Курсовая работа|Социология

Формирование семейных ориентаций и ценностей у российской молодежи

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 40

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты исследования ценностных ориентаций

1.1. Анализ категорий «ценности» и «ценностные ориентации личности» в социальных науках

1.2. Ценностные ориентации личности:

Глава 2. Особенности социализации молодежи в современном российском обществе

2.1. Молодежь как социальная группа

2.2. Агенты и институты социализации молодежи в условиях перехода к рыночным отношениям

Глава 3. Состояние и тенденции развития ценностных ориентаций российской молодежи

3.1. Экономические ориентации

3.2. Духовные ценности

3.3. Политические предпочтения или Профессиональные ориентации молодежи

Заключение

Список литературы

 

Современная Россия, представляя собой часть мировой цивилизации, переживает трудные драматические годы в собственно развитии. Распад мировой системы социализма, а также процессы в сфере суверенизации бывших республик СССР, этнические конфликты, которые перерастали в некоторых регионах в гражданскую войну, огромное число жертв российских солдат, борьба с криминалом, терроризмом и коррупцией, увеличивающиеся контрасты между бедностью и богатством - таковы реалии современной жизни в нашей стране. Все данные явления привели к коренным изменениям в представлениях об обществе, в котором мы существуем, смене ценностных его ориентаций, моральных парадигм и устоев.

В данной связи существенное значение получает объективный анализ истинного состояния противоречивых тенденций и процессов развития российского общества, разработка механизма влияния на них.

Объектом исследования является российская молодежь в условиях развивающегося демографического кризиса.

Предметом исследования выступает формирование семейных ориентаций и ценностей у российской молодежи.

Теоретико-методологическая основа исследования характеризуется комплексом теоретических подходов и концепций на основании предмета исследования, который в себя включает различный спектр процессов и явлений, который требует обращения к методологическому инструментарию социологии молодежи, социологии семьи, социологии духовной жизни и демографии. Решение задач, которые связаны с исследованием молодежи на теоретическом уровне, реализовывалось с позиций следующих концепций молодежи: теория общественного воспроизводства, теория субъектности (Зубок Ю.А., Луков В.А., Чупров В.И.). Ценностный аспект исследования проблем обусловил применение аксиологической теории. В частности, применялись активно положения концепции ценностей Парсонса Т., Вебера М.

Цель исследования - это системный анализ и определение закономерностей взаимодействия макроэкономической трансформации и социализации молодежи и на данной основе выявление перспективы эволюции ценностных ориентаций у российской молодежи при учете разрешения противоречий между молодыми россиянами органами и исполнительной власти на основании научной концепции.

Достижение обозначенной цели предполагает решение и постановку таких задач:

• определение стратегии исследования, развитие теоретико-методологической концепции социологического исследования социализации молодежи;

• установление сущности, механизма и содержания социализации молодежи при условиях нестабильности в обществе;

• анализ важнейших экономических, политических и социальных следствий трансформации общества и специфик их воздействия на эволюционный процесс ценностных ориентаций у российской молодежи;

• доказательность и выявление важнейших противоречий между Правительством РФ, отношением его к осуществлению программы молодежной политики и молодыми россиянами, которые оказались в сложных социальных условиях;

• реализация концептуального анализа изучаемой проблемы на основании принятой методологии, а также организованных социологических исследований;

• обоснование практических и теоретических выводов, а также внедрение, разработка и рекомендации в адрес субъектов молодежной политики разного уровня с целью разработки эффективной молодежной политики.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования ценностных ориентаций

1.1. Анализ категорий «ценности» и «ценностные ориентации личности» в социальных науках

Известно, что там, где не имеется общества, не существует и оснований говорить о наличии ценностей. Ведь вещи сами по себе, события без связи их с человеком, с жизнью общества не имеют к ценностям отношения. Итак, ценности являются всегда человеческими ценностями и обладают социальным характером. Это не только относится к очеловеченной природе, то есть ко всей цивилизации в разнообразии ее проявлений, но и даже к различным природным объектам. К примеру, атмосфера, которая содержит кислород, на Земле существовала задолго до появления человека, тем не менее лишь с появлением человеческого общества возможно стало говорить об существенно ценности для жизни людей атмосферы.

Всякая деятельность человека начинается с установления цели, достижению которой и посвящена будет данная деятельность. Цель является представлением человека об итоговом результате деятельности, достижение которой индивиду позволило бы удовлетворить свои определенные потребности. Итак, индивид уже изначально относится к предполагаемому итогу своей деятельности в качестве ценности. В связи с этим человек и непосредственно процесс деятельности, который направлен на достижение результата, рассматривает в качестве значимого, ценностного для него.

Безусловно, не любые результаты и не в любой человеческой деятельности выступаю в роли ценностей, а лишь те, которые можно назвать социально значимыми, которые отвечают общественным интересам и потребностям людей. При этом относятся сюда не только вещи, но также и отношения, идеи, способы деятельности. Мы ценим также материальные блага, и доброту поступков людей, и красоту мира, и справедливость государственных законов, и полноту чувств, и величие разума, и много другого.

Ценность с понятием «значимость» соотносится, тем не менее ему не тождественна. Значимость характеризует уровень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Нас что-то трогает больше, а что-то меньше, а порой что-то оставляет безразличными. Кроме этого, значимость может обладать характером не только ценности, но также и «антиценности», то есть вреда. Зло, войны, социальная несправедливость, болезни и преступления обладают большой значимостью для личности и общества, но данные явления называть ценностями не принято.

Система социальных ценностей формируется не случайно. Она является всегда, с одной стороны, итогом исторического дела культуры, опыта истории определенного народа, общества, а с другой стороны, является итогом поиска социального идеала, будущетворения.

Ценность является всегда значимостью для чего-то. Имеется социо-антропоцентричная и онтологоцентричная трактовка ценностей.

Социо-антропоцентричная позиция основывается на том, что ценностные формы и ценностные отношения освоения мира являются характерными лишь для человека. Тем не менее, и в данном случае, онтологоцентричная интерпретация ценности присутствует невидимо. С одной сторона, ценности являются теми «значимостями», которые отражают отношение выживаемости среды обитания человека и самого человека: народа, общества, государства, нации, природы. При этом, в данном случае ценность собой выражает значимость чего-либо для человека, общества, группы людей.

С другой стороны, ценность отражает значимость действий, его деятельности, работы, для надсистемы – Биосферы, Природы, Космоса, Земли и т.п. В таком контексте вырабатываются все ценности исторически, культурогенетически и социогенетически, в них сконцентрирован исторический живой опыт выживания коллективов, общинных совокупностей людей – народов, этносов, государств, обществ, локальных цивилизаций.

Итак, смысловое значение категории ценности, которое называется социоантропоцентричным, вырастает системогенетически из онтологоцентричного смысла, над ним «надстраивается».

Ценность в ее общественном контексте, а точнее – система социальных ценностей, вырабатывается культурно-исторически, в ходе даже не веков, – а тысячелетий, и выступает «системогеном» социогенетики, то есть носителем культурно наследования, социального наследования, культурно-этнического либо культурно-национального наследования.

Кто-то из великих сказал, что у молодости есть только один недостаток - она проходит слишком быстро. Попытаемся создать портрет поколения next на основании данных социологии.

1. Согласно недавним социологическим исследованиям, более 80% россиян положительно относятся к молодёжи, считая её культурной, целеустремлённой, ответственной. Остальные респонденты или затруднились с ответом, или высказали негативное отношение к молодёжи и не доверили бы ей управление страной, так как молодёжь, по их мнению, необразованна, агрессивна и цинична. Было бы неплохо, если бы такое соотношение соответствовало объективному разделению культурных и не очень молодых людей.

2. Современные молодые люди ценят образование, стремятся получить его и теоретически имеют гораздо больше возможностей, чем их сверстники в советское время - речь об учебе за границей или дистанционном обучении. Однако на практике немногие могут позволить себе платное обучение, а переход нашей высшей школы на Болонскую систему внес много неразберихи и вызвал обвинения в полном крахе высшего образования.

С одной стороны, современная молодежь информирована как никогда раньше: знает, что такое iPod, Bluetooth, ADSL; ни одно предыдущее поколение не изучало такие науки как, например, инвестирование. С другой стороны, наблюдается атрофирование привычки думать самостоятельно благодаря возможности скачивать из интернета рефераты, курсовые и дипломные работы.

3. Для большинства молодых людей семья остается очень важной ценностью, хотя в ближайшей перспективе они не особенно торопятся ею обзаводиться и тем более планировать в следующие пять лет ребенка, что созвучно мировым тенденциям увеличения брачного возраста и откладывания времени рождения первого ребенка. Согласно опросам, 13% респондентов планируют иметь одного ребенка, 57% - двух детей, 14% - трех, 2% в совокупности - четырех и пятерых детей. Совершенно не желают иметь детей всего 14% опрошенных, что довольно оптимистично в свете нынешней демографии. Однако не следует при этом забывать, что рождаемость только в этом году еле-еле превысила уровень смертности.

4. Сегодня молодые люди, безусловно, гораздо смелее предшественников в отстаивании своих прав и взглядов. Вероятно, этому способствуют высокие технологии, когда можно быстро получать и передавать информацию о событиях, озвучивать свое отношение к ним и организовывать совместные акции, будь то сбор гуманитарной помощи, поиск пропавших детей или социальные и политические протесты. Однако захлестнувший нас поток информации несет также много негативного, что у неподготовленного юного человека это может привести к раскрепощенности, граничащей с развратом. В результате подростковая жестокость переходит все границы, а в семьях царит хаос и неуважение к старшим.

5. В бытовом плане сейчас в моде активный здоровый образ жизни. Молодое поколение пьет и курит меньше, чем те, кто жил при перестройке, но пока одни стремятся самосовершенствоваться и добиться в жизни каких-то высот, другие, «самоутверждаясь», принимают наркотики и бродяжничают, нанося непоправимый вред своему физическому и интеллектуальному развитию. Итак, есть молодежь и молодежь! Исходя из круга общения, воспитания и многих других факторов, каждый может измениться и изменить свою жизнь - как в худшую, так и в лучшую сторону.

Таким образом, различия в ценностном мировоззрении – это различия в ценностных ориентациях культур народов мира. Ценности, которые служат основанием таких различий, можно назвать базовыми социальными или базовыми социально-цивилизационными ценностями.

Основная литература:

  1. Бердюгина Ольга Георгиевна Социология: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по несоциологическим специальностям / [Бердюгина О. Г. и др.] ; отв. ред. В. А. Глазырин ; Уральская гос. юридическая акад. Москва: Юрайт, 2012.
  2. Бойков Владимир Эрихович Политическая социология: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям "Социология" и "Политология" / [Бойков В. Э. и др.] ; под ред. Ж. Т. Тощенко ; Российский гос. гуманитарный ун-т.
  3. Бирчиков А.А, Фобьянчук А.А. Социологические методы, необходимые при администрировании.XXXVII Гагаринские чтения. Научные труды Международной молодежной научной конференции в 8 томах. Москва, 5-8 апреля 2011г. М.: МАТИ, 2011. Т.7, 226 с.  ISBN 978-5-93271-602-1
  4. Волков Юрий Григорьевич  Социология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Социология" / Ю. Г. Волков Москва: Альфа-М, 2012: Инфра-М.
  5. Добреньков Владимир Иванович, (1939 -) История западной социологии (20-60-е гг. XX в.): учебник для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 040201 "Социология" / В. И. Добреньков, Н. Г. Осипова ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Социологический фак. Москва: Альма Матер: Академический проект, 2012.
  6. Добреньков Владимир Иванович  Социология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям социологии / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова М.: Инфра-М, 2012.
  7. Жириновский Владимир Вольфович (1946-) Социология мировой политики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 040200 - "Социология" / В. В. Жириновский, Н. А. Васецкий Москва: Альма матер: Академический проект, 2012.
  8. Комаров Евгений Иванович  Гендерный менеджмент: учебник / Е. И. Комаров, В. Ф. Жукова Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2012
  9. Кравченко Альберт Иванович  Социология: учебник / А. И. Кравченко; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова Москва: Проспект, 2012.
  10. Хасанова Галия Булатовна  Социальная геронтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная работа" / Г. Б. Хасанова Москва: ИНФРА-М, 2012
  11. Ядов Владимир Александрович Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности : учебное пособие / В. А. Ядов     Москва: ОМЕГА-Л, 2011

Дополнительная литература:

  1. Боровик, В.С. Основы социологии и политологии: Учебное пособие для ссузов / В.С. Боровик, Б.И. Кретов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 447 c.
  2. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 c.
  3. Кернаценский, М.В. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / М.В. Кернаценский, Н.В. Шатина. - М.: Форум, 2010. - 224 c.
  4. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 272 c.
  5. Коротец, И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних. - М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2013. - 256 c.
  6. Латышева, В.В. Основы социологии: Учебник для студентов ссузов / В.В. Латышева. - М.: Дрофа, 2004. - 240 c.
  7. Матвеев, Р.Ф. Основы социологии и политологии: учебное пособие / Р.Ф. Матвеев. - М.: Форум, 2010. - 256 c.
  8. Серова, Н.В. Основы социологии и политологии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений / Н.В. Серова. - М.: ИЦ РИОР, 2005. - 129 c.
  9. Яковлев И.А. Социология. – М.: Арт, 2014. – 300 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское