Введение
Глава 1. Правовое регулирование экстрадиции
1.1. Понятие и содержание экстрадиции в российском праве
1.2 Международно-правовые основы экстрадиции
Глава 2. Процедура осуществления экстрадиции
2.1. Порядок выдачи преступников
2.2. Ограничения экстрадиции: условия и принципы
Заключение
Список использованной литературы
Под выдачей преступников (экстрадицией) понимается передача лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому на основании международного договора или принципа взаимности для привлечения лица к уголовной ответственности или для исполнения в отношении его обвинительного приговора.
Выдача преступников - древнейшая форма взаимной помощи государств в борьбе с преступностью. Положение о выдаче беглых лиц содержалось уже в договоре между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хаттусили III (1296 г. до н.э.). Именно институт выдачи преступников положил начало международному уголовному праву.
В работе правоприменительных органов Российской Федерации возникает немало сложностей при толковании норм об экстрадиции, в связи с чем изучение выбранной темы является актуальным.
Цель исследование – анализ правовых оснований, процесса исполнения, практики экстрадиции, выявление и обобщение существующих проблем, формирование способов их решения.
Задачи исследования:
- анализ понятия и содержания экстрадиции в российском праве;
- изучение международно-правовых основ экстрадиции;
- характеристика процедуры осуществления экстрадиции, порядка выдачи преступников;
- выявление условий и принципов ограничения экстрадиции;
- исследование практических аспектов осуществления экстрадиции.
Объектом исследования является комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с экстрадицией.
Предметом исследования является нормы отечественного и международного права, регулирующие основания и процесс экстрадиции, научная литература, посвященная анализу института выдачи преступников.
Нормативная база исследования состоит из Российского законодательства, включающего в себя: Конституцию РФ, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - УПК РФ, Уголовного кодекса Российской Федерации - УК РФ, и разнообразные нормативно- правовые акты, и международного законодательства – Конвенций, международных договоров.
Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных ученых в области рассматриваемой темы.
Методологической основой исследования послужила совокупность общенаучных (диалектического, системно-структурного, аналитического, синтетического) и специальных методов познания: историко-юридического, формально-логического, сравнительно-правового, статистического.
В соответствие с целью и задачами построена структура работы, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСТРАДИЦИИ
1.1. Понятие и содержание экстрадиции в российском праве
Общепризнанно, что наиболее эффективным видом международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства является выдача (экстрадиция) лиц для уголовного преследования или исполнения приговора.
Формирование правовой основы экстрадиции, с одной стороны, способствовало значительному углублению сотрудничества государств в вопросах пресечения преступлений, посягающих на международный и национальный правовой порядок, обеспечению неотвратимости ответственности и наказания преступников, а с другой - обеспечивало становление согласованных правил и принципов, регламентирующих выдачу (специализация, двойное вменение и т.д.) и гарантирующих права индивида в связи с экстрадицией[1].
Выдаче лиц, совершивших преступление на территории какого-либо государства, в рамках международного сотрудничества по борьбе с преступностью отводится особая роль[2].
Институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора строится на принципе "aut dedere aut judicare", означающем, что лицо, совершившее преступление, должно понести суровое наказание в стране, где оно было задержано, либо в стране совершения преступления, либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления[3].
Следует отметить, что на данный момент нет дефиниции "выдача лица" для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора. Однако ученые дискутируют на эту тему, предлагая разные научные определения данного словосочетания.
По мнению профессора М.Д. Шаргородского, "выдача - это передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству для суда над ним или применения к нему наказания"[4].
Наиболее общим и распространенным определением выдачи лица является следующее: "Институт выдачи представляет собой совокупность нормативных предписаний, регламентирующих передачу лица, совершившего преступление, одним (запрашиваемым) государством другому (запрашивающему) государству для привлечения к уголовной ответственности и (или) отбывания наказания"[5].
Рассмотрев различные точки зрения, касающиеся выдачи лица, для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, Ю.В.Францифоров и Н.В.Несмачная предлагают авторское определение выдачи лица как основанную на принципах и нормах международного и национального права, в соответствии с международным договором или письменным обязательством Генерального прокурора РФ процедуру передачи для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора в отношении лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится данное лицо, государству, на территории которого было совершено преступление, либо государству, которое в наибольшей степени пострадало от преступного деяния, а также государству, гражданином которого является данное лицо, для осуществления в отношении его расследования и правосудия, а также предшествующие передаче розыск, задержание и арест данного лица[6].
Одним из самых важных аспектов экстрадиционного процесса является обязательное соблюдение прав и свобод человека.
Современная практика экстрадиции - наглядное свидетельство тесной взаимосвязи и переплетения интересов государств в борьбе с преступностью с защитой прав человека.
Обязательства о выдаче и, соответственно, отказе в ней основываются на международных многосторонних и двусторонних договорах (конвенциях, соглашениях).
Международный договор - наиболее оптимальный правовой способ регулирования экстрадиции, основанный на взаимосогласованном решении необходимых практических вопросов. Именно в процессе договорных отношений реализуются соглашения его участников.
При отсутствии подобных договоров взаимодействие в сфере выдачи определяется отношениями государств, их подходом к рассматриваемой проблеме. Здесь важно отметить роль национальных законов о выдаче (там, где они есть), которые предусматривают регламентацию всех стадий, их четкие правовые рамки и другие не менее значимые моменты.
Активность государств в этой области, разработка и принятие новых законов, заключение международных договоров, обширная практика - свидетельствуют о неуклонном росте значения института выдачи.
В любом случае экстрадиционный процесс базируется на определенных принципах, один из которых - наличие "двойной криминальности" ("двойного вменения"). То есть главным условием выдачи служит то обстоятельство, что преступление, указанное в запросе, должно быть таковым по законодательству и запрашиваемой, и запрашивающей сторон.
Несмотря на совершенствование института экстрадиции как правового механизма, при котором государства стремятся найти общий язык, пойти на определенные уступки при заключении международных договоров, изменить свое законодательство с целью упрощения процедуры, основополагающие принципы остаются неизменными.