Курсовая работа|Социология

Проблемы и перспективы молодёжи в России

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 38

Введение

Глава 1. Современное состояние молодёжи в Российской Федерации

1.1. Молодежь как социально-демографическая группа

1.2. Анализ состояния молодёжи в Российской Федерации

Глава 2. Проблемы и перспективы молодёжи в России

2.1. Проблемы и состояние преступности среди молодёжи в России

2.2. Состояние и перспективы трудоустройства молодёжи в современной России

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Актуальность. Принято считать, что в качестве особой социальной группы общества молодёжь выделяется лишь в конце XVII – начале XVIII в., период, связанный с началом индустриальных революций.

Развитие фабрик и мануфактур привели к процессу усложнения производства, а в связи с этим и необходимости профессионального обучения вне семьи. В традициях общества того времени подростка было принято считать взрослым как только он приступал к работе, то есть происходил прямой переход от детского возраста к взрослому, в связи с чем молодые по возрасту люди не выделялись в особую социальную группу.

В период индустриализации большое развитие получили различные социальные институты, ориентированные на внесемейный тип образования, к которым относились ремесленные училища, университеты, что привело к необходимости выделения особой социальной группы, состоящей из молодого поколения. Представители данной группы отрывались от семьи, получали образование, осваивали новые профессии разного уровня, тем не менее, не обретая полной независимости, что не давало права считать их взрослыми людьми. 

Все свидетельствовало о том, что их положение и социальный статус находились в переходном состоянии, то есть они уже не могли считаться детьми, но в то же время еще и не были взрослыми.

Именно такую группу с социологической точки зрения принято рассматривать в качестве молодёжи.

Несмотря на широкое применение термина «молодежь» и на широкое использование данной социальной группы в качестве объекта изучения и исследования, общепринятого понятия термина «молодежь» не существует. Конечно, существует огромное множество различных толкований, но все они зависят от методик изучения и принадлежности исследователя к различным наукам.

Используя в повседневной разговорной речи термин «молодежь», как определение той или иной группы людей, мы зачастую ориентируемся на возраст, не задумываясь о том, что данное понятие указывает не только на биологические и временные, но и также на психологические и социальные характеристики личности.

Молодежь принято определять как социально-демографическую часть общества, обладающую определенными специфическими характеристиками, к которым можно отнести: отсутствие жизненного опыта, наличие большого энергетического потенциала, максимализм, а также присутствие в действиях характерных черт радикализма, который может быть направлен как на созидательный, так и на деструктивный тип поведения.

На основании данных национальной энциклопедической службы «молодежь выступает динамично развивающимся ресурсом общества, в определенных социальных обстоятельствам быстро становящейся активной силой экономических, социально-политических и культурных трансформаций, ценностных и технологических сдвигов».

Включая в себя всевозможные подсистемы социальных взаимодействий, молодежь является одним из ключевых элементов социальной структуры общества.

Для понимания молодежи как объекта исследования в социологии, С.О. Елишев выделяет три основных подхода к ее определению.

Первый подход опирается на: определение молодежи как возрастной группы (психофизиологический аспект), как определенный этап в жизни человека, который условно можно разделить на два направления.

Первое направление возвышает возраст, не учитывая влияние других факторов на развитие личности, таких как культура, экономика и политические условия жизни общества.

Второе направление подходит к рассмотрению молодежи как определенному этапу жизни, а приобретенные в процессе нее опыт, знания и навыки являются следствием происходящих социальных и культурных процессов.

Второй подход опирается на: нестабильность положения молодежи, ввиду отсутствия у нее социального статуса, который определяется возрастом.

Третий подход ориентируется на: социальную культуру и рассматривает молодежь как носителя ценностей, идеалов и собственной культуры.

Для идентификации молодежи как особой социальной группы среди остальных групп общества используют определенные критерии. К ним относятся: возраст, положение в обществе, социально-психологическая ориентация.

Рассмотрим первый критерий выделения молодежи – возраст. На основании данных общественных организаций (ООН, ЮНЕСКО), к группе молодежи принято относить молодое поколение в возрасте от 17 до 25 лет. Американский социологический подход к изучению молодежи разделяет период молодости на «юношество» и «возраст молодых взрослых», определяя границы возраста с 12 до 18 лет.

В 1970–1980-е гг. возрастные границы определения молодежи существенно раздвинулись, что было, прежде всего, связано с усложнением производственных процессов, которые привели к возрастанию периода нахождения молодых людей в процессе образования.

В связи с этим усложнился и процесс социализации личности в обществе, что привело к следующему разделению: нижняя граница возраста находилась между 14–16 годами, верхняя – между 25–30, а в некоторых странах – между 30–35 годами.

В Советском союзе, а именно в то время в России научная и образовательная дисциплина «Социология молодежи» начала свое развитие, возрастные границы молодых людей определялись с 14–28 лет.

Границы определения молодежного возраста связаны, в первую очередь, со вступлением юношей и девушек во взрослую жизнь, с появлением прав самостоятельно заниматься профессиональной деятельностью, и прежде всего, нести ответственность за свои поступки перед государством. Советское законодательство определяло возраст, необходимый для получения вышеперечисленных прав в диапазоне 16–18 лет, определяя тем самым нижнюю границу молодежного возраста.

Обращая внимание на различные значения верхней границы в разных странах, необходимо отметить, что ее определение напрямую зависит от социально-экономического развития страны и общества в целом.

Второй критерий на основании которого выделяют молодежь – это положение в обществе, которое напрямую зависит от степени включенности молодых людей в трудовую деятельность и производство.

В связи с тем, что период молодости тесно связан с периодом получения образования, социальное положение молодежи определяют как промежуточное, связанное с неполной экономической активностью и отсутствием социального определения своего статуса в обществе. 

Третий критерий выделения молодежи - особенности ее психологического развития. Психологи считают, что начало осознания своего места в обществе начинается к 14 годам, а к 18 заканчивается формирование основных психофизиологических особенностей.

Следует отметить, что изменения в психике полностью заканчиваются лишь к 24 годам, так как к этому времени в организме завершаются все процессы роста.

Если рассматривать молодость в психологическом плане, то в первую очередь необходимо отметить что начало формирования характера приводит к необходимости самоидентификации, как следствие этого, в период молодости происходит формирование его основных черт: самосознания, мировоззрения и чувства ответственности.

Подводя итог, можно отметить, что все существующие подходы и теории определения сущности молодёжи взаимосвязаны между собой и органично дополняют друг друга, что приводит к возможности наиболее полного изучения и понимания этого социального феномена.

Целью нашего исследования является изучить состояние молодёжи в современной России, изучить её проблемы и перспективы.

Цель предусматривает решение таких важных задач:

1) Изучить молодёжь как социально-демографическую группу;

2) Дать анализ состояния молодёжи в Российской Федерации;

3) Изучить проблемы и состояние преступности среди молодёжи в России ;

4) Исследовать состояние и перспективы трудоустройства молодёжи в современной России.

Предмет исследования молодёжь в Российской Федерации как демографическая группа населения.

Объект исследования - состояние и перспективы молодёжи в современной России.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных авторов по социологии, чьи работы представлены в списке использованных источников.

Структурно работа состоит из введения, двух глав и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Современное состояние молодёжи в Российской Федерации

1.1. Молодежь как социально-демографическая группа

Молодежь является одним из основных субъектов общественного воспроизводства, поскольку именно в молодежных возрастных группах сконцентрирован репродуктивный и трудовой потенциал населения. Воспроизводство осуществляется в процессе смены поколений.

 За счет этого общество обновляется, совершенствует структуру, передает от старших поколений младшим общественные институты, опыт, культуру, систему норм, ценностей, частично их сохраняет, а частично изменяет.

 Тем самым молодежь закономерно является одним из главных факторов, движущих сил общественного развития. В российской научной школе характер определения научного статуса универсального понятия «молодежь» определяется особенностями того или иного подхода, представленными в различных теориях и источниках.      

 В рамках данной исследования наиболее интересен социально-демографический подход, определяющий молодежь как социально-демографическую группу в составе населения, главными критериями выделения которой обычно служат два компонента: социальный (интересы, ценности, статус и пр.) и демографический (возраст).

В этой связи необходимо отметить прежде всего труды российского ученого В. Лисовского, который в 1968 г. впервые в отечественной социологии предложил следующее определение понятия «молодёжь»: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции».

Российские ученые демографы В.Н. Архангельский, Л.Л. Рыбаковский, С.В. Рязанцев выделяя демографический критерий, считают, что именно возрастной показатель является основным при определении понятия «молодежь». Современные возрастные границы понятия «молодежь» лежат в интервале от 14 до 30 лет.

  1. Абрамова Е.Г., Борщ В.В. Анализ деятельности вузов с точки зрения влияния условий организации образовательного процесса на востребованность выпускников на рынке труда // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. по материалам Восьмой Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (27–28 окт. 2011 г.). Кн. I. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011. – С. 12–24.
  2. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социолог. исслед. – 2006. – № 4. – С. 37–46.
  3. Алашеев С.Ю. Требования работодателей при найме работников, как фактор формирования образа профессии // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. по материалам Восьмой Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (27–28 окт. 2011 г.). Кн. I. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011. – С. 24–42.
  4. Берзин Д. Увеличивающийся разрыв между тем, что нужно бизнесу, и тем, что дает образование / пер. Я. Аржановой. – URL: http://hrm.ru/uvelichivajushhijjsjarazryv-mezhdu-tem-chto-nuzhno-biznesu-i-tem-chto-daet-obrazovanie
  5. Грудинин Н.С., Грязнова Д.В. Преступность молодёжи в современной России: причины, тенденции, пути противодействия // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 04 (16) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/16/2522/
  6. Гусарова Н.Ф. Психология профессионального образования [Электронный ресурс]. – URL: http://de.ifmo.ru/--books/0062
  7. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. – М.: Весь Мир, 2011. – 238 с.
  8. Дмитриева Ю. Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке труда [Электронный ресурс] // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. – № 8. – URL: http://www.hr-portal.ru/article/usloviya-trudoustroistva-vypusknikov-vuzov-narynke-truda
  9. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд: пер. с фр. с сокр. Под ред. В.А. Базарова. М.: Мысль, 1994. — 399 с.
  10. Исследование проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда. Динамика вузов: 2007–2010 годы. Официальный сайт ЦТР «Гуманитарные Технологии». – URL: http://job.petrsu.ru/site/ article/56; http://job.petrsu.ru/site/article/57
  11. Касторский Г.Л. Предупреждение преступлений посредством воздействия на семью. По материалам Санкт-Петербургского региона. Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1995.
  12. Липатова М.Е. Жизненные стратегии молодежи в современном российском обществе // Социология в системе научного управления обществом. Материалы IV Всероссийского социологического конгресса. – М., 2012. Электронное издание.
  13. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. — 1992. — № 4. — С. 91—96.
  14. Михайлова А. 7 основных причин подростковой преступности и пути их решения [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.garant.ru/article/526482
  15. На уровень и качество образования молодого специалиста обращает внимание только треть кадровиков. Официальный сайт Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru. – URL: http: //www.superjob.ru/ research/articles /111280/ na-uroven-i-kachestvo-obrazovaniya-molodogo specialistaobraschaet-vnimanie-tolko-tret-kadrovikov
  16. Новый мониторинг вузов будет проведен при участии Минобороны // Изв. – 2013. – 30 апр. – URL: http://izvestia.ru/news/549723
  17. О ситуации с трудоустройством выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней. Портал «Карьерист». – URL: http://www.career-st.ru/career_cruising/lib/92 13. Проблемы трудоустройства молодых специалистов // Официальный сайт Ассоциации молодых специалистов. – URL: http://asmol.ru/?id= 8&page=mms
  18. Осипов Г.В., Рязанцев С.В. Демографическая политика в России: трансформация, результаты, перспективы // Вестник Российской академии наук. 2014. Т. 84. № 11.
  19. Осянин А.Н. Проблема выбора молодежью ценностных предпочтений // Социология. Журнал Российской Социологической Ассоциации. 2005. №1. С. 194 – 196.
  20. Писаревская Е.А. К вопросу о социально-психологических детерминантах насильственной преступности несовершеннолетних // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Выпуск 11 (62). Серия: Гуманитарные науки (юриспруденция).
  21. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 18-225 от 28.04.2012 «О мониторинге трудоустройства выпускников».
  22. Ростовская Т.К. Социальное конструирование правового статуса молодежи и молодой семьи // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2014. № 3(35).
  23. Рязанцев И.П., А.Ю. Завалишин. Территориальное поведение россиян (историко-социологический анализ). М: Академический проект, 2006. — 456 с.
  24. Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.gks.ru
  25. Семенова Л.А.. О некоторых особенностях профессионально-трудового самоопределения молодежи // Питирим Александрович Сорокин и современные проблемы социологии. К 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина и 20-летию факультета социологии СПбГУ/ Материалы Международной научной конференции – Первых Санкт-Петербургских социологических чтений 16-17 апреля 2009 года / Отв. редакторы: А.О. Бороноев, Н.Г. Скворцов: В 2-х т. Том 1. СПб., 2009. -492 с.
  26. Скуратов Ю.И., Чурилов С.Н., Грудинин Н.С. Государственная политика в сфере амнистии и помилования в Российской Федерации: тенденции и противоречия // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 1.
  27. Социология молодежи: учебник для акад. бакалавр./под ред. Р.В. Ленькова. М.: изд. Юрайт, 2015. — 416 с.
  28. Три кита управления государственной молодежной политикой в современной России: в трёх томах. Т. 1. Нормативно-правовое обеспечение государственной молодёжной политики в современной России. М.: ФЦОЗ, 2014. 192 с.
  29. Хамитова Г.Ш. Правовой нигилизм молодёжи как национальной и социальной безопасности России и пути его преодоления // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 5. № 4.
  30. Чупров В.И. Социология молодежи: учебник / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. — 336 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское