Введение
Возникновение учений о безопасности жизнедеятельности человека и защите окружающей среды
Цель изучения и основные понятия науки о безопасности жизнедеятельности (БЖД)
Область исследования науки о безопасности жизнедеятельности
Принципы, методы и средства обеспечения безопасности
Культура безопасности человека
Ноксология - наука об опасностях
Человек и машина
Заключение
Список использованной литературы
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это область знания и научно-практическая деятельность, направленная на формирование безопасности и предупреждения опасности путем изучения общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их воздействия на организм человека, основ защиты здоровья и жизни человека и среды его проживания от опасностей.
Исходя из современных представлений безопасность жизнедеятельности является многогранным объектом понимания и восприятия действительности, который требует сочетания различных стратегий, сфер, аспектов, форм и уровней познания. Составляющими этой области есть разнообразные науки о безопасности. Во всем мире большое внимание уделяется изучению дисциплин, связанных с вопросами безопасности.
К ним относятся:
Гуманитарные (философия, теология, лингвистика;
Естественные (математика, физика, химия, биология);
Инженерные науки (сопротивление материалов, инженерное дело, электроника);
Науки о человеке (медицина, психология, эргономика, педагогика);
Науки об обществе (социология, экономика, право).
Науки о безопасности имеют общую и отдельные части. Гуманитарные, естественные, инженерные науки, науки о человеке и об обществе есть составляющими области знаний, которая называется безопасностью жизнедеятельности, своего рода основой знаний в сфере безопасности жизнедеятельности.
Возникновение учений о безопасности жизнедеятельности человека и защите окружающей среды
Во второй половине ХIХ века в странах Западной Европы, в России, США начинается интенсивное развитие машинного производства со всеми его негативными последствиями, характерными и для современности – несовершенство техники, технологий и соответственно – загрязнение окружающей среды отходами. Происходит повышение уровня заболеваемости и смертности как общей, так и связанной с производственными условиями – смертельные травмы, производственные болезни, уменьшение продолжительности жизни людей, рождаемость, активные процессы деградации природы.
Все это мы теперь обозначаем единым термином – глобальный экологический кризис. Это комплексное понятие, связанное с политическими, социально-экономическими условиями жизни и деятельности человека в разных сферах – в первую очередь сфере взаимодействия с окружающей средой, которая предопределяет все другие - производственную, бытовую, социальную, политическую, экономическую, психологическую. Итак, в это время возникла необходимость анализировать, прогнозировать эти явления, от которых зависит безопасность человека, общества, всей цивилизации.
Первым, на современном научном уровне, о необходимости обеспечении безопасности человека указал польский натуралист В. Ястшембовский. В 1857 он опубликовал работу «Черты эргономики», понимая под этим науку о безопасности труда, в которой предпочтение отдавалось машинам, не учитывая психику человека-работника, оператора. Он считал, что когда машины, механизмы, техника станут безопасными, то и человек, работник (оператор) будут в полной безопасности. Но помимо технической стороны нужно учитывать и психическое состояние человека – человеческий фактор, который может часто меняться в зависимости от ситуации на что указывал известный российский ученый В.М. Бехтерев. Он стал основателем эргогологии - учение о психических аспекты безопасности человека в его различных сферах деятельности, прежде всего в производственной.
Следует подчеркнуть, что примерно в этот же период развития общества - в 1865 году возникла наука экология (гр. Эйкос - место жизни, гр. Логос - учение). Она изучает проблемы взаимодействия живых и неживых объектов, человека и общества с природой, их взаимное влияние друг на друга, проблемы безопасной жизнедеятельности человека, общества в природе.
Итак, эти две отрасли знания - экология и безопасность жизнедеятельности человека очень тесно связаны, поскольку имеют общие объекты исследования - человек, природа (биосфера), результаты их взаимодействия. Но следует подчеркнуть, что для БЖД основным объектом изученным является человек и его безопасность в зависимости от различных факторов, и прежде всего которые он сам и создает: антропогенные, техногенные, социально-политические - искусственные, а также и природные.
Уже в глубокой древности обсуждали проблемы безопасности человека в процессе трудовой деятельности. Наивные, зачаточные понятия о безопасности труда можно встретить у Гиппократа (460-377 г.г. до н. э.), Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.). Уже они писали о важности условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.
В период эпохи Возрождения известный врач Парацельс (1493-1541 г.г.) изучал опасности, связанные с горнорудным делом. Он первым высказал принцип нормирования (принцип Парацельса) - все есть яд, и все есть лекарство - все зависит от их дозы, нормы. Этот принцип стал теперь основой производственной санитарии, нормирования действия предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ на человека. Немецкий врач и металлург Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в своей работе «О горном деле». Итальянский врач Рамаццани (1633-1714) заложил основы производственной гигиены в работе «О болезнях ремесленников».
Необходимо упомянуть и М.В. Ломоносова (1711-1765), который написал основные работы по безопасности труда в горнорудном деле.
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов /Под ред. С.В.Белова. М.: Высшая школа, 1999, 2004.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов /Под ред. Э.А. Арустамова. М.: ИД «Дашков и Ко», 2001, 2003.
3. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Л.А. Муравья. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 447 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов. /Под ред. О.Н. Русака. СПб.: Лань, 2000, 2003.
5. Раздорожный А.А. Безопасность производственной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: Инфра-М, 2003.
6. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов /Под ред. П.Э. Шлендера. М.: «Вузовский учебник - ВЭФЭИ», 2003.
7. Денисов В.В. и др. БЖД. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.: Учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ», 2003.
8. Обеспечение безопасности пользователя при работе с ПЭВМ: Учеб. пособие /Ю.В. Зайцев, В.И. Кремнев. Рязан. гос. радиотехн. акад. Рязань, 2000. 76 с.