пишет свои ранние работы, связанные в основном с историей и правом.[2]
В 1897 году после смерти отца Вебер начинает страдать от бессонницы, болеет и отправляется в путешествие. Вернувшись из него через четыре года, он не продолжает преподавание, но пишет книги и продолжает публичную деятельность. Кроме научной деятельности, он становится со-основателем немецкой либерально-демократической партии, и участвует в написании Веймарской Конституции в 1919. В 1920 году Макс Вебер умер от пневмонии, которая стала последствием «испанки». Ему было 56 лел.
Немецкий социолог, философ, экономист и историк, профессор национальной экономики в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге, Мюнхене. Его работы по социологии, религии, политэкономии, праву, истории хозяйства послужили основой формирования целых направлений и школ, оказав глубокое воздействие на развитие европейской культуры в сфере обществоведения. Много внимания Вебер уделял исследованию рациональности как специфической черты западноевропейского развития, в частности становления капитализма и западной буржуазии в ее своеобразии. Этой проблеме посвящена одна из наиболее известных его работ - 'Протестантская этика и дух капитализма', в которой он поставил вопрос о причинах формирования этой рациональности и связал ее с известными видами практически рационального жизненного поведения, называя его 'капиталистическим духом'.[3]