Введение
1. Кастовая система Индии
1.1Природа каст
1.2 История происхождения касты
2.Становление и эволюция кастовой системы в Индии
2.1 Кастовый строй как специфика Индии
2.2 Индия при кушанах и гуптах Формирование кастового слоя
3. Касты в современной Индии
Заключение
Список литературы
Кастовый строй Индии - один из наиболее трудных элементов традиционной социальной системы. Он несомненный интерес как сам по себе, так и в качестве мощного фактора представляет, воздействующего на разнообразные общественные процессы. Без учета этого фактора невозможно понимание процесса модификации традиционного общества Востока и его встраивания в нынешний глобальный мир.
Исследование проблем, связанных с кастами и кастовым строем, на протяжении всех этапов изучения Индии проистекало - ее истории, культуры, языков и др. Постепенно сформировалась «наука о касте», которая, по сути, самостоятельным предметом исследования стала. Эта субдисциплина в тупик не раз заходила и к пройденным рубежам возвращалась. Имеются разнообразные подходы, теории, взгляды, научные выводы и оценки в данной науке. В последнее время вопрос о пересмотре многих главных постулатов встает, которые в процессе развития этой науки развились.
Зарубежная наука достигла существенных успехов в изучении кастового строя Индии. Здесь сформировались ряд научных школ, связанных с именами Е. Сенарта,2 Х.Рисли,3 Дж. Хаттона,4 В. Уайзера,5 Т. Бейдельмана6 и других.
В отечественной индологии данная проблема еще недостаточно глубоко освещена. Поэтому актуальными в этой связи историографические работы являются , разрешающие дать целостную и последовательную картину развития знаний о касте, характеристику вклада разнообразных ученых в разработку кастовой проблемы. Оценка научных концепций предшественников, а также ввод нового фактологического материала, употребление новых методов.
В многогранной проблеме, относящейся «науки о касте», ряд аспектов выделяются. Имеет значение установить главные этапы познания кастовых проблем, которые пережила отечественная индология: от появления в нашей стране первых сведений о кастовом устройстве традиционного индийского общества до выстраивания стройных концепций понимания поставленной проблемы. Крайне значительно определение главных проблем в исследовании кастового строя Индии в отечественной индологии и определение степени изученности этих проблем на разнообразных этапах развития отечественного «кастоведения».
Представляется значительным осмысление вклада отечественных индологов в мировую науку.
Цель данной работы-раскрыть становление и эволюция кастовой системы в Индии.
Для реализации цели были постановлены следующие задачи:
Рассмотреть кастовую систему Индии.
Анализировать кастовый строй как специфика Индии.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Кастовая система Индии
1.1Природа каст
Каста (через нем. Kaste или фр. саste от порт. саstа -происхождение», изначально «чистая порода») — сословие или раса, на которые население Индии распадается .
Из самых ранних произведений санскритской литературы знакомо, что говорившие на арийских наречиях народы в этап первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже распределялись на пять основных сословий, позже наименованные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих) [6;78].
КАСТЫ, термин, употребляемый в первую очередь к важнейшему расчленению индусского общества на Индийском субконтиненте. Им употребляются также для обозначения всякой социальной группы, придерживающейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в свои ряды. Главные характеристики индийской касты: эндогамия (исключительно между членами касты заключение браков); наследственное членство (сопровождаемое практической невозможностью перейти в иную касту); запрещение распределять трапезу с представителями иных каст, а также с ними физический контакт иметь; признание твердо укрепленного места всякой касты в иерархической структуре общества в целом; ограничения на выбор профессии; в регулировании внутрикастовых социальных отношений автономия каст.
В этап раннего Средневековья варны хотя и сохраняются, но на многочисленные касты распадаются (джати), ещё более жёстко укреплявшие сословную принадлежность.
Индусы в перевоплощение верят и полагают, что тот, кто правила своей касты соблюдает, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто эти правила нарушает, социальный статус потеряет.
Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, из простой, незамысловатой системы четырёх варн сложнейшая многослойная система подросла, выстроившая строгий порядок чередования и соотношения разнообразных социальных групп. Каждая варна означила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных каст (джати). Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Моголов, ни определение британского господства не поколебали фундаментальных основ кастовой организации общества.
Природа каст весьма проста и логична для примитивного общества, в котором передача профессиональных навыков может проистекать практически исключительно по принципу «от отца к сыну»: если у человека родители, а также их родители и так далее торговлей занимались, то логично, если ребенок также будет торговать[3;22].
То же справедливо и для всех иных видов деятельности. Кроме того, кастовая система Индии в специфических условиях завоевания страны ариями появилась , которые от себя чётко отделяли автохтонное население и подключали его в свою сословную систему в качестве низших каст, определяя жёсткие социальные барьеры, предотвращающие смешение с ним (хотя, как представляют нынешние генетические обследования, эти определения древних законодателей имели только небольшой эффект).
Как организующая основа общества каста свойственна для всей индуистской Индии, но имеется весьма мало каст, которые бы повсеместно встречались. В любой географической сфере появилась своя, отдельная и независимая лестница строго ранжированных каст, для многих из них не найдется эквивалента на соседних территориях. Исключение в этом региональном правиле ряд каст брахманов составляет, которые на обширных пространствах представлены и повсюду высшее положение в кастовой системе занимают. В древнейшие времена значение каст к понятиям различных степеней просветления сводился, то есть просветленный на какой стадии находится, что не наследовалось. Переходы из каст в касту на самом деле, только под присмотром старших происходили (иных просветленных из высшей касты), так же заключались и браки . Понятие каст касалось только к духовной стороне и поэтому высшему не разрешалось сходиться с низшим, во избежание перехода в более низкую стадию[4;78].