Курсовая работа|Мировая экономика

Уровень и качество влияния политики сближения ЕС прошедших периодов на экономику Испании

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 35

Введение

Глава 1. Непропорциональность в развитии испанских регионов и первые попытки её исправить

1.1. Исторически сложившиеся диспропорции развития автономий Испании и становление основных отраслей

1.2. Первые попытки преодоления экономической непропорциональности регионов

Глава 2. Влияние региональной политики ЕС на экономическое развитие Испании

2.1 Испания в рамках региональной политики ЕС

2.1.1 Цели региональной политики

2.1.2 Анализ результатов региональной политики

2.2. Испания в рамках региональной политики ЕС

2.2.1 Цели региональной политики

3.2.2. Анализ результатов региональной политики

Заключение

Список литературы

 

Официальное название - Королевство Испания.

По государственному устройству Испания является конституционной монархией. Глава государства - король, однако реальная исполнительная власть принадлежит премьер-министру, который возглавляет правительство. Законодательная власть осуществляется Генеральными кортесами-парламентом, состоящим из Сената и Конгресса депутатов.

Местоположение. Испания это южноевропейская страна. Она занимает пять шестых Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане. Площадь территории - 504 782 кв. км. (50 место в мире). Административное деление - делится на 19 автономных областей. Население - проживает около 40 млн. человек. Столица - Мадрид (2,905 млн. жителей).

Первые шаги по интеграции европейского региона были предприняты более полувека назад – в начале 1950-х гг. По мере расширения группировки, стало ясно, что прогрессу, углублению интеграционных процессов препятствует имеющаяся дистанция в экономическом развитии входящих в объединение государств и отдельных регионов. Выравнивание уровней развития, подтягивание отстающих регионов до среднеевропейского уровня стало одним из важнейших направлений регулирования, а потом и вовсе официально было оформлено в региональную политику ЕС.

Началом ее проведения считаются 60-70гг. В то время государственные программы носили рекомендательный характер для частного сектора, и их бюджетное финансирование было весьма ограничено. Это стало основной причиной провала первых попыток выровнять регионы по уровню развития: региональные диспропорции лишь усиливались. Толчком к смене региональной политики Испании стало вступление страны в ЕС в 1986г. С первых лет членства Испании в ЕС страна стала получать существенную финансовую помощь на проведение программ в рамках европейской региональной политики. Вступление страны в ЕС в этом смысле стало поворотным моментом развития отсталых регионов, регионов с неэффективным аграрным сектором и устаревшими промышленными мощностями. Другим аспектом стала мощная финансовая и стратегическая поддержка развития всей экономики в целом, хоть уровень Испании в целом соответствовал среднеевропейскому. Тема выравнивания уровней развития стран-государств ЕС особенно актуальна в период кризиса, который имеет особенно тяжелые последствия в Испании, а также угрожает будущему европейской интеграции.

Объектом исследования, таким образом, является региональная политика ЕС, предметом - ее влияние на экономическое развитие Испании, преимущественно на процесс выравнивания уровней развития автономий. Цель работы состоит в том, чтобы определить уровень и качество влияния политики сближения ЕС прошедших периодов на экономику Испании, выявить сильные и слабые стороны политики для стимулирования процесса конвергенции регионов и оценить перспективы Испании в рамках нового программного периода.

В данной работе будет рассмотрено, как политика сближения ЕС, союзные программы в ее рамках влияют на экономическое развитие Испании с момента ее вступления в ЕС по настоящее время, соответствуют ли ее приоритеты нуждам экономики, и будет сделан вывод о том, происходит ли социально-экономическое выравнивание автономных сообществ, а также насколько политика эффективна в плане поддержки всей экономики.

Источниками информации для данной работы являются базы данных и отчеты государственных институтов Испании, а также союзных органов, статьи российских и зарубежных специалистов по обозначенной теме.

 

Глава 1. Непропорциональность в развитии испанских регионов и первые попытки её исправить

1.1. Исторически сложившиеся  непропорциональность развития автономий Испании и становление основных отраслей.

В 1900-1960 гг практически все производство было сконцентрировано в Каталонии, Стране Басков и в Мадриде. Занятость в производстве в этих регионах была наивысшей, также они лидировали по ВВП на душу населения. Исторически всегда отставали Эстремадура, Кастилья-Ла Манча, Кастилья-и- Леон. Протекционистская политика поддерживала низкоэффективное сельское хозяйство в центральных районах, что вело к потере их экономической значимости. Каталония же, наоборот, развив экспорт в Латинскую Америку, сосредоточилась на удовлетворении внутреннего спроса. Со временем развилось производство гидроэлектричества и металлообрабатывающая отрасль. Это превратило Каталонию в индустриальный регион.

Астурия специализировалась на производстве стали, поскольку обладала доступом к углю. Но лидерство в этой отрасли перешло к Стране Басков к концу 19 века из-за обладания железными рудами и запасом капитала, полученным от экспорта в Великобританию. Страна Басков также специализировалась на химической и металлообрабатывающей промышленности .

Большая часть остальных регионов занималась в основном сельским хозяйством, которое оставалось плохо развитым и недостаточно производительным, но защищалось методами протекционизма.

Первые две трети двадцатого века эти тенденции сохранялись, что спровоцировало движение населения из центра полуострова в прибрежные регионы - Каталонию. Страну Басков и Валенсию, а также в Мадрид. Что касается доли производства, в Галисии и Андалусии она продолжала понижаться, а в Каталонии и Стране Басков – расти. Вообще говоря, восстановление страны после Гражданской войны было возможно именно благодаря этим длительным тенденциям концентрации населения и производства в трех индустриальных регионах. Валенсия процветала, благодаря высокоэффективному сельскому хозяйству и малому и среднему бизнесу, производящему мебель, обувь, строительные материалы и пр. остальные регионы сохраняли прежние позиции (Наварра, Канарские острова) или несколько теряли их в силу оттока населения и изменения доли их производства относительно общего ВВП.

Процесс перемещения населения отразился и на ВВП на душу населения – разница между регионами несколько сократилась, более 50% этого изменения может быть объяснено миграцией населения. Политика государства в это время едва ли учитывала разницу в развитии регионов: при размещении производств учитывалась близость к необходимым ресурсам и различные политические факторы. То же самое справедливо и относительно инфраструктуры .

С1960гг в Испанию хлынул поток иностранных инвестиций, туризм, страна имела доступ к относительно дешевой энергии и технологическим новшествам, рабочей силе. Индикативные экономические планы разрабатывались с акцентом на промышленность и способствовали развитию химической и металлургической отраслей, росту строительства, традиционных отраслей, а также автомобилестроения. В этот период экономика претерпевает структурные изменения - снижение доли сельского хозяйства, повышение доли сектора услуг на фоне расширения и диверсификации промышленности. К 1973г. благодаря этим изменениям ВВП Испании почти сравнялся с показателями других западных стран.

Вышеупомянутые индикативные планы в каком-то смысле уже были неоформленной региональной политикой, поскольку их задачи были соответствующими - добиться более равномерного экономического развития регионов. Главным инструментом были так называемые «полюса развития»- города, расположенные в наименее развитых областях (Андалусия, Галисия, Кастилья-и-Леон) или имеющие специфические проблемы (Овиедо в Астурии из-за добычи угля), а также обладающие потенциалом, благодаря географическому положению (Сарагоса в Арагоне, Логрофио в Ла Риохе). Также по этому принципу были созданы «промышленные парки», а позднее «зоны промышленного развития». Были созданы местные агентства по промышленному развитию, но их деятельность подверглась серьезному влиянию политических изменений после смерти Франко, с одной стороны, и последствиями мирового нефтяного шока. Этой политике во многом не хватало последовательности и длительности, ее трудно оценить однозначно. Во многих случаях «полюса» были выбраны неверно.

  1. Буданова И.А. Становление региональной политики от Римского договора к Маастрихтским соглашениям: основные вехи развития //Вестник ивановского государственного университета. – 2020 - №4.- с.23-31- электронная версия.
  2. Кирсанов Н.В. Процесс автономизации// Испания в начале 21 века: учеб.пособие/Отв. ред. С.М. Хенкин. –М.: МГИМО-Университет,2006. (электронная версия).
  3. Понеделко Г.Н. Региональная политика Испании // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №1. - С. 84-93. (электронная версия).
  4. Прохоренко И. Л. Центр и регионы в системе поддержки малых и средних предприятий Испании // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - №10. - С. 32-43. (электронная версия).
  5. Прохоренко И.Л. Местное самоуправление и регионы: деньги и политика// Регионы и центр: как строить отношения? Испанский вариант. – М.:ИЕ РАН,2008. С. 38-45. (электронная версия).
  6. Синельщикова И.Г., Тесленко А.Ю. / Некоторые аспекты автономизации в Испании// Латинская Америка. - 1997. - N6. - С. 40-47. (электронная версия).
  7. Тягнибеда А.В., Лавровский Б.Л.,Мурзов И.А., Уварова Е.В. Региональная политика выравнивания в ЕС: новейшие тенденции//Пространственная экономика – 2011г.- №1, с.30-48. (электронная версия).
  8. Яровой Г. Регионализм и трансграничное сотрудничество в Европе. СПб. : Норма, 2007. 280 с.(электронная версия)
  9. www.ine.es – сайт Национального Института Статистики Испании.
  10. http://ec.europa.eu/ - сайт Европейского Союза.
  11. http://www.exteriores.gob.es/ - сайт Министерства Иностранных Дел Испании.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Мировая экономика
2011 год 44 стр.
Курсовая Российско-китайские экономические отношения
Telesammit
Курсовая работа Мировая экономика
2016 год 27 стр.
Курсовая Экспорт России
Telesammit
Курсовая работа Мировая экономика
2014 год 35 стр.
Курсовая Россия в мировом экономическом пространстве
diplomstud
Курсовая работа Мировая экономика
2015 год 38 стр.
Курсовая Место России в мировой экономике
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское