Современная Россия, являясь частью мировой цивилизации, переживает сложные драматические годы в своем развитии. Распад мировой системы социализма и процессы суверенизации бывших республик СССР, этнические конфликты, перераставшие в отдельных регионах в гражданскую войну, многотысячные жертвы российских солдат, борьба с терроризмом, криминалом и коррупцией, растущие контрасты между богатством и бедностью - таковы реалии нашей современной жизни. Все эти явления привели к коренному изменению представлений об обществе, в котором мы живем, смене его ценностных ориентаций, нравственных устоев и парадигм.
В этой связи важное значение приобретает объективный анализ реального состояния противоречивых процессов и тенденций развития российского общества, выработка механизма воздействия на них.
Объектом исследования выступает российская молодежь в условиях демографического кризиса. Предметом исследования является формирование семейных ценностей и ориентаций российской молодежи. Гипотеза исследования. Ценностные ориентации молодежи в сфере семьи и семейных отношений формируются под влиянием различных факторов, наиболее значимыми из которых выступают динамика ценностей в обществе и характер доминирующей модели семьи. В условиях трансформации института семьи в России происходит переход от традиционной модели семьи и семейных отношений к современной модели, базирующейся на эгалитарных ценностях и приоритете супружеских отношений в системе семейных отношений, что формирует в общественном сознании в качестве приоритетной модель малодетной семьи. Для социализирующейся в данных условиях российской молодежи, ориентирующейся на индивидуалистические и достижительные ценности, такая модель семьи и соответствующего демографического поведения становится наиболее приемлемой, исходя из чего перспективы демографического развития России не следует связывать с повышением количественных показателей человеческих ресурсов в обществе. Соответственно, акцент должен быть сделан на политике повышения качества человеческого потенциала в стране через формирование высокой семейной культуры молодежи, соответствующей ее восприятию счастливой семьи.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена комплексом концепций и теоретических подходов в соответствии с предметом исследования, который включает в себя разнообразный спектр явлений и процессов, потребовавший обращения к методологическому инструментарию социологии семьи, социологии молодежи, демографии и социологии духовной жизни. Решение задач, связанных с исследованием молодежи на теоретическом уровне, осуществлялось с позиций таких концепций молодежи, как теория общественного воспроизводства, теория субъектности (Ю,А. Зубок, В.А. Луков, В.И. Чупров). Ценностный аспект исследования проблемы обусловил использование аксиологической теории. В частности, активно применялись положения теории ценностей Т. Парсонса, М. Вебера.
Одной из базовых концепций, на которых конструировалась концептуальная часть исследования, стала концепция трансформации демографического поведения семьи (А.В. Верещагина), в рамках которой выделяются три основных типа демографического поведения семьи в трансформирующемся российском обществе: традиционный, трансформационный и современный с соответствующими ценностными установками и ориентациями, поведенческими характеристиками.
Параллельно с данной концепций использовалась эволюционная концепция семьи (С.И. Голод), позволяющая рассматривать изменения в институте семьи в России в контексте доминирующей тенденции перехода от детоцентристской семьи к супружеской, эгалитарной при явных проявлениях разрушения традиционной семьи. В данном контексте важным методологическим основанием исследования семейных ценностей и ориентаций современной российской молодежи стала теория трансформации интимности (Э. Гидденс), в рамках которой рассматриваются факторы разрушения традиционных устоев организации семейно-брачных отношений, двойного стандарта в морали и перехода к современным основаниям функционирования семьи в рамках эгалитарных отношений.
Цель исследования - системный анализ и выявление закономерностей взаимодействия социализации молодежи и макроэкономической трансформации и на этой основе определение перспективы эволюции ценностных ориентаций российской молодежи с учетом разрешения противоречий между органами исполнительной власти и молодыми россиянами на основе научной концепции.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
• выбор стратегии исследования, формирование теоретико-методологической концепции социологического изучения социализации молодежи;
• определение сущности, содержания и механизма социализации молодежи в условиях нестабильного общества;
• анализ основных экономических, социальных и политических последствий трансформации общества и особенностей их влияния на эволюционный процесс ценностных ориентаций российской молодежи;
• выявление и доказательность основных противоречий между Правительством РФ, его отношением к реализации программы молодежной политики и молодыми россиянами, оказавшимися в тяжелейших социальных условиях;
• осуществление концептуального анализа исследуемой проблемы на основе принятой методологии, а также проведенных социологических исследований;
• обоснование теоретических и практических выводов, а также разработка, внедрение и рекомендации в адрес субъектов молодежной политики различного уровня для выработки эффективной молодежной политики.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования ценностных ориентаций
1.1. Анализ категорий «ценности» и «ценностные ориентации личности» в социальных науках
Система социальных ценностей не формируется случайно. Она всегда является, с одной стороны, результатом исторического дела культуры, опыта истории того или иного народа, общества, с другой стороны, является результатом поиска общественного идеала, будущетворения.
Ценность есть всегда значимость для чего-то. Имеется онтологоцентричная и социоантропоцентричная трактовка ценностей.
Онтологоцентричная точка зрения относит ценность к онтологии. Она утверждает, что ценностные отношения присутствуют везде, где есть структурное членение систем и иерархия. Иными словами, в этом случае ценность как тождественность значимости одного элемента для реализации функции системного компонента более высокой иерархии, приобретает смысл того невидимого функционального механизма, который придает системе целостность.
Социоантропоцентричная точка зрения исходит из того, что ценностные отношения и ценностные формы освоения мира характерны только для человека. Однако, и в этом случае, онтологоцентричная интерпретация ценности невидимо присутствует. С одной сторона, ценности – это те «значимости», которые выражают отношение выживаемости человека и среды обитания человека: общества, народа, нации, государства, природы. При этом, в этом случае ценность выражает собой значимость чего-то для человека, группы людей, общества.
С другой стороны, ценность выражает значимость действий, его работы, деятельности, для надсистемы – Природы, Биосферы, Земли, Космоса и т.п. В данном контексте все ценности вырабатываются исторически, социогенетически и культурогенетически, в них концентрируется живой исторический опыт выживания коллективов, общинных совокупностей людей – этносов, народов, обществ, государств, локальных цивилизаций.
Таким образом, смысловое значение категории ценности, которое мы назвали социоантропоцентричным, системогенетически вырастает из онтологоцентричного смысла, «надстраивается» над ним.
Ценность в ее социальном контексте, вернее – система социальных ценностей, вырабатывается культурно-исторически, на протяжении даже не веков, – тысячелетий, и становится «системогеном» социогенетики, т.е. носителем социального наследования, культурно наследования, культурно-этнического или культурно-национального наследования.
Таким образом, различия в ценностном мировоззрении – это различия в ценностных ориентациях культур народов мира. Ценности, которые служат основанием таких различий, можно назвать базовыми социальными или базовыми социально-цивилизационными ценностями.
Н.Я. Данилевский в монографии «Россия и Европа», написанной в 1875-1878 гг., впервые обратил внимание на различие «социокультурных типов», которые впоследствии были названы «локальными цивилизациями». Им было выделено 11 социокультурных типов – локальных цивилизаций. Примером, могут служить романо-германская, китайская, арабская, индийская, латиноамериканская цивилизации. К отдельной локальной цивилизации была отнесена Россия. Позже типологией локальных цивилизацией или культурно-исторических типов занимались О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби, П.А. Сорокин.
В разнообразном культурно-исторических типов проявилось действие системогенетического закона разнообразия. Разнообразие культур, разнообразие этносов, разнообразие социально-государственных устройств, разнообразие локальных цивилизаций, разнообразие языков отражает в себе разнообразие социально-исторических траекторий развития тех или иных народов, государств, цивилизаций, «сканирует» ландшафтно-географическое, температурно-климатическое разнообразие условий воспроизводства жизни человечества и живого вещества на Земле. Это разнообразие и переходит в разнообразие систем социальных ценностей как одного из носителей, причем важных, социогенетики, передачи от поколения к поколению людей особенностей форм хозяйствования, природопользования, картин мира, приоритетов ценностного отношения к природе, другим народам и культурам, к социальным институтам и т.п.
Ценности образуют собой «пирамиду ценностей». У каждого народа, у каждой цивилизации, культуры имеются свои «пирамиды ценностей». В фундаменте «пирамиды ценностей» лежат базовые ценности, образующие своеобразный ценностный архетип менталитета тех или иных народов, тех или иных этносов, обществ.
Этот ценностный архетип менталитета есть своеобразная «ценностная память», покоящаяся в «правом полушарии» общественного интеллекта.Верхние страты пирамиды ценностей – это более мобильные, более быстро меняющиеся ценности. Здесь мы встречаемся с еще одной характеристикой бытия ценностей – хронотопом, т.е. «пространством-временем» бытия ценностей. Базовые ценности – это ценности длинных циклов бытия. Их содержание, их смыслы меняются медленно. Инерционность или консервативность таких ценностей измеряется масштабом веков. Другие ценности обладают меньшим масштабом хронотопа. Они быстрее обновляются, легче подвержены управлению. Это, как правило, инструментальные или материальные ценности.
Если взять онтогенез человека, то базовые ценности передаются на ранних стадиях формирования личности, как правило, в семье. При этом главным каналом раннего ценностного наследования является «женский канал в семье» – матери и бабушки. Ценности передаются через сказки, через приобщение к языку, через любовь, через воспитание, игры и т.п., через первые этапы погружения ребенка в культуру, в культурную среду.
1. Бердюгина Ольга Георгиевна Социология: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по несоциологическим специальностям / [Бердюгина О. Г. и др.] ; отв. ред. В. А. Глазырин ; Уральская гос. юридическая акад. Москва: Юрайт, 2012.
2. Бойков Владимир Эрихович Политическая социология: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям "Социология" и "Политология" / [Бойков В. Э. и др.] ; под ред. Ж. Т. Тощенко ; Российский гос. гуманитарный ун-т.
3. Бирчиков А.А, Фобьянчук А.А. Социологические методы, необходимые при администрировании. XXXVII Гагаринские чтения. Научные труды Международной молодежной научной конференции в 8 томах. Москва, 5-8 апреля 2011г. М.: МАТИ, 2011. Т.7, 226 с. ISBN 978-5-93271-602-1
4. Волков Юрий Григорьевич Социология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Социология" / Ю. Г. Волков Москва: Альфа-М, 2012: Инфра-М.
5. Добреньков Владимир Иванович, (1939 -) История западной социологии (20-60-е гг. XX в.): учебник для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 040201 "Социология" / В. И. Добреньков, Н. Г. Осипова ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Социологический фак. Москва: Альма Матер: Академический проект, 2012.
6. Добреньков Владимир Иванович Социология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям социологии / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова М.: Инфра-М, 2012.
7. Жириновский Владимир Вольфович (1946-) Социология мировой политики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 040200 - "Социология" / В. В. Жириновский, Н. А. Васецкий Москва: Альма матер: Академический проект, 2012.
8. Комаров Евгений Иванович Гендерный менеджмент: учебник / Е. И. Комаров, В. Ф. Жукова Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2012
9. Кравченко Альберт Иванович Социология: учебник / А. И. Кравченко; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова Москва: Проспект, 2012.
10. Хасанова Галия Булатовна Социальная геронтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная работа" / Г. Б. Хасанова Москва: ИНФРА-М, 2012
11. Ядов Владимир Александрович Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности : учебное пособие / В. А. Ядов Москва: ОМЕГА-Л, 2011