Как известно, жизнь современного человека связана с услугами: коммунальными, банковскими, торговыми, транспортными и т.д. От качества услуг зависит как доход государства, так и благосостояние потребителей. Качественные услуги облегчают жизнь и вызывают желание ими пользоваться. Сегодня на мировом рынке продуются не только товары, но и услуги. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности: услуги, оказываемые в связи с международной торговлей, с обменом технологиями, туризм и деловые поездки, расходы в банковской сфере, лизинг, платежи по доходам и т.д. Вопрос развития сферы услуг на протяжении десятилетий остается актуальным. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост - главная задача развитых и развивающихся стран.
В последние годы тщательного и детально изучается проблема мировой торговли услугами и их влияния на развитие всей страны в целом: наблюдается тенденция повышения роли услуг, появляются новые виды международных услуг. Важными факторами в сфере услуг, влияющими на динамику мировой торговли услугами становятся научно-технический прогресс, интернет-технологии, глобализация, транснациональные компании. Роль услуг, как одного из важнейших секторов национальной и мировой экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, появлением новых видов услуг, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества.
Актуальность темы «Структура сферы услуг и причины повышения ее роли в мировой экономике» сложно переоценить. Спрос на услуги, по мере насыщения мирового рынка товарами и услугами неуклонно растет. В большинстве развитых и развивающихся стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.
В основной части работы (теоретической) мы рассмотрим основные виды услуг на мировом рынке, проанализируем их специфику и роль в современной экономике, а также обратим внимание на показатели вовлеченности разных стран в сферу услуг, динамику развития, способы регулирования и совершенствования. Выявим факторы и причины, способствующие повышению роли сферы услуг в мировой экономике. В практической части работы проведем анализ выявленных факторов.
Цель исследования – рассмотреть структуру сферы услуг и причины повышения ее роли в мировой экономике.
Задачи исследования:
-Изучить структуру сферы услуг и международную торговлю услугами, проанализировать динамику показателей ее развития на мировом рынке;
-Изучить особенности регулирования сферы услуг на мировом рынке и возможности ее совершенствования;
-Определить тенденции и перспективы в международной торговле услугами;
-Выявить главные факторы и причины повышения роли сферы услуг в мировой экономике;
-Проанализировать влияние иностранных инвестиций, научно-технического прогресса, интернет-технологий, глобализации, транснациональных компаний на повышение роли услуг в мировой экономике;
-Провести анализ воздействия факторов и причин на сферу мировых услуг.
Объект исследования – сфера международных услуг как экономическая категория.
Предмет исследования - международная торговля услугами, причины и факторы сферы услуг, влияющие на повышение ее роли в мировой экономике.
Гипотеза исследования состоит в следующем: развитость сферы услуг, ее непрерывное совершенствование, тенденции роста и особенности регулирования, а также анализ показателей динамики на мировом рынке позволят выявить основные факторы и причины, влияющие на роль сферы услуг в мировой экономике. Определено, что на развитие мирового рынка услуг большое влияние оказывают иностранные инвестиции, научно-технический прогресс, интернет-технологии, глобализация, транснациональные компании.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении описана актуальность и значимость проводимой работы, поставлены цель и задачи исследований.
В первой главе дано понятие услуг, мировых услуг, рассмотрены структура сферы услуг и специфика изучаемого рынка, динамика показателей мировой торговли услугами. Вторая глава посвящена регулированию сферы услуг на мировом рынке, особенностям и методам регулирование и совершенствования. В третьей главе рассмотрены тенденции развития сферы услуг и ее роль в мировой экономике, выявлены причины и главные факторы повышения ее роли, а также проведен подробный анализ воздействия факторов на сферу мировых услуг.
Дано заключение, содержащее вывод об исследованной проблеме и список использованных источников.
Теоретической основой данной работы послужили учебная и периодическая литература, а также различные интернет источники. В процессе работы использовались такие методы, как изучение и переработка материала учебников и учебных пособий, освещающих развитие и формирование современного международного рынка услуг.
Глава 1. УСЛУГИ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ
- Понятия услуга, международная услуга
В экономике существует такое понятие, как «услуга». Услуги представляют собой комплекс различных видов деятельности, связанных с удовлетворением потребностей людей. Сфера услуг начала свое развитие издавна - по мере развития обществ. Современные услуги составляют третичный сектор экономики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. В настоящее время торговля услугами широко развита, как и международная торговля товарами. Услуги обладают рядом свойств: они не имеют овеществленной формы, не подлежат хранению и таможенному контролю, но могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей.[2][1]
В настоящее время сфера услуг является одной из самых перспективных и быстро развивающихся отраслей экономики охватывающей широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги.
Важную роль к привлечению международной торговли услугами послужили глобализация мировой экономики, включая валютно-финансовую сферу и научно-техническая революция. Нынешняя статистика гласит: около 20% мировой торговли и 60% производства приходится на сферу услуг. Следует заметить, что международная торговля услугами требует присутствия их производителей за рубежом либо потребителей их в той стране-производителе услуги. Кроме того, услуга тесно связана с торговлей товарами и существенно воздействует на нее, что выражается в бесперебойном движении капиталов и трансграничном перемещении физических лиц.[1][2]
Международная торговля услугами имеет свою специфику: она невидима, неосязаема, неспособна к хранению, неоднородна и изменчива по качеству, с неразрывностью производства и потребления. Такие услуги получили название невидимого экспорта или импорта.
В мировой экономике прослеживается взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг, что находит выражение в увеличении доли материальных, финансовых в сфере услуг и других ресурсов. Наблюдается постоянное увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение новых технологий.
[1] Бурменко Т.Д. Даниленко Н.Н. Сфера услуг: Экономика: Сфера услуг в современном обществе: Сущность и классификация услуг; Рынок услуг и предпринимательство: Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг; Мировой рынок услуг и др.: Учебное пособие для вузов (под ред. Бурменко Т.Д.). М.: КноРус, 2008, с.15-23
[2] Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: Учебник. М.: КНОРУС, 2008,с.37-45