ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Понятие и признаки религиозного объединения как
административных правоотношений
ГЛАВА II Административно-правовой статус религиозных объединений
ГЛАВА III Особенности привлечения к административной ответственности религиозных объединений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования административно-правового статуса религиозных объединений обусловлена тем, что проблемы административно-правовой регламентации статуса религиозных объединений неразрывно связаны с обеспечением конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания.
Вопросы религии и свободы совести всегда имели важное значение для многонациональной и многоконфессиональной России. Учитывая современные тенденции развития гражданского общества и его институтов все большую значимость имеет правовое регулирование межконфессиональных и государственно-церковных отношений. В настоящее время в Российской Федерации сформирована правовая база, регулирующая правовое положение религиозных обществ.
Содержание административно-правового статуса религиозных объединений обусловлено двумя принципиальными положениями Конституции РФ[1]: светским характером государства и закреплением свободы совести.
Статьей 14 Конституции РФ определено, что Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данные нормы являются определяющими основы конституционного строя нашей страны.
Согласно статье 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Цель курсовой работы - анализ административно-правового статуса религиозных объединений.
Задачами курсовой работы является:
- изучение понятия религиозного объединения как субъекта административного права и видов религиозных объединений;
- выявление особенностей административно-правового статуса религиозных объединений: основ административно-правового статуса религиозных объединений; процедуры создания административно-правового статуса религиозных объединений; прав и условий деятельности религиозных организаций;
- проанализировать особенности привлечения к административной ответственности религиозных объединений.
Анализ отдельных аспектов административно-правового статуса религиозных объединений осуществлялся рядом отечественных ученых и специалистов-практиков. Вопросы, касающиеся правового положения религиозных объединений, изучались в работах А.Б. Агапова, М.В. Баглая, С.А. Бурьянова, В.В. Бородина, Ф.М. Рудинского, В.В. Покровского, Е.И. Романюк, А.Г. Емельянова, А.П. Коренева, O.E. Кутафина, Г.А. Михайлова, В.Н. Калинина, А.И. Кудрявцева, Г.П. Лупарева, В.А. Цыпина, П.П. Яшина и др.
Вместе с тем необходимо сказать, что современной концепции административно-правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации еще не создано. Развитие статуса религиозных объединений продолжается.
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
РЕЛИГИОЗНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Реализация гражданами права на свободу совести и свободу вероисповедания обуславливает существование и деятельность в Российской Федерации различных религиозных объединений, представляющих собой устойчивые коллективные образования со своими целями, задачами и функциями, а также средствами их реализации.
Порядок организации религиозного объединения, система его внутреннего управления, специфика отправления религиозного культа и иные элементы, предопределяющие характер их деятельности, в некоторых случаях зависят от религиозного вероучения, что вызвано в свою очередь тем, что отношения между людьми, состоящим в религиозном объединении, складываются не на базе социально-экономических или социально-политических отношений, а на основе религиозных догматов.
Приступая к рассмотрению религиозного объединения как субъекта административного права, приведем следующее общее определение: «Субъект административного права - это лицо, которое обладает определенным правовым статусом и имеет возможность вступать в административно-правовые отношения по своей воле либо в силу закона. Как участники они наделены определенными правами и обязанностями и способны их осуществлять»[2].
Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" [3] в статье 6 под религиозным объединением признает добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Словосочетание "религиозная организация" подразумевает не все религиозное сообщество как единое целое, а отдельное входящее в него структурное подразделение. Анализ части первой Гражданского кодекса РФ[4] и Закона о свободе совести позволяет сделать вывод о том, что действующие сейчас на территории России религиозные сообщества не являются единым субъектом права.
В силу Гражданского кодекса РФ каждое юридическое лицо приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права от своего имени. Религиозная организация приобретает права и обязанности самостоятельно, одна организация не может от своего имени приобрести правовой статус для другой. Когда религиозный центр или структурное подразделение приобретают определенный объем прав или обязанностей, то эти права или обязанности приобретаются только этим центром или подразделением, не затрагивая прав и обязанностей других центров или подразделений[5].
Иностранная религиозная организация не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью на территории Российской Федерации и на нее не распространяется статус религиозного объединения, установленный упомянутым Федеральным законом. При этом под иностранной религиозной организацией понимается такая религиозная организация, которая одновременно удовлетворяет двум признакам теста инкорпорации:
1) организация создана (учреждена, зарегистрирована) за пределами Российской Федерации;
2) организация создана (учреждена, зарегистрирована) в соответствии с законодательством иностранного государства[6].
Статья 2.10 КоАП РФ[7] предусматривает административную ответственность юридического лица, т.е. государство способно контролировать религиозную организацию. Статья 14 Закона о свободе совести предусматривает основания для приостановления или запрета деятельности, ликвидации религиозной организации. Нормы иных законов регламентируют права и обязанности юридических лиц при взаимодействии их с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также контрольно-надзорные полномочия органов в отношении юридических лиц; следовательно, религиозные организации обладают административной правоспособностью[8].