Введение
1 Гносеологическая концепция Голдстайна
2 Понятие исторического факта
3 Особенности исторического факта
4 Анализ термина «факт»
5 Диалектико-материалистический подход к историческому факту
Заключение
Список литературы
Реферат|Философия
Авторство: gotovoe
Год: 2016 | Страниц: 26
Введение
1 Гносеологическая концепция Голдстайна
2 Понятие исторического факта
3 Особенности исторического факта
4 Анализ термина «факт»
5 Диалектико-материалистический подход к историческому факту
Заключение
Список литературы
Термин «факт» в изначальном смысле довольно широко употреблялось в исторической литературе 19 и 20 веков. Сторонником подобного сравнения термина «факт» стал русский историк А. С. Лаппо-Данилевский. Проблема истории, по его мнению,— исследование социальных изменений, которые вызваны воздействием личностей на «окружающую среду». Такое воздействие взаимно и имеет обратимый характер. Вместе с продуктами соответствующих изменений оно и образует факт в истории. Но, тем не менее, делает этот факт именно историческим? «...Под историческим фактом в его более свойственном, специфическом значении,— говорит А. С. Лаппо-Данилевский,— ученый преимущественно разумеет воздействие личности на среду».
Под индивидуальностью А. С. Лаппо-Данилевский подразумевает не только конкретного личности, но и общественную группу, а под «окружающей средой» — культуру полностью, и, прежде всего социальное сознание. Одновременно он признает и обратное воздействие среды на индивидуальность. Из-за этого изначальное определение термина «факт» теряет четкость и превращается в нечто пассивное.
Учение А. С. Лаппо-Данилевского целиком и полностью идеалистична, а внимательное проведение анализа приводит к результату, что в его позиции синтезированы методологический индивидуализм Виндельбанда-Риккерта и психологизм Зиммеля. Он эклектически прибавляет сюда контовский ориентир на сепарацию эволюционных серий эмпирических фактов как главный вопрос исторической науки.
Вместе с тем в данном учении можно выделить, по крайней мере, три момента, заслуживающих внимания. Во-первых, фактом он называет конкретные взаимодействия личностей, общественных групп и общественной среды, а не статичные состояния. Рассматривая эту среду как культуру полностью, а не только как духовной культуры, а именно как единство социального бытия и сознания в конкретном интервале времени, можно получить первый термин факта как специального типа общественной деятельности.
Далее, во-вторых, деятельность, которая понимается как факт, должна быть общественно значимой: ее последствия приводят к изменению «окружающей среды», т. е. культуры.
Наконец, в-третьих, факты как элементы действительности находятся в определенной причинной связи, которые образуют серии последовательно обусловливающих друг друга событий. Тем не менее, даже с учетом этих моментов позиция А. С. Лаппо-Данилевского оказывается очень уязвимой.
6. Иванов Г. М. К вопросу о понятии «факт» в исторической науке// Вопр. истории. 2011. № 2.
7. Уваров А. И. Исторический факт как элемент теории//Учен. зап. Казан, пединститута. 2010. Т. 91.
8. Салов В. И. Исторический факт и современная буржуазная историография//Новая и новейшая история. 2013. № 6.
9. Петров Ю, В. Проблема факта в современной буржуазной философии истории//Филос. науки. 2010. № 3.
10. Вайнштейн О."Л, Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX— XX вв. Л., 2013. Гл. X.
11. Лисовина А. Я. Категория «исторический факт» в марксистской и буржуазной методологии истории. Кишинев, 2011.
12. Шаповалов В. Ф. Факт и понимание в историческом исследовании \\ Творчество и социальное познание. М, 2012.
13. Ракитов А. И. Историческое познание М., 2012. Гл. 6.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!