Введение
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1Характеристика предметной области
1.2 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи
II. Проектная часть
2.1Постановка задачи автоматизации
2.2 Характеристика базы данных
2.3 Структура и форма входной информации
III. Практическая часть
3.1Описание контрольного примера использования программного обеспечения
Заключение
Список литературы
Современные изменения в системе высшего образования России, связанные с внедрением идей европейской интеграции образовательных систем различных стран, с изменениями в стратегии и структуре образовательной отрасли в целом, способствуют необходимости оперативного изменения организации учебного процесса в вузах.
Тенденции к изменению системы высшего образования набирают ход и приводят к корректировке содержания обучения в высших учебных заведениях, и, соответственно, к изменению учебных планов различных специальностей. Действительно, 90-е годы были отмечены в России переходом высших учебных заведений на ступенчатую систему подготовки студентов и связанную с этим необходимость разработки новых образовательных стандартов – образовательно-квалификационных характеристик (ОКХ) и образовательно-профессиональных программ (ОПП) бакалавров, специалистов и магистров. Переход на ступенчатую систему образования, разработка ОКХ и ОПП выдвинули обязательные требования к изменению, а, в некоторых случаях, и к созданию учебных планов специальностей. Нынешние 2000-е годы характеризуются стремлением России к подписанию Болонской декларации о создании единого европейского пространства образования с обязательным переходом на кредитно-модульную систему образования. Введение кредитно-модульной системы влечет за собой изменение структуры, организации учебного процесса и, несомненно, изменение учебных планов специальностей. Следовательно, учебные планы специальностей должны быть мобильны, легко и оперативно изменяемы.
С другой стороны, проблема повышения качества подготовки специалистов в ВУЗах обуславливает необходимость постоянного совершенствования организации учебного процесса и, в первую очередь, повышения качества решения основных задач, регламентирующих подготовку специалистов: составление учебных планов по специальностям, формирование расписания занятий.
Таким образом, проблема оперативного изменения учебных планов непосредственно вытекает как из современных тенденций в системе образования, так и из проблемы повышения качества обучения, являющейся основной проблемой образования, не зависящей ни от каких современных тенденций.
Разработка учебных планов специальностей является составной частью организации учебного процесса в вузе. Проблемам организации учебного процесса в высшей школе посвящены труды таких ученых, как А.М. Алексюк, В.П. Андрущенко, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.П. Верхола, А.В. Глузман, И.А. Зязюн, В.А. Козаков, Б.И. Мокин и другие. Однако основные исследования в этой области посвящены вопросам организации эффективной учебно-познавательной деятельности студентов, а проблема оперативной разработки учебных планов является практически не разработанной. При этом стоит отметить, что составление учебного плана представляет собой кропотливую, сложную, однако интеллектуальную и творческую работу, когда преподаватели-разработчики должны не только составить план, удовлетворяющий всем числовым и организационным требованиям, но и разработать такую логическую структуру плана, которая бы способствовала эффективному обучению студентов данной специальности.
Разработка учебного плана специальности представляет собой распределение дисциплин образовательного стандарта ОПП специальности по всем семестрам обучения, с указанием количества учебных часов, отводимых на дисциплину в том или ином семестре. В одном семестре допускается чтение нескольких дисциплин, с учетом ограничения: общее количество учебных часов дисциплин, закрепленных за этим семестром, должно соответствовать регламентной длительности семестра. Отдельная дисциплина может читаться в течение нескольких семестров. Если дисциплина распределена на несколько семестров, то суммарное количество учебных часов по всем семестрам не должно быть равно числу, указанному для данной дисциплины в ОПП. Для некоторых дисциплин, входящих в ОПП определяется обязательная очередность изложения в учебном процессе. Как видно, разработка учебного плана требует от преподавателей разработчиков значительного времени, усердия, строго соответствия требованиям, предъявляемым к учебным планам Министерством образования и науки России.
К сожалению, на сегодняшний день разработка учебных планов происходит с минимальным использованием компьютерных средств и современного программного обеспечения, однако с максимальными временными и интеллектуальными затратами преподавателей-разработчиков. А время, потраченное на разработку учебных планов, которое к тому же может быть сэкономлено за счет использования современных информационных технологий и программных средств, преподаватель мог бы потрать на разработку новых совершенных учебных курсов, усовершенствование методики преподавания, исследовательскую и научную работу.
Современный этап системы образования характеризуются наличием тенденций к изменениям этой системы, которые влекут за собой изменение организации учебного процесса, в том числе, и учебных планов специальностей. Современный же уровень программного обеспечения в области автоматизации организации учебного процесса характеризуется отсутствие доступных и понятных рядовому преподаватели компьютерных систем, обеспечивающих автоматизацию процесса разработки учебных планов специальностей.
Таким образом, сформировалось противоречие между необходимостью оперативных изменений учебных планов специальностей, связанных с современными тенденциями изменения в системе образования, и отсутствием компьютерных систем поддержки составления учебных планов, доступных и понятных преподавателям.
Следовательно, выбор темы курсовой работы обусловлен необходимостью разработки компьютерной системы составления учебного плана специальности, удовлетворяющей требованиям простоты при использовании, недорогой цены, легкого распространения и позволяющей любому преподавателю создать учебный план, максимально удовлетворяющий требованиям Министерства образования и науки, за минимальное время.
Целью курсовой работы является разработка компьютерной системы поддержки составления учебного плана специальности.
В ходе курсовой работы получены следующие методические и инструментальные результаты:
1. Обобщен и упорядочен перечень требований, предъявляемых к учебным планам инженерно-педагогических специальностей.
2. Разработана и внедрена в деятельность кафедры программного обеспечения компьютерных систем система составления учебного плана.
Новизна полученных результатов состоит в следующем:
• конкретизирован перечень требований, предъявляемых к учебным планам специальностей; конкретизация состоит в разделении требований на формальные и фактические, а также в приведении их в порядке первоочередности в соблюдении; форма новизны – новая структура признака (перечня требований): было a + b + c, где a, b, c – некоторые разрозненные требования, стало A + B, где А – формальные, а В-фактические требования к учебным планам;
• усовершенствован процесс составления учебных планов специальностей; усовершенствование состоит в добавлении к ручному и интеллектуальному труду преподавателя по разработке учебного плана возможности использования компьютерной системы поддержки составления учебного плана, автоматизирующей всю вычислительную и оформительскую работу; форма новизны – введение нового признака (компьютерной системы поддержки составления учебного плана): было А, где А – труд преподавателя, стало A + B, где В-компьютерная система поддержки составления учебного плана;
• усовершенствован процесс обучения по дисциплине «Компьютерные технологии в учебном процессе»; усовершенствование состоит в конкретизации имеющегося ранее задания на выполнение лабораторной работы по составлению учебного плана и разработке соответствующих методических указаний; форма новизны – новая форма признака (проведения учебного процесса): было a + b, где a – устная формулировка целей и задач лабораторной работы, b – краткое письменное задание для выполнения лабораторной работы, стало a + B, где В-методические указания к выполнению лабораторной работы.
Достоверность полученных результатов дипломной работы обеспечивается положительными результатами внедрения разработанной компьютерной системы поддержки составления учебного плана в работу преподавателей кафедры Информатики и компьютерных технологий и результатами внедрения разработанных методических указаний в учебный процесс по дисциплине «Проектирование ПО» .
- I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Характеристика предметной области
Место и роль учебного плана в учебном процессе вуза
Разработка исходных документов учебного процесса по новым специальностям, для которых нет образовательно-квалификационных характеристик и других нормативных документов, происходит в следующей последовательности [1]:
- анализ условий и особенностей трудовой деятельности будущих специалистов данной квалификации в той или иной отрасли;
- выбор и группировка функций деятельности;
- анализ производственных и трудовых процессов;
- определение перечня типовых задач деятельности;
- определение средств деятельности;
- формирование квалификационных требований:
- разработка образовательно-квалификационной характеристики (ОКХ);
- разработка образовательно-профессиональной программы (ОПП);
- формирование требований к проведению учебного процесса:
- разработка учебного плана (УП) специальности;
- разработка рабочих учебных программ дисциплин, входящих в учебный план;
- разработка учебно-методического обеспечения:
- разработка учебных пособий, курсов и конспектов лекций;
- разработка методических указаний к проведению лабораторных и практических занятий;
- разработка методических указаний к проведению самостоятельной работы и к курсовому проектированию;
- разработка средств контроля качества обучения.
Как видно из приведенной последовательности, разработка учебного плана является одним из ключевых моментов становления новой специальности. От корректности составления учебного плана зависит дальнейший учебный процесс по новой специальности: и организация проведения отдельных учебных дисциплин, и логическая связь между излагаемыми дисциплинами.
Учебные планы специальностей, как часть организационной составляющей учебного процесса, входят в модель процесса обучения. Так, например, в работе [2] указывается, что обучение представляет собой специально организованную деятельность по овладению социальным опытом человечества. Специальная организация обучения подразумевает под собой не только организацию отдельных занятий, но и организацию обучения некоторого специалиста в целом, включая перечень и последовательность учебных дисциплин, определенных учебным планом специальности.
Если рассмотреть учебный процесс на уровне взаимодействия преподавателя и студента, то и в этом случае достаточно четко просматривается место и значение учебного плана.