Введение
ГЛАВА 1. История славянофильского движения
1.1. Предпосылки возникновения славянофильского движения
1.2. Политико-правовые воззрения славянофилов
1.3. Славянофилы в дискуссии о России и ее судьбе
ГЛАВА 2. Константин Аксаков – «передовой боец славянофильства»
2.1. Жизненный путь
2.2. Русский публицист, историк, филолог, поэт
2.3. Глава русских славянофилов и идеолог славянофильства
Заключение
Список литературы
Минуло уже несколько сотен лет с того времени, когда Россия переживала совокупность факторов общественной жизни, по своей исторической значительности практически не уступающих современной ситуации. Жизненная действительность Великой России порождала желание проникнуть в сущность его духовных оснований. Так в усиленной дискуссии конца 30-х - 40-x г.г. ХIX в. о месте России в мировой истории зародились славянофильство и западничество как два противоположных течения русской социально-философской мысли.
В поисках ответа на вопрос «является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу?» сформировались альтернативные концепции русской истории. Яркими мыслителями идеи самобытности русского национального предстали славянофилы в лице: Иван Васильевич Киреевский (1806-1856 гг.), Алексей Степанович Хомяков (1804-1860 гг.), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860 гг.). Суть мировоззрения, которых заключалась в «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса.
Актуальность темы курсовой работы «Константин Аксаков – «передовой боец славянофильства» обусловлена жизнью. В центре внимания славянофилов была сосредоточена судьба России, ее роль в мировом историческом процессе. Константин Аксаков являясь главой русских славянофилов, как и его единомышленники, видел в самобытности исторического прошлого России залог ее всечеловеческого призвания, тем более что западная культура, как они считали, уже завершила этап своего развития и клонится к упадку. И сегодня Россия расположена на распутье дорог, перед выбором альтернативного пути, что по своей сути влечет к актуальности исследования истории славянофилов и их основных представителей.
Проблема исследования: актуальна ли значимость мировоззрения Константина Аксакова в лице «передового борца славянофильства».
Цель данного исследования – на основании изучения творчества Константина Аксакова отобразить сложный процесс формирования историко-философских взглядов славянофилов.
Объект исследования: творчество и философские взгляды Аксакова.
Предмет исследования: деятельность идеолога славянофилов в истории России.
Задачи исследования:
- проанализировать историю славянофильского движения
- исследовать исторические условия, в которых формировались философские взгляды Константина Аксакова;
- выявить основные идейные источники формирования историко-философских концепций главного идеолога русских славянофилов Константина Сергеевича.
Историография вопроса. Вопросам деятельности Константина Аксакова в лице» передового борца славянофильства» посвящены работы П.В. Алексеева, С.В. Лебедева, А.А. Попова, А.С. Кулешов.
Гипотеза исследования заключается в предположении решения вопроса, с помощью философских концепций Константина Аксакова, значимости России, ее традиций в познании проблем развития национального самосознания, соотношения самобытных и западноевропейских начал в русской культуре.
Методологической основой исследования послужили работы русских философов изданные в сборниках «О Русь, волшебница суровая» и «Русская идея», а также учебная литература, публикации авторов в российских научных периодических изданиях и в сети Интернет.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, показаны новизна, практическая значимость работы.
В первой главе «История славянофильского движения» рассмотрены предпосылки возникновения и политико-правовые воззрения славянофильского течения.
Во второй главе «Константин Аксаков – «передовой боец славянофильства»» рассмотрен жизненный путь и идеология Константина Сергеевича, его борьба за свои идейные мировоззрения.
В заключении подведены общие итоги курсовой работы и изложены основные выводы.
1. Аксаков К.С. Ты древней славою полна, или Неистовый москвич. - М.: Русский мир. 2014 г. – 512 с.
2. П.В. Алексеев. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. - М.: Академический Проект, 2002 г. - 1152 с.
3. История русской философии / Маслина М.А. - М.: КДУ. 2008 г. - 640 с.
4. История философии: учебник для высших учебных заведений / В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2005 г. - 574 с.
5. Кулешов А.С. Наумов О.Н. Аксаковы. Поколенная роспись. - М.: «Территория», 2009 г. – 211 с.
6. Кулешов А.С. Аксаковы. История разбитых судеб. – М.: Территория, 2009 г. – 328 с.
7. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Академический проспект. 2011 г. – 551 с.
8. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. - М.: Инфра-М. 2011 г. – 928 с.
9. Милов Л.В., Цимбаев Н.И. История России XVIII – XIX веков. -М.: Эксмо. 2010 г. – 770 с.
10. Овсянникова Т.А. Православный тип личности в философском наследии славянофилов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - Майкоп: МГТУ, 2009 г. № 3. - С. 27 - 30.
11. Лебедев С.В. Охранители истинно русских начал. Идеалы, идеи и политика русских консерваторов второй половины XIX века. - СПб.: Нестор. 2004 г. - 223 с.
12. Панарин А.С. Философия истории. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Panarin/08.php
13. Платонов О.В. Славянофилы. Историческая энциклопедия. - М.: Институт русской цивилизации. 2009 г. – 736 с.
14. Попов А.А. Русская философия. Энциклопедия / Аксаков К.С. и Аксаков И.С. М.: Книжный Клуб Книговек. 2014 г. – С. 11-13.
15. История славянофильства и западничества в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20100831/270632961.html