Курсовая работа|Социология

Сущность и основные направления социальной политики государства

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 35

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования государственной социальной политики                                                                            

1.1 Сущность, содержание и принципы государственной социальной политики                                                                                                   

1.2 Методы, средства и принципы социальной политики

Глава 2. Направления социальной политики

2.1 Социальное обеспечение граждан

2.2 Выравнивание дифференциации доходов

Глава 3. Социальная политика в современной России

3.1 Социальные реформы в современной России

3.2 Совершенствование социальной политики России

Заключение

Список использованных источников

 

Российское государство по конституции декларирует себя как государство социальное. Обязанностью социального государства является проведение развернутой и действенной социально-экономической политики.

Обязательства социального государства проистекают из положений Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, которые считают человека основным субъектом развития, главным его участником и бенефициаром. В концепции устойчивого развития определены такие главные составные части национального капитала: образование, наука, культура. Определяющим для экономического роста принято считать приоритетное развитие этих частей.

Задачами законодательной и исполнительной власти являются соблюдение основных социальных прав человека, таких как продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита занятости, материнства, детства, права на отдых и т.п. В государственной защите также нуждаются бесплатное образование, здравоохранение, жилье остро нуждающимся, пенсии, пособия и прочие гарантии. Сказанное определяет актуальность рассматриваемой темы.

Целью курсовой работы является рассмотрение социально-экономических проблем в общем, социально-экономических проблем в России, программ, мероприятий, проводимых правительством по улучшению жизни населения, повышению уровня его доходов.

Для достижения поставленной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть сущность, принципы и функции социальной политики;

изучить типы и направления социальной политики государства;

рассмотреть основные направления, свойственные российской социальной политике;

определить проблемы социальной политики России и предложить пути их разрешения.

Объектом изучения данной курсовой работы является социальная политика государства.

Предметом изучения работы являются основные направления российской социальной политики.

В данной работе использованы следующие методы исследования: описание, систематизация, сравнение, классификация, статистический, метод сбора фактов.

В качестве информационной базы для написания данной работы были использованы периодическая литература и СМИ, нормативно-правовые акты, интернет-ресурсы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Сущность, содержание и принципы государственной социальной политики

Социальная политика государства представляет собой одно из направлений макроэкономического регулирования, которое обеспечивает социальную стабильность общества. Сущностью социальной политики является поддержание отношений между социальными группами и слоями общества, обеспечение условий для повышения уровня благосостояния членов общества, создание социальных гарантий и формирование экономических стимулов участия в общественном воспроизводстве. Социальная политика государства, является составной частью мероприятий, которые проводит государство с целью урегулирования условий общественного воспроизводства и поэтому тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране.

Социальная политика - это совокупность мер, которые направлены на удовлетворение социальных потребностей населения, поддержание достаточного для государства уровня жизни, корректировку различия в величине доходов и потребления населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение конституционных социальных гарантий [18].

Эффективность социальной политики, ее масштабы и возможности её реализации в финансовом выражении зависят от эффективности функционирования реального сектора экономики и уровня экономического развития государства. Кроме того, от социальной политики зависит эффективность развития национального хозяйства. Государство, как основной субъект, определяющий и реализующий социально-экономическую политику определяет ее эффективность.

Социальная политика – многообразное явление, подлежащее рассмотрению с нескольких сторон.

Во-первых - это система практических мероприятий, которые проводятся правительством с помощью местных и региональных органов власти, и с помощью которых достигается улучшение качества и уровня жизни большинства социальных групп. Такие мероприятия финансируются из средств госбюджета и соответствуют либо идеологическим установкам государства, либо ценностным ориентирам общества в долговременной перспективе.

Во-вторых, социальная политика - составная часть общей стратегии государства, реализуемой в социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, которые непосредственно касаются каждого индивида, его положения в обществе; предоставления ему различных социальных гарантий с учетом отличий различных групп населения государства. Политика, которую проводит государство, все его ветви и органы власти, должна опираться на широкую общественную поддержку, быть предназначенной для аккумулирования, отражения обстановки в государстве и ситуации в обществе, потребностей и целей социального развития. Реформирование общественной жизни естественно будет глубоко затрагивать не только механизмы управления обществом, но и весь комплекс интересов индивидов, трудовых коллективов, классов, национальностей, социальных и профессиональных групп населения. В числе факторов, которые способствуют гармонизации интересов личности и общества и гарантируют защиту интересов и прав человека, особое место занимает социальная политика государства, инфраструктура социальной работы с различными группами населения[8, С. 29].

Для политики вообще характерны следующие основные черты:

отношения между собой социальных групп, классов, государств по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;

создание системы деятельности в различных областях общественной жизни: экономика, социальная сфера, духовная жизнь, военная сфера и т.п.;

осуществление практической деятельности по реализации политического курса, достижению политических целей;

участие граждан, политических деятелей и общественных организаций во властных отношениях;

искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, психологические и профессиональные возможности, и другие качества.

Центральный субъект политики - это государство. Неотъемлемым атрибутом государства является власть, при помощи которой обеспечиваются возможности и способности оказывать воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, их поведение в обществе.

Если решение общественной проблемы затрагивает интересы значительных социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти, то эта проблема может приобрести политический характер.

Основной признак политики - то, что она является формой интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или всего общества.

Социальная политика представляет собой составную часть внутренней политики государства, выражающуюся в его социальных программах и практиках, и регулирующую отношения в обществе в интересах и при помощи интересов основных социальных групп.

Так как любые социальные программы, если они не подкреплены материально, представляют собой только декларацию, то социальная политика является вторичной по отношению к экономике, как по содержанию, так и по задачам. При этом, социальная политика не является второстепенной, она безусловно значима и имеет влияние на ход развития материальной и духовной культуры, общественного развития.

Социальная сфера является важной средой для оценки результатов экономической, хозяйственной деятельности общества, проверки ее эффективности и способности удовлетворять интересы и потребности индивидов.

Социальная сфера определяет и степень гуманности политики государства - чем она сильнее, тем виднее гуманистическая сущность и смысл направленности общественного развития.

Без качественной социальной политики нельзя провести активизацию инновационного, творческого начала в деятельности людей как основного элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных достижений.

Методы, средства и принципы социальной политики

Система принципов, выражающих характер требований к социальной политике, ее содержанию, формам и методам разработки и реализации состоит из следующих основных элементов [14, С. 271]:

гуманизма, социальной справедливости;

системности, непрерывности, преемственности;

сбалансированности целей и возможностей реализации социальной политики (фактор времени, и фактор необходимых ресурсов);

открытости (свободного выражения суждений всеми группами и слоями общества по вопросам социальной политики);

демократизма выработки и реализации социальной политики (возможности открытого обсуждения проектов крупных социально-политических решений, всестороннего выявления общественного мнения по основным вопросам социальных изменений);

действенного контроля общества над реализацией направлений социальной политики;

адресности мер социальной защиты населения, усиления социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

Цели и задачи социальной политики, ее непосредственное содержание раскрывается в системе определенных функций самостоятельных и связанных между собой видов политической деятельности. Главные из них заключаются в [17, С. 490]:

выражении, защите, согласовании интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

оптимальном разрешении общественных противоречий в социальной сфере, осуществлении диалога между гражданами и государством;

интеграции разнообразных слоев населения, гармонизации их интересов, поддержании целостной общественной системы, стабильности и порядка;

прогностической функции;

социальной защите населения;

управлении социальными процессами.

При помощи этих функций можно обеспечить главную задачу социальной политики - гармонизацию общественных отношений, осуществлять управление социальным развитием общества.

Социальную политику можно разделить на два относительно самостоятельных блока:

социальную политику в широком смысле, охватывающую решения и мероприятия, которые затрагивают все стороны жизни общества как то: обеспечение товарами, жильем, услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, достаточными денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, здоровье населения, образование и культуру, систему гарантированных социальных условий для жизнедеятельности населения;

собственно социальную политику (политику в области социальной защиты населения, выражающуюся в виде: семейной политики, молодежной политики, политики по социальной защите пожилых людей и инвалидов).

Одной из важнейших проблем в социальной политике государства является проблема укрепления семьи. В здоровой нравственно-психологической атмосфере, при высокой культуре семейно-брачных отношений, семья, как ячейка общества превращается в важнейший социальный институт формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.

Необходимо однако констатировать, что со стороны государства пока отсутствует должное внимание этому направлению социальной политики, и поэтому возможно обострение проблем семейно-бытовых отношений в обстановке экономического кризиса.

Например, в Российской Федерации зарегистрировано свыше 70 млн. семей и ежегодно заключается еще около 3 млн. браков. При этом, практически каждая третья семья распадается, а в каждой девятой семье – неполный состав. До недавнего времени катастрофически падала рождаемость. Большинство семей имеют только одного ребенка, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Каждую вторую беременность стараются прервать при помощи аборта. Растет количество детей, от которых отказались родители[18] .

Обязательно в социальной политике необходимо делать упор на проблему обеспечения социальной справедливости, умелое решение которой приводит к реальному народовластию, равноправию и равенству всех граждан перед законом, укреплению социальных гарантий человеку в случае потери трудоспособности, болезни или инвалидности.

Непосредственное отношение к проблеме обеспечения социальной справедливости в социально-экономической политике имеет проблема бедности. Бедность представляет собой многостороннее социально-экономическое и психологическое общественное явление. Бедностью называется положение, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, которые приняты в этом обществе. По данным некоторых исследователей, в России почти 60% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума и относятся к категории бедных. Бедность выражается не только в отсутствии денег или имущества, но и в недоступности важнейших условий жизнедеятельности - жилья, образования, здравоохранения, культуры.

Одной из неотложных задач для субъектов социальной политики на федеральном и на региональном уровнях является выработка новых, более эффективных механизмов рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов. Необходимо преодоление остаточного синдрома иждивенчества, переориентировка организации исполнения социальной политики, активизация факторов, которые стимулируют производительный труд в качестве гарантии материального благополучия и свободы граждан.

Следующей важной проблемой, на которую необходимо обратить внимание федеральных и региональных органов управления является проблема реформирования пенсионной системы. Целью является достижение большего соответствия размера получаемой пенсии трудовому вкладу, соблюдение принципа равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, которые предназначены для пенсионного обеспечения.

Также необходимо дальнейшее развитие и укрепление системы социального обслуживания нетрудоспособных граждан и других нуждающихся категорий населения.

Особое внимание при этом необходимо обратить на принцип дифференцированности и адресности в оказании услуг, социальной помощи и поддержки.

Главной целью всей социальной политики является достижение гармонизации общественных отношений, обеспечение политической стабильности и общенационального согласия при помощи выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и правовых мер.

При этом, конечно же необходим профессионализм работников системы социальной защиты, способность этих работников правильно определять актуальность проблем, оценивать и анализировать их, вырабатывать программу нужных изменений.

Содержание и организационная основа социальной работы представляет собой направленность социально-экономической политики государства и выполняет методологическую функцию в ее отношении.

Социальная политика должна рассматриваться причинно-обусловленной, ситуативной, динамичной по форме и ориентации деятельностью с целью практической организации социальной безопасности индивидов, которые стремятся к реализации своих потребностей и интересов в обществе. При помощи законов и подзаконных нормативно-правовых актов, органы государственного управления социальной политикой создают необходимые предпосылки для адаптации населения к меняющимся условиям жизнедеятельности. Нельзя в серьезной политике руководствоваться только декларациями и заверениями, не подкрепленными конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Результатом такого подхода будет только дискредитация социально-экономической политики, замедление поступательного развития общества.

На практике оказывается, что учет интересов и потребностей множества социальных, профессиональных, национальных и возрастных групп населения является сложным и противоречивым процессом. К точной и полной формулировке задач социальной политики и соответственно, успешному их решению приводит только глубокое изучение и осмысление жизненных потребностей различных групп населения, условий и возможностей их реализации.

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.// Российская газета. – 2009. - № 7.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ в ред. федерального закона от 30.09.2015 № 273-ФЗ // СЗ PФ. - 1998. - № 31.; СЗ РФ. – 2015. - № 40.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 32; федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 5; федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 49.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ г. // СЗ PФ. – 1998. - № 31.; федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СЗ PФ. - 2000. - № 32.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 256.
  6. О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ в ред. федерального закона от 28.11.2015 № 353-ФЗ // Российская газета. - 2007. - № 47; Российская газета. – 2015. - № 270.
  7. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ // Российская газета. - 1997. – № 210.
  8. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ // Российская газета. - 2003. - № 104.
  9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // СЗ PФ. - 2003. - № 40.
  10. О занятости населения в Российской Федерации: закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 // СЗ РФ. - 1996. - № 17.
  11. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ// СЗ PФ. - 2012. - № 55.
  12. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ// Российская газета. - 2011. - № 278.
  13. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон от 17.12. 2001 г. № 173// СЗ РФ. - 2002. - № 51.
  14. Курс экономической теории: учебник / Под ред. Н.Н. Чепурина, А.Е. Киселевой.- 7-е изд, доп. и перераб. – Киров: АСА, 2013 - 447 с.
  15. Макроэкономика: теория и российская практика: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2011 – 552 с.
  16. Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров: учеб. пособие.- М.: КНОРУС, 2013 – 389с.
  17. Экономическая теория: учебник для бакалавров / Под ред.А.Л. Кочеткова. - М.: Дашков и К, 2013 – 563с.
  18. Официальный сайт Госкомстата РФ // www.gks.ru [Электронный ресурс] - (дата обращения : 14.01.2016).
  19. Официальный сайт пенсионного фонда РФ // www.pfrf.ru [Электронный ресурс] - (дата обращения : 14.01.2016).
  20. О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства/ постановление Правительства РФ от 30.12. 2015 г. № 1498// Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mcx.ru/- (дата обращения : 14.01.2016).
  21. Карелова Г. М. На социальную политику выделена треть всех расходов на 2016 год / Г. М. Карелова // Российская Федерация сегодня [Электронный ресурс]. - 2016. - № 1. – Режим доступа: http://www.russia-today.ru/article.php?i=1738 - (дата обращения : 14.01.2016).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское