Введение
Глава 1. Непропорциональность в развитии испанских регионов и первые попытки её исправить
1.1. Исторически сложившиеся диспропорции развития автономий Испании и становление основных отраслей
1.2. Первые попытки преодоления экономической непропорциональности регионов
Глава 2. Влияние региональной политики ЕС на экономическое развитие Испании
2.1 Испания в рамках региональной политики ЕС
2.1.1 Цели региональной политики
2.1.2 Анализ результатов региональной политики
2.2. Испания в рамках региональной политики ЕС
2.2.1 Цели региональной политики
3.2.2. Анализ результатов региональной политики
Заключение
Список литературы
Официальное название - Королевство Испания.
По государственному устройству Испания является конституционной монархией. Глава государства - король, однако реальная исполнительная власть принадлежит премьер-министру, который возглавляет правительство. Законодательная власть осуществляется Генеральными кортесами-парламентом, состоящим из Сената и Конгресса депутатов.
Местоположение. Испания это южноевропейская страна. Она занимает пять шестых Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане. Площадь территории - 504 782 кв. км. (50 место в мире). Административное деление - делится на 19 автономных областей. Население - проживает около 40 млн. человек. Столица - Мадрид (2,905 млн. жителей).
Первые шаги по интеграции европейского региона были предприняты более полувека назад – в начале 1950-х гг. По мере расширения группировки, стало ясно, что прогрессу, углублению интеграционных процессов препятствует имеющаяся дистанция в экономическом развитии входящих в объединение государств и отдельных регионов. Выравнивание уровней развития, подтягивание отстающих регионов до среднеевропейского уровня стало одним из важнейших направлений регулирования, а потом и вовсе официально было оформлено в региональную политику ЕС.
Началом ее проведения считаются 60-70гг. В то время государственные программы носили рекомендательный характер для частного сектора, и их бюджетное финансирование было весьма ограничено. Это стало основной причиной провала первых попыток выровнять регионы по уровню развития: региональные диспропорции лишь усиливались. Толчком к смене региональной политики Испании стало вступление страны в ЕС в 1986г. С первых лет членства Испании в ЕС страна стала получать существенную финансовую помощь на проведение программ в рамках европейской региональной политики. Вступление страны в ЕС в этом смысле стало поворотным моментом развития отсталых регионов, регионов с неэффективным аграрным сектором и устаревшими промышленными мощностями. Другим аспектом стала мощная финансовая и стратегическая поддержка развития всей экономики в целом, хоть уровень Испании в целом соответствовал среднеевропейскому. Тема выравнивания уровней развития стран-государств ЕС особенно актуальна в период кризиса, который имеет особенно тяжелые последствия в Испании, а также угрожает будущему европейской интеграции.
Объектом исследования, таким образом, является региональная политика ЕС, предметом - ее влияние на экономическое развитие Испании, преимущественно на процесс выравнивания уровней развития автономий. Цель работы состоит в том, чтобы определить уровень и качество влияния политики сближения ЕС прошедших периодов на экономику Испании, выявить сильные и слабые стороны политики для стимулирования процесса конвергенции регионов и оценить перспективы Испании в рамках нового программного периода.
В данной работе будет рассмотрено, как политика сближения ЕС, союзные программы в ее рамках влияют на экономическое развитие Испании с момента ее вступления в ЕС по настоящее время, соответствуют ли ее приоритеты нуждам экономики, и будет сделан вывод о том, происходит ли социально-экономическое выравнивание автономных сообществ, а также насколько политика эффективна в плане поддержки всей экономики.
Источниками информации для данной работы являются базы данных и отчеты государственных институтов Испании, а также союзных органов, статьи российских и зарубежных специалистов по обозначенной теме.
Глава 1. Непропорциональность в развитии испанских регионов и первые попытки её исправить
1.1. Исторически сложившиеся непропорциональность развития автономий Испании и становление основных отраслей.
В 1900-1960 гг практически все производство было сконцентрировано в Каталонии, Стране Басков и в Мадриде. Занятость в производстве в этих регионах была наивысшей, также они лидировали по ВВП на душу населения. Исторически всегда отставали Эстремадура, Кастилья-Ла Манча, Кастилья-и- Леон. Протекционистская политика поддерживала низкоэффективное сельское хозяйство в центральных районах, что вело к потере их экономической значимости. Каталония же, наоборот, развив экспорт в Латинскую Америку, сосредоточилась на удовлетворении внутреннего спроса. Со временем развилось производство гидроэлектричества и металлообрабатывающая отрасль. Это превратило Каталонию в индустриальный регион.
Астурия специализировалась на производстве стали, поскольку обладала доступом к углю. Но лидерство в этой отрасли перешло к Стране Басков к концу 19 века из-за обладания железными рудами и запасом капитала, полученным от экспорта в Великобританию. Страна Басков также специализировалась на химической и металлообрабатывающей промышленности .
Большая часть остальных регионов занималась в основном сельским хозяйством, которое оставалось плохо развитым и недостаточно производительным, но защищалось методами протекционизма.
Первые две трети двадцатого века эти тенденции сохранялись, что спровоцировало движение населения из центра полуострова в прибрежные регионы - Каталонию. Страну Басков и Валенсию, а также в Мадрид. Что касается доли производства, в Галисии и Андалусии она продолжала понижаться, а в Каталонии и Стране Басков – расти. Вообще говоря, восстановление страны после Гражданской войны было возможно именно благодаря этим длительным тенденциям концентрации населения и производства в трех индустриальных регионах. Валенсия процветала, благодаря высокоэффективному сельскому хозяйству и малому и среднему бизнесу, производящему мебель, обувь, строительные материалы и пр. остальные регионы сохраняли прежние позиции (Наварра, Канарские острова) или несколько теряли их в силу оттока населения и изменения доли их производства относительно общего ВВП.
Процесс перемещения населения отразился и на ВВП на душу населения – разница между регионами несколько сократилась, более 50% этого изменения может быть объяснено миграцией населения. Политика государства в это время едва ли учитывала разницу в развитии регионов: при размещении производств учитывалась близость к необходимым ресурсам и различные политические факторы. То же самое справедливо и относительно инфраструктуры .
С1960гг в Испанию хлынул поток иностранных инвестиций, туризм, страна имела доступ к относительно дешевой энергии и технологическим новшествам, рабочей силе. Индикативные экономические планы разрабатывались с акцентом на промышленность и способствовали развитию химической и металлургической отраслей, росту строительства, традиционных отраслей, а также автомобилестроения. В этот период экономика претерпевает структурные изменения - снижение доли сельского хозяйства, повышение доли сектора услуг на фоне расширения и диверсификации промышленности. К 1973г. благодаря этим изменениям ВВП Испании почти сравнялся с показателями других западных стран.
Вышеупомянутые индикативные планы в каком-то смысле уже были неоформленной региональной политикой, поскольку их задачи были соответствующими - добиться более равномерного экономического развития регионов. Главным инструментом были так называемые «полюса развития»- города, расположенные в наименее развитых областях (Андалусия, Галисия, Кастилья-и-Леон) или имеющие специфические проблемы (Овиедо в Астурии из-за добычи угля), а также обладающие потенциалом, благодаря географическому положению (Сарагоса в Арагоне, Логрофио в Ла Риохе). Также по этому принципу были созданы «промышленные парки», а позднее «зоны промышленного развития». Были созданы местные агентства по промышленному развитию, но их деятельность подверглась серьезному влиянию политических изменений после смерти Франко, с одной стороны, и последствиями мирового нефтяного шока. Этой политике во многом не хватало последовательности и длительности, ее трудно оценить однозначно. Во многих случаях «полюса» были выбраны неверно.