Введение
Глава 1 Семья и брак как социальные институты
1.1 Семья как социальное явление и ее признаки
1.2 Типология семьи
1.3 Функции семьи.
1.4 Семья как малая социальная группа и ее структура
Глава 2 Семья в современном мире
2.1 Тенденции развития семьи в современном обществе
2.2 Стабильность брака и проблема разводов
2.3 Развитие семейно-брачных отношений в России
Заключение
Библиографический список
О семье сегодня ведется множество споров на страницах газет и журналов, высказываются разные, порой прямо противоположные мнения. О семье всегда будет вестись множество дискуссий, безусловно, потому, что семейные отношения являются насущной проблемой любого времени. Именно вышесказанным обусловлена высокая актуальность выбранной темы.
Если говорить языком социолога или демографа, то семьей называется небольшая группа людей, объединённых родственными и супружескими связями, общим бюджетом и как правило – общим жильём. Но это только теоретическая схема. В реальной действительности каждая семья тесно связана с обществом, в котором она живёт, с его экономикой, политикой, культурой, ориентирами, настроением людей.
Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.
Цель данной работы – рассмотреть структуру и функции семьи.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Рассмотреть семью как социальное явление, а также ее признаки.
- Изучить типологию семьи.
- Определить функции семьи.
- Рассмотреть семью как малую социальную группу и ее структуру.
- Рассмотреть тенденции развития семьи в современном обществе.
- Изучить стабильность брака и проблему разводов.
- Изучить процесс развития семейно-брачных отношений в России.
Объект работы – семья.
Предмет работы – функции и структура семьи.
Глава 1 Семья и брак как социальные институты
1.1 Семья как социальное явление и ее признаки
Видные представители социологии О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Энгельс, П. А. Сорокин, Т. Парсонс и др. считали семью важным структурным компонентом, обеспечивающим процесс функционирования и воспроизводства общества. Применительно к социологии специфика семьи как социального явления заключается в том, что она одновременно изучается на макро- и микроуровне.
На макроуровне семья предстает как социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в репродукции населения, наследовании культурных образцов и норм поведения, социализации личности.
На микроуровне семья выступает как малая, основанная на браке или кровном родстве социальная группа, члены которой связаны общностью быта.
На практике такое деление оказывается условным, поскольку семья выполняет свои функции в их единстве и взаимосвязи. Межличностные отношения внутри семьи всегда испытывают на себе воздействие существующих в обществе норм, ценностей, образцов поведения. Семья в этом случае выступает как микромодель структуры общества в целом.
Выделяют следующие признаки семьи, присущие любому социальному институту:
- Установки и образцы поведения – они рассматриваются применительно к различным этапам взаимоотношений мужчины и женщины (ухаживание, выбор будущего брачного партнера, сексуальные отношения и т.п.). Так, момент ухаживания, присутствующий в христианской и большинстве языческих культур, сведен до минимума в мусульманском сообществе, где брак заключается на основе сговора родителей. Равным образом сексуальное поведение до брака и после него может существенно различаться в сельской и городской местности, католической и протестантской среде и т.п.
- Символические культурные признаки – обручальные кольца, брачный ритуал, брачный контракт и др. Их набор и формы проявления могут существенно меняться под воздействием исторической обстановки и конкретной социальной среды. Так, ранее проводились комсомольские и студенческие, а во времена перестройки «безалкогольные» свадьбы. В недавнем прошлом брачный контракт рассматривался у нас как атрибут западной культуры и нездоровой коммерциализации отношений, сегодня он получил распространение и в России.
- Утилитарные культурные черты – например, дом, квартира, имущество семьи. У разных народов они различны и отражают уровень материального достатка людей. Так, для дворянской семьи XIX столетия было характерно наличие родового гнезда, для средней американской семьи XX века – собственного дома, для поздней советской и типичной российской семьи – садово-огородного участка.
- Устный и письменный кодекс поведения – он включает самые разнообразные требования, которыми должны руководствоваться члены семьи. Это могут быть своды формальных требований (например, «Домострой») или неписаные нормы, определяющие ролевое поведение индивидов. Наличие даже устного кодекса способствует институционализации, т.е. нормативному закреплению, ролей, предписываемых к исполнению. Показательно, что дети-сироты, не имеющие опыта семейной жизни, с трудом представляют то, каким образом должны исполняться конкретные роли (мужа, жены, родителей и т.п.).
- Идеология – она отражает реальные ценности, на основе которых выстраивается институт семьи в рамках конкретной культуры. Так, индивидуализм и взаимная совместимость, значимые для современной семьи в индустриальном обществе, неприемлемы в условиях традиционализма. Для последнего, наоборот, характерны религиозное, морально-психологическое и правовое узаконение власти мужчины. Изменения в идеологии семьи серьезным образом сказываются на реализации присущих ей по ее природе функций.