ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Прибыль: сущность, виды
1.2 Распределение и использование прибыли на предприятии
2 ОСНОВНЫЕ ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Рентабельность предприятия
2.2 Основные факторы увеличения прибыли предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
В настоящее время, в период современного мирового экономического кризиса, когда наблюдается спад промышленного производства и значительно сокращаются инвестиции в него, повышается самостоятельность организаций, их экономическая и юридическая ответственность. Это значительно увеличивает роль анализа их финансовых результатов, наличия, размещения и использования прибыли. Данная категория чрезвычайно сложна и неоднозначна. Один из американских экономистов Ф. Найт в середине XX в. отметил, что ни один экономический термин не используется в таких невообразимых количествах общеупотребительных значений, как прибыль. В самом общем виде прибыль ‑ это избыток над издержками производства, или общий доход (выручка) предприятия или фирмы за вычетом издержек производства.
Актуальность темы: финансовые результаты компании демонстрируют результативность и пределы ее деятельности. Поэтому составляющие финансовых результатов фирмы ‑ категории «доход», «рентабельность», «прибыль», «норма прибыли» и т.п. ‑ является одновременно и важнейшим показателям и источникам существования и развития предприятия. Формирование и распределение прибыли в процессе деятельности промышленного предприятия требует постоянного совершенствования руководителями и финансовыми менеджерами методом эффективного управления этими процессами. Анализ финансовых результатов, необходим для оценки рентабельности данного предприятия, а также, для составления планов по улучшению предпринимательской деятельности.
Практическое значение прибыли заключается в определении общей суммы средств, поступающей на предприятие в течение определенного периода, и которая после отчислений налогов может быть использована на личное и производственное потребление (инвестирование).
Проблемы формирования финансовых результатов в производственно-коммерческой деятельности предприятий рассматривали в своих трудах отечественные и зарубежные исследователи: М.С Абрютина, В.Р. Банк, В.М Глазунов, Л.И Гончаренко, А.М Ковалева, В.В. Ковалев, М.И. Литвин, Н.И. Малис А. Д. Шеремет и др.
Цель работы: исследование понятия прибыль и ее распределение, анализ путей ее максимизации.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «прибыль», раскрыть ее сущность;
- проанализировать пути распределения прибыли на предприятии;
- рассмотреть понятие «рентабельность предприятия»;
- охарактеризовать факторы, влияющие на повышение прибыли предприятия.
Цель и задачи написания работы определили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав с параграфами и заключения. В первой главе раскрывается сущность понятия «прибыль», определяются ее виды и пути распределения. Вторая глава посвящена таким понятиям как «рентабельность» и. «показатели рентабельности», также проанализированы факторы направленные на максимизацию прибыли предприятия.
Объект исследования – прибыль от деятельности современных предприятий Российской Федерации.
Предмет исследования ‑ экономические процессы, тенденции и закономерности, связанные с повышением прибыли организации.
В качестве источников написания работы послужили нормативные документы, специализированные учебные пособия и материалы периодической печати.
1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Прибыль: сущность, виды
В процессе функционирования компании для обеспечения выполнения своей основной функции ‑ производства продукции, предприятие должно располагать определенными финансовыми ресурсами, поддерживать их на должном уровне, а также увеличивать или уменьшать их объем в случае необходимости. Полученные в распоряжение ресурсы предприятие использует для приобретения основных средств и оборотных активов, которые принимают непосредственное участие в процессе производства продукции.
Таким образом, всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно разделить на операционную, финансовую и инвестиционную.
Операционная деятельность ‑ это основная деятельность предприятия, которая является главной целью его создания, обеспечивает основную часть дохода и связанна с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг)[1].
Финансовая деятельность связана с формированием финансовых ресурсов предприятия. Это деятельность по привлечению и погашению банковских и других займов, увеличения и уменьшения уставного капитала через эмиссию или выкуп акций, эмиссию и погашение собственных долговых обязательств и тому подобное[2].
Инвестиционная деятельность ‑ это деятельность предприятия, которая предусматривает вложение средств предприятия (собственных или привлеченных) в основные средства, другие необоротные или финансовые активы. То есть это деятельность, связанная с реализацией инвестиций в собственное производство (капиталовложений предприятия) и финансовых инвестиций в уставные капиталы других субъектов рынка, корпоративные или государственные ценные бумаги с целью получения дохода от владения ими.
В результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятие получает доходы от различных видов деятельности и несет в соответствии с этими доходами расходы[3]. Превышение доходов над расходами формирует прибыль предприятия. Прибыль ‑ важнейшая финансовая категория, отражающая положительный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия, характеризующий эффективность производства, и, в конце концов, свидетельствует об уровне и качестве продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Одновременно прибыль влияет на укрепление финансового состояния предприятия, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль ‑ основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода[4]. Валовой доход предприятия ‑ это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, включающий в себя оплату труда и прибыль. Прибыль является основным оценочным показателем хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Она всегда определяется в стоимостной форме.
Убытки являются результатом превышения расходов предприятия над его доходами. Прибыль, если она капитализируется, а не распределяется среди владельцев и не используется на различные цели, увеличивает собственные финансовые ресурсы предприятия. Убытки негативно влияют на объем финансовых ресурсов и финансовой устойчивости предприятия, поскольку уменьшают собственный капитал и долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия[5].
Доход от операционной деятельности (операционный доход) в основной части связан с непосредственным поступлением средств ‑ выручки от реализации продукции (товаров, работ и услуг). (Что признается моментом получения дохода ‑ поступление выручки или отгрузки продукции и образования дебиторской задолженности ‑ определяется стандартами бухгалтерского учета.[6])
Прочие операционные доходы ‑ это доходы от операционной аренды активов, реализации сырья, материалов, других оборотных активов (кроме финансовых), доход от операционных курсовых разниц, возмещение ранее списанных активов, полученные по результатам хозяйственной деятельности штрафы, пени, неустойки и т.п..[7]
Доходы от инвестиционной деятельности предприятия состоят из доходов от реализации необоротных активов, ранее приобретенных предприятием, и доходов от инвестиций в финансовые активы. Последние включают доходы от владения этими активами (процентные или дивидендные выплаты) и доходы от их реализации.
Финансовая деятельность предприятия предусматривает привлечение ресурсов и поэтому связана, как правило, с затратами на привлечение этих ресурсов. Размер финансовых затрат является важным показателем деятельности предприятия, поэтому процентные выплаты по долгу отделяются от других расходов предприятия и отображаются в финансовой отчетности[8]. Это позволяет анализировать эффективность использования средств, достаточность доходов предприятия для осуществления процентных выплат по кредиту и сохранение финансовой устойчивости.