Введение
Глава 1. Общая характеристика мировых продовольственных проблем
1.1.Продовольственная проблема – глобальная проблема современности
1.2. Международные экономические аспекты продовольственной проблемы
1.3. Перспектива обеспечения продовольствием человечества
Глава 2. Продовольственные проблемы России
2.1. Современная продовольственная ситуация в России
2.2. Масштабы и глубина продовольственной проблемы в России
2.3. Молочная недостаточность как часть продовольственной проблемы
Заключение
Список литературы
Проблема продовольственной безопасности для современного российского общества является одной из важнейших. Это связано с системным кризисом и спадом во всех отраслях народного хозяйства. Сейчас сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, которая выстраивается на строго правовой основе. Федеральный закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации" определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.
Что касается критериев, то для того, чтобы была обеспечена продовольственная безопасность граждан России, 80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться ее собственным аграрным сектором. Реальное же состояние дел на сегодня свидетельствует о полной утрате нашей страной продовольственной безопасности. Поэтому изучение продовольственных проблем является актуальной на сегодняшний день.
Целью данной курсовой работы является изучение продовольственных проблем в России.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику мировых продовольственных проблем;
рассмотреть продовольственную проблему как глобальную проблему современности;
изучить международные экономические аспекты продовольственной проблемы;
описать перспективу обеспечения продовольствием человечества;
охарактеризовать продовольственные проблемы России;
изучить современную продовольственную ситуацию в России;
рассмотреть масштабы и глубину продовольственной проблемы в России;
охарактеризовать молочную недостаточность как часть продовольственной проблемы.
Объектом изучения данной курсовой работы является Россия в целом, предметом изучения – продовольственные проблемы.
Данная проблему широко представлена в трудах многих авторов, таких как Ф.Г. Зиятдинова, Е.И. Кучаева, В.К. Ломакин, А.И. Погорлецкий, В.В. Сидоренко, П.В. Михайлушкин, И.А. Спиридонов, И.В. Макунина, А.В. Миронцева, и многих других.
Для написания данной курсовой работы использовались монографический, исторический, сравнительный и аналитический методы.
Глава 1. Общая характеристика мировых продовольственных проблем
1.1.Продовольственная проблема – глобальная проблема современности
Понятие глобальных проблем как общепринятого термина возникло в 70-х годах ХХ столетия, после появления первого доклада Римскому клубу (1972 год), озаглавленного "Пределы роста". Он был подготовлен группой ученых под руководством американского ученого Д.Л. Медоуза и использовал набор идей, выдвинутых его учителем профессором кибернетики Д. Форрестером за год до этого в книге "Мировая динамика". Последний предсказал на начало XXI века неизбежность всемирных катастроф, связанных с истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, а также с демографическим взрывом в развивающихся странах. Для предотвращения этого профессор в соответствии с теорией Т.Р. Мальтуса советовал остановить рост численности населения Земли с тем, чтобы оно к концу ХХ века не превышало 4,5 млрд. человек [9, с.265].
Ныне концепция глобальных проблем человечества стала общепризнанной основой рассмотрения (и в определенной степени - решения) на международном уровне главных вопросов существования и развития современной технологической цивилизации.
В нашей стране распространению этой концепции способствовало руководство СССР во главе с М. Горбачевым, которое рассчитывало использовать ее в качестве идеологической основы для сближения с Западом. Сейчас учение о глобальных проблемах вошло в вузовские и школьные учебники географии и сопредельных обществоведческих дисциплин. Его формулировку многие школьники и студенты знают наизусть. Приведем ее по учебнику проф. В. Максаковского: "Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов" [27].
При всех достоинствах этой формулировки в ней не говорится о сути глобальных проблем, которая заключается в том, что производительные силы человечества достигли такого уровня развития, что Земля им стала мала, и их дальнейшая экспансия может нанести непоправимый ущерб нашей планете и населяющему ее человечеству. Это трудно осознать и к этому трудно привыкнуть, особенно жителям развивающихся стран, которые еще далеки от уровня благосостояния, характерного для промышленно развитых государств. Используя известный образ, можно сказать, что земная цивилизация напоминает волшебника, вызвавшего к жизни столь могучие силы, что уже не может с ними совладать. Мировое сообщество пока не научилось в необходимой степени предвидеть и регулировать собственное технологическое развитие. Давление человечества на природную среду, в частности на ресурсы, достигло такого предела, за которым природа уже не может (или почти не может) восстанавливать себя в прежнем объеме.
Ограниченность, конечность природных ресурсов планеты стала очевидной. Возникла необходимость перехода от бесконечной экспансии производительных сил к концентрации на важнейших направлениях - от энерго- и материалоемких технологий к продуманному и рациональному использованию природных компонентов производства, к поиску новых возобновляемых или альтернативных источников энергии, к развитию самых высоких технологий и, наконец, к ограничению, замедлению, а затем и к остановке (или почти остановке) и стабилизации как производства материальных благ, средств к существованию в широком смысле, так и роста населения Земли. Именно для такой перестройки стратегии развития земной цивилизации и необходимо объединение усилий всех государств и народов.
На первый взгляд кажется преувеличением в конце XX в. считать проблему обеспечения населения продовольствием глобальной. Производство продовольствия в мире растет быстрее, чем население. Все мировые статистические данные говорят о том, что жители планеты в целом хорошо обеспечены продуктами питания. Однако все эти данные относятся ко всему миру, в то время как в отдельных регионах и странах ситуация далеко не такая благополучная. Мало того, и в западных, богатых странах часто говорят о продовольственной проблеме. Для того чтобы оценить продовольственную ситуацию в мире, необходимо выяснить, чем питается население Земли. Вообще продовольствие бывает трех видов — естественное (которым человек кормил себя на этапе присваивающего хозяйства), культивируемое (в эпоху производящего хозяйства) и промышленное (т. е. то, что дает пищевая промышленность). По мере развития хозяйства уменьшается доля естественных и возрастает — промышленных продуктов питания. До сих пор основная часть мирового населения (в первую очередь за счет развивающихся стран) потребляет естественное и культивируемое продовольствие [13, с. 275].
Современные продовольственные проблемы мира неоднозначны в различных его регионах. Самый старый аспект — нехватка продовольствия и даже голод. Дефицит продуктов питания существовал всегда в истории человечества. В наше время он особенно обострился в первой половине 70-х гг. Тогда впервые продовольственная проблема была названа глобальной, правда, касалась она в то время только развивающихся стран. Наложение внутренних и внешних факторов создало напряженную ситуацию. Рост производства зерна — главного вида продовольствия в развивающемся мире стал сильно отставать от темпов роста населения. Менее всего это коснулось развитых стран, где потребление продовольственного зерна (но не фуражного) давно уже начало сокращаться за счет введения в пищевой рацион других продуктов.
В 90-х гг. продовольственная ситуация в большинстве развивающихся стран не улучшилась. Главные причины сохраняющейся сложности — социально-экономические. Сохраняющиеся высокие темпы прироста населения, продолжающаяся урбанизация и ориентация на экспортные культуры не дают возможности улучшить продовольственную ситуацию. Традиционная система земледелия (которое и дает основную часть продовольствия) не рассчитана на такое количество населения. В результате почти 1 млрд. чел. голодает или недоедает, в первую очередь в Южной Азии и Африке, а от голода ежегодно умирают 13—18 млн. чел., т. е. 20 чел. в минуту [2, с. 54-56].