Реферат|Философия

Понятие философии как личного опыта

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 29

Введение

1. Философия как личный опыт

2. Критика философии личного опыта

Заключение

Список литературы

 

Актуальность работы. Есть такая поговорка: рыба портится с головы. Видимо поэтому наиболее последовательные защитники науки не оставляют попыток отсечь философию от научного познания, поскольку являясь в традиционном понимании наукой наук, или наукой о всеобщих законах устройства Мира, она не выполнят своей функции и дабы не портить весь продукт, отсекают самую уязвимую часть. Такие действия представляются вполне оправданными еще и по той причине, что философия действительно осталась самой странной и запутанной дисциплиной, не способной решить свои проблемы и доказать свою пригодность в качестве таковой участвовать на равных с частными науками в познании окружающей нас действительности.

Современные философы уже не могут оправдывать ее претензии на особую роль в процессе познания и предпочитают вообще вывести ее из под огня критики лишив ее заявленного статуса. Не станем осуждать их за это желание, поскольку историческая ситуация не благоприятствует поддержанию ее стремительно падающего имиджа, хотя естественно самая большая доля ответственности лежит именно на философах, и объясняется их не способность решить проблемы ее самоопределения и становления, не смотря на ее многовековую историю.

Но ситуация не столь безнадежная как может показаться на первый взгляд. Понятное стремление философов отыскать себе нишу для продолжения той деятельности, которая, не смотря на весь скепсис и разочарование продолжает оставаться востребованной, дабы спокойно есть свой хлеб, не опасаясь подвергнуться критике со стороны научной номенклатуры и практических деятелей науки, не должно вводить в заблуждение и заставлять заранее признавать поражение. Не стоит рассматривать научность в философии и как пережиток тоталитарного устройства нашего государства. Надо попытаться подойти к решению этой проблемы непредвзято, без заранее готового ответа, что порою невозможно как в силу психологических причин, так и причин заложенных в традициях постановки и решения философских задач.

Цель работы: рассмотреть понятие философии как личного опыта.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие философии как личного опыта;

2. Рассмотреть критику философии личного опыта.

 

  1. Философия как личный опыт

Философия – это общая теория мира и человека в нем, – так кратко можно ответить на вопрос о том, что она представляет собой. Однако раскрытие данной темы мы начинаем все же с употребления понятия «мировоззрение». Дело в том, что философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Они играют особую роль в духовной и практической деятельности человека. Мировоззрение («взгляд на мир») есть невероятно сложный пласт духовного мира человека. Они не исчерпывается лишь знаниями и сведениями о внешнем мире. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления. Очевидно, что мировоззрение не сводится лишь к знаниям и представлениям человека о внешнем мире и о самом себе. Это не только картина мира, но отношение к миру, заинтересованное или безразличное, доброе или злое и т.д.

Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека, развития науки и техники, культуры общества. Без мировоззрения человек еще не есть человек и действовать он будет методом «проб и ошибок», т.к. неосознанно, вслепую. Следовательно, мировоззрение – это не только совокупный результат, итог, но и условие для практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и самого себя. Без мировоззрения человек не сможет стать личностью, т.е. социальным существом. Что касается субъекта (носителя) мировоззрения, то им является всякий мыслящий индивид, отдельный человек. Оно у него всегда неповторимо, так как у любого человека имеются собственный опыт и знания о внешнем мире. Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (классы, слои и др.). В таком случае оно включает в себя типичные для этих групп взгляды, оценки и идеалы. Изучая художественную литературу, можно говорить, например, о мировоззрении русской интеллигенции ХIХ столетия. Социологи интересуются мировоззрением современной молодежи. Имеет место и мировоззрение исторически конкретного общества, т.е. установившиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир, духовные ценности. Это, например, мировоззрение античного общества, мировоззрение эпохи Возрождения и т.д. Структура мировоззрения включает в себя прежде всего знания. Они являются исходным звеном, «клеточной» мировоззрения. Знания бывают обыденными («житейскими») и научными.

Если нет знаний, то нет и мировоззрения. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Убеждения означают твердую уверенность человека в истинности своих знаний и представлений, в правоте своей жизненной позиции. Наличие убеждений является одним из показателей социальной зрелости человека, сформированности его как личности. Разумеется, прочность убежде­ний отнюдь не означает, что они не могут изменяться и уточняться под воздействием новых знаний и фактов. Вера (рациональная или же иррациональная) есть осо­бое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действитель­но существующей, уверенность в успехе дела и в лучшем будущем. Интеллектуальная вера основана на знаниях и фактах (например, уверенность в приходе весны), а ирра­циональная — на домыслах, фантазиях и догмах.

Мировоззрение человека невозможно представить без надежды как единства знания и веры, радостного ожи­дания какого-то события или результата. Духовный мир человека немыслим и без любви, если понимать под этим доброе и бескорыстное отношение к внешнему миру, к другим людям, стремление человека к подлинно совер­шенному. Идеал — это образ желаемого будущего как цель и программа действий для человека, выражение его выс­ших целей. Часто ради него люди отказывают себе во многом, сознательно идут на жертвы и лишения, как это делал герой романа «Как закалялась сталь» П.Корча­гин. Однако имеются не только высокие, но и низмен­ные, утопические, реакционные и иные идеалы. А.М.Горький замечал, что природа лишила человека воз­можности передвигаться на четвереньках, но зато вручи­ла ему в качестве посоха идеал как опору в жизни. В мировоззрение входят также и принципы, т.е. важ­нейшие руководящие идеи и правила поведения в мире. Большую роль в жизни человека играют его духовные ценности, т.е. идеи и понятия, с помощью которых люди определяют предметы мира как положительные или от­рицательные для них (добро или зло, прекрасное или безобразное и т.д.)

  1. Асмус В. Ф. Античная философия. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1989, 2011.
  2. Богомолов А. С. Античная философия. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2012.
  3. Введение в философию: Учебник для высш. уч. заведений. В 2 ч. / [Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др.] 2-е изд. – М.: Республика, 2012.
  4. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2012.
  5. Гурина М. Философия : Учебное пособие: Пер. с фр. яз. – М.: Республика, 2011.
  6. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х т. – Л.: Эго, (Философское наследие России). Имеется переиздание 2011 г.
  7. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. – М.: Канон, 2011.
  8. Зотов А. Ф. Современная западная философия. – М.: Высшая школа, 2011.
  9. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века: Учеб. пособие для филос. фак. ун-тов. – М.: Высшая школа, 2011.
  10. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ века. – М.,2011.
  11. История русской философии / Ред. кол.: Маслин М. А. и др. – М.: Республика, 2011.
  12. История философии: Запад – Россия – Восток. Учебник для студентов высш. уч. заведений. В 4-х кн. / Под ред. Мотрошиловой Н. В., Руткевича А. М. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1995-1999.
  13. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры. – М., 1998.
  14. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: Уч. пособие для ун-тов. – М.: Высшая школа, 1989.
  15. Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII века. - М.: Мысль, 1981.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2016 год 13 стр.
Реферат Познание как вид духовной деятельности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское