Введение
Глава 1. Общая характеристика института президентства в РФ
1.1. Становление и развитие института президентства в Российской Федерации
1.2. Основные функции и полномочия Президента
Российской Федерации
1.3. Порядок избрания и прекращения полномочий Президента РФ, проблемы реализации
Глава 2. Взаимодействие Президента РФ с органами государственной власти России
2.1. Взаимодействие Президента с Федеральным Собранием РФ
2.2. Взаимодействие Президента с Правительством РФ
§ 3. Взаимодействие Президента с органами судебной власти РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования обусловлена важностью той роли, которую играет Президент РФ в современных политических условиях. Вопросы, связанные с организацией и деятельностью Президента РФ, регулируются Конституцией РФ 1993 г. Данным вопросам посвящена ее специальная глава 4. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти России. Уже это - правовое свидетельство того, что Президент не включается ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Выбор темы работы продиктован ее актуальностью: в современных условиях вопросы места Президента РФ в системе разделения властей приобретают все большее значение.
Особое место в структуре высших органов государственной власти занимает Президент Российской Федерации, который является главой государства и не входит ни в одну из обозначенных ветвей власти. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации в области охраны правопорядка обусловлен тем, что он обеспечивает единство государственной власти, устойчивость системы управления государственными делами, согласованное функционирование ветвей власти в условиях разделения властей и т.д. Что касается его полномочий в сфере правоохраны и поддержания правопорядка, можно с уверенностью сказать, что они носят широчайший характер. На практике это находит выражение в том, что все стратегические решения, от организационного обновления правоохранительных структур до усиления борьбы с преступностью на отдельных направлениях, на протяжении длительного периода реформирования страны начиная с 1991 г. и по сей день были инициированы именно президентскими указами. Теория и практика российского президентства достаточно подробно освещается в современной юридической литературе.
Цель исследования – выявление особенностей конституционно-правового статуса Президента РФ.
Задачи курсовой работы:
-выявить становление и развитие института президентства в Российской Федерации;
- определить основные функции и полномочия Президента Российской Федерации;
- исследовать порядок избрания и прекращения полномочий Президента РФ, проблемы реализации;
- выяснить взаимодействие Президента РФ с органами государственной власти России: взаимодействие Президента с Федеральным Собранием РФ, с Правительством РФ, с органами судебной власти РФ.
Объект исследования – общественные отношения системе разделения властей в России. Предмет исследования – место и роль Президента РФ в системе органов власти.
Методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; частнонаучные – формально-юридический.
Структура данной курсовой работы включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
В качестве источников информации выступили тексты Конституции РФ, законов и подзаконных нормативно-правовых актов, материалы учебников, комментариев к Конституции РФ, периодических научных изданий, а также электронные ресурсы удаленного доступа.
Необходимо подчеркнуть тот факт, что объем полномочий главы Российской Федерации и функционирование института президентства в нашей стране как научная проблема привлекает уже многие годы достаточно пристальное внимание представителей правовых и политологических наук в контексте различных аспектов, а также с позиций комплексного исследования (С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, И.Л. Волошенко, Ю.А. Дмитриев, Б.П. Елисеев, А.В. Зуйков, В.В. Иванов, В.Б. Исаков, В.И. Каинов, В.В. Комарова, А.А. Котенков, О.Е. Кутафин, В.И. Лафитский, А.Н. Мещеряков, Л.А. Окуньков, С.Г. Паречина, А.Н. Писарев, Л.Е. Плеханов, В.В. Полянский, В.И. Радченко, В.В. Рачинский, Н.А. Сахаров, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, В.А. Туманов, О.А. Фризен, И.Д. Хутинаев, Л.Ф. Швецова, А.А. Югов.
Глава 1. Общая характеристика института президентства в РФ
1.1 Становление и развитие института президентства в Российской Федерации
Президент - принципиально новый для России государственный институт, который внес существенные изменения в советскую форму правления.
Первые шаги к учреждению президентской власти были сделаны в СССР на начальном этапе перестройки. Третий Съезд народных депутатов СССР после оживленных прений и политических конфронтаций принял Закон от 14 марта 1990 г. "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР"[1]. Этим актом в Союзе Советских Социалистических Республик учреждалась должность Президента СССР и вице-президента, избираемого одновременно с Президентом. Конституция СССР 1977 года была дополнена главой 15.1 - "Президент СССР". Он объявлялся главой государства и должен был избираться гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Последующими конституционными поправками позиции Президента СССР усиливались. Ему было предоставлено право формировать Кабинет Министров СССР по согласованию с Верховным Советом. Правительство было подчинено Президенту. В 1990 - 1991 годы появляется институт президента в ряде союзных республик в составе СССР, в том числе в России.
Пост Президента РСФСР был учрежден по результатам всенародного консультативного референдума, проведенного 17 марта 1991 г. по вопросу "Нужен ли России Президент?". Большинство граждан России ответили утвердительно, после чего в Конституцию РСФСР 1978 года были внесены соответствующие изменения и приняты Законы от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР"[2].
Согласно этим Законам кандидата в Президенты РСФСР могли выдвигать политические партии, профессиональные союзы, массовые общественно-политические движения, трудовые коллективы, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям при условии сбора 100 тыс. подписей в поддержку кандидата.
Предусматривалась также должность вице-президента.
Конституция РФ 1993 года подняла авторитет президентской власти.
С принятием Конституции РФ 1993 г. положение Президента РФ в системе государственной власти России существенно изменилось. Это нашло отражение в том, что Президент РФ стал главой государства и не входит ни в одну из трех ветвей государственной власти. Кроме того, Конституция РФ 1993 г. наделила Президента РФ исключительно широкими полномочиями как гаранта прав и свобод человека и гражданина, обладающего серьезными механизмами влияния и обеспечивающего согласованное функционирование всех ветвей государственной власти, определяющего основные направления внешней и внутренней политики страны.
На сегодняшний день Президент РФ представляет собой орган государственной власти, имеющий уникальный, с юридических и политико-практических позиций, статус, который невозможно сравнить ни с одним из органов, входящих в систему государственной власти в РФ. Особое положение данного органа следует из тех положений, что:
- вопреки конституционному закреплению принципа разделения властей, на практике сохраняются качества единства, монолитности, нерасчлененности президентской власти;
- президентская власть и институт президентства в восприятии общества персонифицированы только политической фигурой главы государства;
- для удержания своего авторитета Президент РФ практически не нуждается в легитимации собственной власти;
- Президент РФ, с конституционно-правовых позиций, является фактически единственным лицом, ответственным за осуществление и контроль государственной власти в стране, но данная ответственность носит в большей степени нравственный характер, она недостаточно регламентирована и детализирована в нормативно-правовых актах, организационно Президент РФ остается никому не подчиненным и сохраняет высокую независимость и абсолютную управленческую автономию;
- на Президенте РФ замкнуто функционирование всего аппарата государственного управления, президентская власть выступает в качестве инструмента давления, трактуя в свою пользу недостаточно четко определенные положения Конституции РФ (как, например, это произошло с возможностью Президента РФ трижды вносить в Государственную Думу одну и ту же кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ, что превратило данную процедуру в фиктивное действие)[3]. В подобных условиях эволюция института президентства должна быть направлена в сторону ухода методами конституционно-правовой регламентации от исторически сложившейся концепции ее трактовки как аналога "просвещенного абсолюта", основанной на сильной личной власти, самодержавно-авторитарных началах и утрированной централизации в государственном управлении[4]. Западный опыт институционального развития в данном случае не может рассматриваться как типовой конструкт, перенесенный на российскую правовую "почву" и практику без учета национальных особенностей и вне ситуационных факторов политической расстановки сил и государственных полномочий.
Модернизация института президентства должна проистекать из положений федеральных и конституционных актов. В противном случае нижестоящие на правовой ступени регуляторы будут на практике бессильны против факторов политической реальности, находящихся вне правового поля и определяющих текущее состояние института. Сегодня действующая конституционная модель не предопределяет сложившийся дисбаланс между государственными органами и доминанту института президентства как системообразующего института, однако создает для этого плодотворные условия, и в то же время присутствующая конституционная гибкость, абстрактность и недоработанность норм и положений предоставляет возможности для усиления роли институтов парламентаризма и Правительства, без существенного реформирования данного акта.