ВВЕДЕНИЕ
- Теоретические аспекты сегментарной отчетности предприятия
1.1. Понятие и значение отчетности об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса
1.2 Составление сегментарной отчетности и ее показатели
1.3 Методика анализа по данным сегментарной отчетности
- Особенности составления и анализа сегментарной отчетности «ГУ ТЕТЮШСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Раскрытие информации по отчетным сегментам при составлении бухгалтерской отчетности в «ГУ ТЕТЮШСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО»
2.3 Формирование информации о доходах и расходах сегментов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Упрочение рыночных отношений в экономике России предъявляет все новые требования к процессу формирования финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов. В центре внимания специалистов оказываются проблемы обеспечения полезности результатной информации бухгалтерского учета, что, с точки зрения заинтересованных пользователей, выражается в достоверности и объективности данных о финансовом положении организации, изменениях в нем и финансовых результатах деятельности. В первую очередь, это затрагивает систему бухгалтерской отчетности.
Для анализа и контроля деятельности предприятия сегменты бизнеса могут подразделяться по формам собственности и другим основаниям.
Согласно ПБУ 12/2000, информация по сегментам раскрывается по операционному и географическому сегментам.
Информация по операционному сегменту раскрывает часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, которая отличается по уровню риска и прибыльности от деятельности по производству других товаров, работ, услуг.
Информация по географическому сегменту раскрывает часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе. Эта часть деятельности отличается по уровню рисков и прибыльности от деятельности в других регионах.
Раскрытие информации по сегментам представляет способ анализа рисков отдельных направлений деятельности организации и выявления их эффективности.
Таким образом, цель курсовой работы – раскрыть понятие и назначение сегментарной отчетности.
Для достижения поставленной цели, должны быть решены следующие задачи:
- раскрыть понятие и значение отчетности об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса;
- рассмотреть особенности составление сегментарной отчетности и ее показатели;
- изучить методику анализа по данным сегментарной отчетности;
- дать характеристику предприятия;
- раскрыть информацию по отчетным сегментам при составлении бухгалтерской отчетности организации г. Тетюшей (Республика Татарстан) «ГУ ТЕТЮШСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО»;
- сформировать информацию о доходах и расходах сегментов и определить прибыль.
Объект курсовой работы – деятельность организации г. Тетюшей (Республика Татарстан) «ГУ ТЕТЮШСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО».
Предмет курсовой работы – сегментарная отчетность.
В работе использовались труды таких авторов, как профессора Л.З. Шнейдмана, В.Д. Новодворского, С.И. Пучковой и др.
1. Теоретические аспекты сегментарной отчетности предприятия
1.1. Понятие и значение отчетности об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса
В 50–60-е годы в экономически развитых странах протекали бурные процессы: создавались крупные и мультикрупные компании, которые завоевывали все новые отрасли в бизнесе, стремительно развивалась диверсификация производства, расширялась география компаний и создавались транснациональные компании. Под влиянием этих процессов сокращалась информационная емкость традиционной финансовой отчетности. Так, при слиянии компаний терялась информация, которая содержалась в финансовой отчетности ранее самостоятельных предприятий. В традиционной финансовой отчетности не было информации процесса диверсификации, следовательно, возможности дать ему экономическую оценку и обеспечить за ним контроль. Наконец, ни сами компании, ни территориальные органы не располагали информацией, необходимой для оценки финансового состояния и перспектив развития территориально обособленных подразделений компаний. В результате разные группы пользователей финансовой отчетности, заинтересованные в точном понимании деятельности компании, не имели возможности получать данные, необходимые для прогноза будущей прибыли, сравнимости результатов, оценки риска капитальных вложений и т.п. При этом отсутствие необходимых сведений ощущали не только внешние, но и внутренние пользователи отчетности. В частности, трудно было оценить результаты деятельности конкретных менеджеров, отвечающих за определенные направления бизнеса или за деятельность территориально обособленных участков бизнеса.
В результате, как у внешних, так и у внутренних пользователей отчетности возникла потребность получать информацию по двум принципиально новым участкам бизнеса. Во-первых, по отраслевым сегментам бизнеса, под которыми понимают организационно различаемые части предприятия, каждая из которых задействована в производстве отдельного продукта (услуг) или группы родственных продуктов (услуг), предназначенных главным образом для реализации вне предприятия.
Отметим, что в последнее время высказывается требование о замене термина "отраслевой" сегмент на "деловой" сегмент.
Во-вторых, по территориальным сегментам бизнеса, под которыми понимают организационно различаемые части предприятия, осуществляющие свои операции в отдельных странах или группах стран, внутри определенных географических регионов, выделяемых в зависимости от специфики деятельности данного предприятия (п. 3 МСФО № 14).
Для анализа и контроля деятельности предприятия сегменты бизнеса могут подразделяться по формам собственности и другим основаниям. В данном разделе речь идет об отчетности только отраслевых и географических сегментов, поскольку их отчетность наиболее полно разработана и имеет наибольшее информационное значение.
Двойственный характер отчетности о сегментах обусловил, во-первых, необходимость ее централизованной регламентации; во-вторых, породил глубокие противоречия ее составления.
Главный фактор, влияющий на информационную емкость отчетности,– принцип выделения сегментов. В МСФО № 14 этот вопрос решается следующим образом.
В целях отчетности выделяются сегменты:
1) отраслевые на основе:
- группировки родственных видов производимой продукции (услуг);
- типа покупателя (заказчика);
2) географические на основе:
- географического размещения операций (услуг) предприятия;
- географического размещения рынков;
- типа покупателя (заказчика).
Кроме того, при выделении сегментов как отраслевых, так и географических, следует учитывать определенные факторы.
Факторы, влияющие на выделение сегментов (отраслевых, географических):
- схожесть и различие видов продукции или направлений деятельности предприятия, а также соответствующие показатели рентабельности, риска, роста;
- удельный вес и относительную роль (важность) сферы производства (или иной основной деятельности) и сферы сбыта (маркетинга, рыночных отношений) для предприятия в целом;
- наличие специального правового регулирования и отраслевых особенностей;
- необходимость ограничить число сегментов, чтобы избежать информационной перегрузки отчетности.
Для этого рекомендуется определять степень важности (веса) сегмента в деятельности предприятия:
- организационную структуру предприятия (наличие отделений, филиалов, дочерних предприятий и т.п.);
- взаимосвязь структурных единиц, которые нельзя рассматривать как отдельные отраслевые сегменты, поскольку между ними высока степень взаимозависимости или интеграции (в случае выделения отраслевых сегментов).
Сегментарная отчетность более полно раскрывает значимость разных направлений деятельности, влияние структурных сдвигов на финансовые результаты деятельности организации и тенденции изменения ассортиментных программ производства.
В пояснениях к форме № 2 для привлечения клиентов могут быть приведены данные о дебиторской задолженности и условиях предоставления отсрочки платежей клиентам, о системе скидок и т. п., в том числе и по разным сегментам. Что касается поставщиков, то организация для них специально включает в пояснения к отчетности информацию об устойчивых потребностях в определенном виде сырья, материалов и т. п.