Современная Россия, представляя собой часть мировой цивилизации, переживает трудные драматические годы в собственно развитии. Распад мировой системы социализма, а также процессы в сфере суверенизации бывших республик СССР, этнические конфликты, которые перерастали в некоторых регионах в гражданскую войну, огромное число жертв российских солдат, борьба с криминалом, терроризмом и коррупцией, увеличивающиеся контрасты между бедностью и богатством - таковы реалии современной жизни в нашей стране. Все данные явления привели к коренным изменениям в представлениях об обществе, в котором мы существуем, смене ценностных его ориентаций, моральных парадигм и устоев.
В данной связи существенное значение получает объективный анализ истинного состояния противоречивых тенденций и процессов развития российского общества, разработка механизма влияния на них.
Объектом исследования является российская молодежь в условиях развивающегося демографического кризиса.
Предметом исследования выступает формирование семейных ориентаций и ценностей у российской молодежи.
Теоретико-методологическая основа исследования характеризуется комплексом теоретических подходов и концепций на основании предмета исследования, который в себя включает различный спектр процессов и явлений, который требует обращения к методологическому инструментарию социологии молодежи, социологии семьи, социологии духовной жизни и демографии. Решение задач, которые связаны с исследованием молодежи на теоретическом уровне, реализовывалось с позиций следующих концепций молодежи: теория общественного воспроизводства, теория субъектности (Зубок Ю.А., Луков В.А., Чупров В.И.). Ценностный аспект исследования проблем обусловил применение аксиологической теории. В частности, применялись активно положения концепции ценностей Парсонса Т., Вебера М.
Цель исследования - это системный анализ и определение закономерностей взаимодействия макроэкономической трансформации и социализации молодежи и на данной основе выявление перспективы эволюции ценностных ориентаций у российской молодежи при учете разрешения противоречий между молодыми россиянами органами и исполнительной власти на основании научной концепции.
Достижение обозначенной цели предполагает решение и постановку таких задач:
• определение стратегии исследования, развитие теоретико-методологической концепции социологического исследования социализации молодежи;
• установление сущности, механизма и содержания социализации молодежи при условиях нестабильности в обществе;
• анализ важнейших экономических, политических и социальных следствий трансформации общества и специфик их воздействия на эволюционный процесс ценностных ориентаций у российской молодежи;
• доказательность и выявление важнейших противоречий между Правительством РФ, отношением его к осуществлению программы молодежной политики и молодыми россиянами, которые оказались в сложных социальных условиях;
• реализация концептуального анализа изучаемой проблемы на основании принятой методологии, а также организованных социологических исследований;
• обоснование практических и теоретических выводов, а также внедрение, разработка и рекомендации в адрес субъектов молодежной политики разного уровня с целью разработки эффективной молодежной политики.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования ценностных ориентаций
1.1. Анализ категорий «ценности» и «ценностные ориентации личности» в социальных науках
Известно, что там, где не имеется общества, не существует и оснований говорить о наличии ценностей. Ведь вещи сами по себе, события без связи их с человеком, с жизнью общества не имеют к ценностям отношения. Итак, ценности являются всегда человеческими ценностями и обладают социальным характером. Это не только относится к очеловеченной природе, то есть ко всей цивилизации в разнообразии ее проявлений, но и даже к различным природным объектам. К примеру, атмосфера, которая содержит кислород, на Земле существовала задолго до появления человека, тем не менее лишь с появлением человеческого общества возможно стало говорить об существенно ценности для жизни людей атмосферы.
Всякая деятельность человека начинается с установления цели, достижению которой и посвящена будет данная деятельность. Цель является представлением человека об итоговом результате деятельности, достижение которой индивиду позволило бы удовлетворить свои определенные потребности. Итак, индивид уже изначально относится к предполагаемому итогу своей деятельности в качестве ценности. В связи с этим человек и непосредственно процесс деятельности, который направлен на достижение результата, рассматривает в качестве значимого, ценностного для него.
Безусловно, не любые результаты и не в любой человеческой деятельности выступаю в роли ценностей, а лишь те, которые можно назвать социально значимыми, которые отвечают общественным интересам и потребностям людей. При этом относятся сюда не только вещи, но также и отношения, идеи, способы деятельности. Мы ценим также материальные блага, и доброту поступков людей, и красоту мира, и справедливость государственных законов, и полноту чувств, и величие разума, и много другого.
Ценность с понятием «значимость» соотносится, тем не менее ему не тождественна. Значимость характеризует уровень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Нас что-то трогает больше, а что-то меньше, а порой что-то оставляет безразличными. Кроме этого, значимость может обладать характером не только ценности, но также и «антиценности», то есть вреда. Зло, войны, социальная несправедливость, болезни и преступления обладают большой значимостью для личности и общества, но данные явления называть ценностями не принято.
Система социальных ценностей формируется не случайно. Она является всегда, с одной стороны, итогом исторического дела культуры, опыта истории определенного народа, общества, а с другой стороны, является итогом поиска социального идеала, будущетворения.
Ценность является всегда значимостью для чего-то. Имеется социо-антропоцентричная и онтологоцентричная трактовка ценностей.
Социо-антропоцентричная позиция основывается на том, что ценностные формы и ценностные отношения освоения мира являются характерными лишь для человека. Тем не менее, и в данном случае, онтологоцентричная интерпретация ценности присутствует невидимо. С одной сторона, ценности являются теми «значимостями», которые отражают отношение выживаемости среды обитания человека и самого человека: народа, общества, государства, нации, природы. При этом, в данном случае ценность собой выражает значимость чего-либо для человека, общества, группы людей.
С другой стороны, ценность отражает значимость действий, его деятельности, работы, для надсистемы – Биосферы, Природы, Космоса, Земли и т.п. В таком контексте вырабатываются все ценности исторически, культурогенетически и социогенетически, в них сконцентрирован исторический живой опыт выживания коллективов, общинных совокупностей людей – народов, этносов, государств, обществ, локальных цивилизаций.
Итак, смысловое значение категории ценности, которое называется социоантропоцентричным, вырастает системогенетически из онтологоцентричного смысла, над ним «надстраивается».
Ценность в ее общественном контексте, а точнее – система социальных ценностей, вырабатывается культурно-исторически, в ходе даже не веков, – а тысячелетий, и выступает «системогеном» социогенетики, то есть носителем культурно наследования, социального наследования, культурно-этнического либо культурно-национального наследования.
Кто-то из великих сказал, что у молодости есть только один недостаток - она проходит слишком быстро. Попытаемся создать портрет поколения next на основании данных социологии.
1. Согласно недавним социологическим исследованиям, более 80% россиян положительно относятся к молодёжи, считая её культурной, целеустремлённой, ответственной. Остальные респонденты или затруднились с ответом, или высказали негативное отношение к молодёжи и не доверили бы ей управление страной, так как молодёжь, по их мнению, необразованна, агрессивна и цинична. Было бы неплохо, если бы такое соотношение соответствовало объективному разделению культурных и не очень молодых людей.
2. Современные молодые люди ценят образование, стремятся получить его и теоретически имеют гораздо больше возможностей, чем их сверстники в советское время - речь об учебе за границей или дистанционном обучении. Однако на практике немногие могут позволить себе платное обучение, а переход нашей высшей школы на Болонскую систему внес много неразберихи и вызвал обвинения в полном крахе высшего образования.
С одной стороны, современная молодежь информирована как никогда раньше: знает, что такое iPod, Bluetooth, ADSL; ни одно предыдущее поколение не изучало такие науки как, например, инвестирование. С другой стороны, наблюдается атрофирование привычки думать самостоятельно благодаря возможности скачивать из интернета рефераты, курсовые и дипломные работы.
3. Для большинства молодых людей семья остается очень важной ценностью, хотя в ближайшей перспективе они не особенно торопятся ею обзаводиться и тем более планировать в следующие пять лет ребенка, что созвучно мировым тенденциям увеличения брачного возраста и откладывания времени рождения первого ребенка. Согласно опросам, 13% респондентов планируют иметь одного ребенка, 57% - двух детей, 14% - трех, 2% в совокупности - четырех и пятерых детей. Совершенно не желают иметь детей всего 14% опрошенных, что довольно оптимистично в свете нынешней демографии. Однако не следует при этом забывать, что рождаемость только в этом году еле-еле превысила уровень смертности.
4. Сегодня молодые люди, безусловно, гораздо смелее предшественников в отстаивании своих прав и взглядов. Вероятно, этому способствуют высокие технологии, когда можно быстро получать и передавать информацию о событиях, озвучивать свое отношение к ним и организовывать совместные акции, будь то сбор гуманитарной помощи, поиск пропавших детей или социальные и политические протесты. Однако захлестнувший нас поток информации несет также много негативного, что у неподготовленного юного человека это может привести к раскрепощенности, граничащей с развратом. В результате подростковая жестокость переходит все границы, а в семьях царит хаос и неуважение к старшим.
5. В бытовом плане сейчас в моде активный здоровый образ жизни. Молодое поколение пьет и курит меньше, чем те, кто жил при перестройке, но пока одни стремятся самосовершенствоваться и добиться в жизни каких-то высот, другие, «самоутверждаясь», принимают наркотики и бродяжничают, нанося непоправимый вред своему физическому и интеллектуальному развитию. Итак, есть молодежь и молодежь! Исходя из круга общения, воспитания и многих других факторов, каждый может измениться и изменить свою жизнь - как в худшую, так и в лучшую сторону.
Таким образом, различия в ценностном мировоззрении – это различия в ценностных ориентациях культур народов мира. Ценности, которые служат основанием таких различий, можно назвать базовыми социальными или базовыми социально-цивилизационными ценностями.