ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы бюджетной политики РФ
- Понятие, сущность и функции бюджета
1.2 Характерные черты и особенности бюджетной политики РФ на современном этапе
ГЛАВА 2. Анализ и оценка бюджетной политики РФ в области доходов и расходов на современном этапе
2.1 Анализ современной бюджетной политики РФ в области доходов
2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов
ГЛАВА 3. Проблемы и пути их решения в области формирования бюджетной политики России на современном этапе
3.1 Проблемы и пути решения в области бюджетной политики России на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить то факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете, все упирается в отсутствие целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства.
В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия будет гарантирована только при условии финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда – значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной политики.
Актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП.
Объект исследования – бюджетная политика Российской Федерации.
Предмет исследования – характерные черты и особенности бюджетной политики Российской Федерации.
Цель исследования - изучить характерные черты и особенности бюджетной политики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить понятие, сущность и функции бюджета;
- рассмотреть понятие, цели, задачи, а также характерные черты и особенности бюджетной политики РФ на современном этапе;
- проанализировать и оценить современную бюджетную политику в области доходов и расходов;
- рассмотреть проблемы и пути решения в области бюджетной политики России на современном этапе.
Информационная база –
для написания работы использовалась периодические научные и деловые печатные издания, сборники статей, научные доклады, материалы научных конференций и семинаров, информационно-аналитические материалы, нормативно-правовые акты Министерства финансов РФ, Счётной палаты РФ, Федерального казначейства, учебной и справочной литературы, материалы Интернет-ресурсов.
Методы исследования основаны на общесистемном подходе к изучению экономических явлений: наблюдение, систематизация, классификация, сравнительный и статистический анализ и синтез информации.
Структура курсовой работы: состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованных источников и четырех приложений. В первой главе работы рассмотрены теоретические основы бюджетной политики, а именно: определено понятие, сущность и функции бюджета; а также характерные черты и особенности бюджетной политики РФ; Во второй главе работы проведен анализ и дана оценка современной бюджетной политики РФ в области доходов и расходов. В третьей главе рассмотрены проблемы и пути решения в области бюджетной политики России на современном этапе. В заключении сформулированы выводы, полученные в результате работы над темой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ
Понятие, сущность и функции бюджета
Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных финансов. Именно бюджет выступает макроэкономическим орудием в решении социальных и экономических задач в границах государства, обеспечения эффективного и инновационного развития экономики, пропорционального и обоснованного развития всех регионов страны.[1]
В любой стране бюджет - это ключевое звено финансовой системы. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.
С помощью бюджета в руках государства аккумулируется значительная часть созданного в стране ВВП, распределяемого и перераспределяемого для решения тактических и стратегических задач по обеспечению экономического роста, развитию производительных сил, регулированию темпов и пропорций развития производственного и научного потенциалов в регионах страны, удовлетворения социальных потребностей населения и повышения его уровня жизни.
В бюджете отражается циклический характер развития общества и его диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета.
Определению сущности и роли бюджета посвящены работы Романовского М.В. , Поляка Г.Б.и других. Систематизация взглядов ведущих экономистов-теоретиков XVIII-XIX вв. на сущность бюджета представлена в (Прил.1)
Систематизация взглядов ведущих ученых на бюджет конца XX начала XXI вв. представлена в (Прил.2) Анализ научных работ по проблеме бюджета позволило нам установить, что в современных условиях, бюджет надо рассматривать как сложную категорию. Бюджет это сложная категория:
а) с позиции финансовой науки - часть стоимость созданного в стране ВВП, распределяемого и перераспределяемого центральными или местными органами власти для удовлетворения экономических и социальных потребностей общества;
б) с позиции экономической теории - система экономических отношений связанная с формированием и использованием бюджетных средств, для выполнения центральными и местными органами власти возложенных на них функций и задач по обеспечению обоснованного и эффективного развития административно-территориальных единиц; с правовых позиций - основной финансовый план страны или отдельной административно-территориальной единицы, принимающий форму закона, на основании которого происходить мобилизация и использования финансовых ресурсов;
в) с позиции организации и управления - основной макроэкономический рычаг по обеспечению эффективного и пропорционального распределения ограниченных бюджетных средств между различными территориями, отраслями экономики, субъектами хозяйствования и населением для обеспечения прогрессивного развития экономики страны. [2]
Различные взгляды ученых на понимание сущности бюджета предопределяет выделение ими различных функций выполняемых бюджетом (Табл. 1).
Таблица 1 - Группирование функций бюджета в соответствии с взглядами ученых различных экономических школ
Ученые
|
Наименование функции
|
Поляк Г.Б.
|
Распределительная, государственного регулирования и стимулирования экономики, финансового обеспечения бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства,
контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств
|
Романовский М.В.
|
Образования денежного фонда, использования бюджетного фонда контрольная.
|
Родионова В.М.
|
Распределительная, контрольная.
|
Основываясь на научных исследованиях ряда известных отечественных и российских ученых можно констатировать тот факт, что бюджет выполняет следующие функции: фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную.
Благодаря действию фискальной функции бюджета происходит аккумулирование бюджетных средств, как на государственном, так и на местном уровне для обеспечения органов власти достаточными ресурсами для выполнения возложенных на них функций и задач. Аккумулированные финансовые ресурсы позволяют органов власти различных уровней финансировать приоритетные направления в области образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обеспечения населения, реализовывать инвестиционные проекты на подведомственной территории.
Содержание распределительной функции бюджета предусматривает распределения финансовых ресурсов по уровням государственной и местной власти, административно-территориальным единицам, хозяйствующим субъектам, отраслям экономики, социальной сферы с целью обеспечения экономического роста и устранения негативных диспропорций в социально-экономическом развитии регионов страны. [3]
Действие стимулирующей функции бюджета направлено на стимулирования центральных и местных органов власти в увеличении объема их налоговых и неналоговых поступлений через создания адекватных условий и бюджетно-налоговых механизмов по поддержке отдельных отраслей экономики на уровне регионов.
Контрольная функция бюджета направлена на эффективное регулирование процессов формирования и использования бюджетных средств на государственном и местном уровнях. Контрольная функция бюджета позволяет выявлять рациональность и эффективность формирования бюджетных средств их использования, основные диспропорции в бюджетном финансировании, резервы повышения доходных возможностей бюджетов при оптимизации расходов и в совокупности позволяет осуществлять эффективное влияние на экономические процессы на уровне регионов страны.
Таким образом, предложенное определение сущности бюджета позволяет комплексно подойти к теоретическому осмыслению предназначения бюджета в решении социально-экономических задач на уровне отдельного региона и страны в целом.
Основываясь на выделенных функциях бюджет, выступает основным звеном финансовой системы государства, обеспечивая макроэкономическое регулирование пропорционального и эффективного формирования и использования бюджетных средств, осуществления своевременного контроля за целевым и обоснованным использованием ограниченных финансовых ресурсов.
[1] Поляк, Г.Б. Бюджетная система России.Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2010. - 703 с
[2] Романовский, М.В. Врублевская, М.В. Бюджетная система Российской Федерации Учебник / общ ред. О.В. Врублевская, М.В. Романовский. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с.
[3] Поляк, Г.Б. Бюджетная система России.Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2010. - 703 с