Введение
Основная часть
Заключение
Литература
Реферат|Конституционное право
Авторство: bugalter
Год: 2019 | Страниц: 10
Введение
Основная часть
Заключение
Литература
В данной работе дается краткая содержательная характеристика российской конституционной модели социального государства; определены основные черты социальной политики и социально значимые сферы жизни в рыночной экономике; рассмотрен такой важный и характерный для социальной рыночной экономики субъект социальной политики, как бизнес: представлены проблемах, которые не удалось решить и задачи, которые должны работ повесткой следующего этапа развития России; в выводах представлены предложения для реализации ряда мер социальной политики для отдельных социальных групп населения.
Закрепленное в Конституции РФ положение о том, что Россия является социальным государством, пока остается лишь конституционным идеалом. Конституционный принцип социального государства (ст. 7) и развивающие его положения Конституции о социальных правах человека и гражданина имеют, как это следует из ст. 18 Конституции, характер непосредственно действующих.
Отсюда возникает обязанность законодателя ввести соответствующее регулирование, на основе которого осуществлялась бы правоприменительная деятельность, в связи с этим необходимо преодолеть концептуальные недостатки законодательства в социальной сфере.
Действительно, формирование социального государства в России находится лишь на первом, самом раннем этапе. Причем на всех уровнях: научно-нормативном и практическом.
Необходимым условием продуктивной работы социального государства является проведение в практическую жизнь идеи социальной ответственности органов власти, бизнеса и индивидуума. Здесь же подробно объясняются все нюансы правового и финансового обеспечения социального государства.
Также до конца не определены механизмы внедрения в жизнь важнейших основополагающих положений и принципов социального государства.
Современные условия требуют обоснование разумности разработки и введения в практическую жизнь структуры государственных социальных стандартов, или иными словами, социальных нормативов и норм, которые должны гарантировать в соответствии с Конституцией РФ реализацию социально-трудовых прав граждан Российской Федерации, которые в то же время (указанные нормативы и нормы) одновременно станут своего рода маяками, на которые надо держать курс социальному государству при реализации его социально-экономической политики.
Основная часть
Действительно, в научной литературе [4-6; 8; 9 и др.] сущность и проблемы социального государства, как правило, исследуются сквозь призму государственной социальной политики.
Как указывают исследователи [1; 2; 7 и др.], содержательной характеристике российской конституционной модели социального государства, возможно выделение нескольких уровней, блоков регламентации в Основном Законе соответствующих общественных отношений.
Первый – закрепление самого принципа (понятия) социального государства. Часть I работи 7 Конституции устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Второй блок конституционного закрепления принципа социального государства связан с определением основных функций, направлений деятельности России как социального государства (п. 2 ст. 7 Конституции). В качестве таких направлений выступают охрана труда и здоровья людей, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан и т.д.
Третий уровень, блок конституционной регламентации социальных отношений и закрепления принципа социального государства – определение в качестве основных прав человека и гражданина достаточно широкой группы юридических возможностей индивидуума в социальной сфере.
Анализируя правовую и социально-экономическую практику, мы замечаем, что часть этих принципов, так или иначе, находят свое утверждение в нашей реальности. На этом фундаменте создается такая политика в социальной сфере, которая должна формировать должные условия жизни для всех категорий граждан. На основе такой социальной политики обеспечивается необходимый уровень жизни и ее качественное наполнение, достигаемые за счет собственных усилий трудоспособной части населения. Для людей еще или уже нетрудоспособных система государственной социальной защиты должна на достойном уровне обеспечивать их жизненные потребности.
Определяющее место в системе социальной политике принадлежит методам поддержания реальных доходов общества на достаточном для нормальной жизни уровне. При анализе возможности проведения в государстве политики по защите уровня доходов населения используется индексация доходов населения.
Отличительной чертой социальной политики в рыночной экономике является то, что производством разного вида благ занимается не государство, а частные предприниматели, которым выгодно получать прибыль от произведенных ими товаров и услуг. В рыночной экономике социально значимые сферы жизни, такие как здравоохранение, образование, фундаментальная наука, содержание парков, скверов и музеев общего пользования нерентабельны для частных предпринимателей, поэтому возникает проблема создания социальной политики, ориентированной на улучшение благосостояния социально не защищенных слоев населения.
В противном случае общество становится незащищенным от чрезвычайных ситуации и с кризисом на рынке приходит кризис во все сферы общественной жизни, так как государство оказывается в большей части отстранено от производства всякого рода благ.
При переходе к рыночным методам управления наблюдается смещение вектора основных целей социальной политики государства. Например, из целей социальной политики приходится исключить социально справедливое распределение по труду материальных благ и услуг. Кроме этого невозможно считать целью социальной политики тезис о недопущении безработицы. Так как на рынке труда, как и любом другом рынке должна присутствовать здоровая конкуренция, то исключение безработицы не обоснованно, однако государственная социальная политика должная предусматривать меры по ее регулированию.
Важным и характерным для социальной рыночной экономики субъектом социальной политики является бизнес. Он приобретает весомую роль в развитии социальной политики, так как непосредственно он является основным работодателем и производителем.
Рыночный механизм учитывает главным образом платежеспособность потребителей, при отсутствии данного фактора, остальными характеристиками продавец может пренебречь. Очевидно, что такой подход нуждается в коррекции перераспределения доходов, эту задачу берет на себя государство.
В условиях рыночной экономики, когда все блага вокруг продаются и покупаются, социальная защита не должна утрачивать своего приоритета.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!