ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭМОЦИЙ В СОЦИАЛЬНОМ
1.1 Понятие, сущность и виды эмоций
1.2 Социальное взаимодействие как фундамент общественной жизни
1.3 Подходы к изучению эмоций в социальном взаимодействии
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ В СОЦИАЛЬНОМ
2.1 Программа исследования
2.2 Интерпретация анализов и результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В социальном мире любая объективная ситуация является предметом эмоциональной реакции лишь в том случае, когда ей придается обусловленный смысл.
Эмоции в жизнедеятельности человека играют большую роль. Они отличаются от иных процессов, но выделить их является затруднительным действием, поскольку они объединяются в общем состоянии человека. К примеру, восприятие произведений искусства в образах зачастую сопровождается определенными эмоциональными переживаниями, которые выражают отношение человека к тому, что он испытывает в определенный момент времени. Увлекательная, удачная мысль, творческая или иная деятельность сопровождаются эмоциями. Различного рода воспоминания аналогичным образом имеют связь с образами и обладают не только информацией, но и чувствами. Простые вкусовые ощущения, к примеру, кислое, сладкое, горькое и соленое, также до такой степени соединены с эмоциями, что без них даже не встречаются в жизни.
В эмоциях может проявляться также удовлетворенность либо неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью и тому подобное.
Мир эмоций является достаточно сложным и многообразным. Тонкость его организации и многогранность выражения зачастую не осознаются самим человеком. Эмоции не всегда могут быть ярко выраженными и обладать однозначным смыслом. Различают оттенки эмоций, которые в любой ситуации распознаются.
Предметом исследования курсовой работы является изучение эмоций в социальном взаимодействии. Объектом исследования являются эмоции студентов трех ВУЗов города Смоленска.
Целью курсовой работы является изучение эмоций в социальном взаимодействии на примере студентов высших учебных заведений.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить ряд соответствующих задач:
1) рассмотреть основные понятия эмоций в социальном взаимодействии;
2) провести эмпирическое исследование эмоций в социальном взаимодействии.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что существует неотъемлемая роль эмоций в социальном взаимодействии.
Методологическую основу исследования составили труды различных специалистов по данной тематике, к примеру, М. Вебер, А.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин, Г. Зиммель, У. Мак-Дугалл, Э. Дюркгейм, Н. Элиас, Н. Луман, И. Гофман.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
-
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭМОЦИЙ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
-
Понятие, сущность и виды эмоций
Эмоции представляют собой субъективные реакции человека на влияния внешних и внутренних раздражителей, которые отражаются в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляются в виде удовольствия либо неудовольствия [5, c. 45].
Специфика эмоций заключается в том, что они могут отображать определенную роль объектов и ситуаций, которые воздействуют на субъект, и обусловлены отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции исполняют функции взаимосвязи между действительностью и потребностями.
За эмоциями признается значительная положительная роль в жизнедеятельности людей. В соответствии с этим, с ними связывают определенные положительные функции:
1) мотивационно-регулирующая функция;
2) коммуникативная функция;
3) сигнальная функция;
4) защитная функция [8, c. 26].
На сегодняшний день различают множество видов эмоций. Рассмотрим основные из них.
Интерес в качестве эмоции – это положительное эмоциональное состояние, которое способствует развитию навыков и умений, приобретению знаний.
Радость является положительным эмоциональным состоянием, которое связано с перспективой полно удовлетворить актуальную потребность, возможность чего до определенного момента была небольшой либо неопределенной.
Удивление – эмоция, которая не имеет ярко выраженного положительного либо отрицательного знака эмоциональной реакции на нежданно возникшие обстоятельства. Удивление затормаживает все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание является отрицательным эмоциональным состоянием, которое связано с полученной достоверной либо кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения главных жизненных потребностей, которое до определенного момента представлялось возможным, зачастую проистекает в виде эмоционального стресса.
Гнев – это эмоциональное состояние, которое отрицательно по знаку, проистекающее в виде аффекта и порождаемое неожиданным формированием основательного препятствия на пути удовлетворения важной для субъекта потребности.
Отвращение является отрицательным эмоциональным состоянием, которое вызывается объектами, соприкосновение с которыми вступает в сильное противоречие с идеологическими, нравственными либо эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение – это отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает в межличностных взаимоотношениях и порождается рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
Страх является отрицательным эмоциональным состоянием, которое формируется при получении субъектом информации о потенциальной опасности его жизненному благополучию, о действительной либо кажущейся опасности [10, c. 98].
Стыд – это отрицательное состояние, которое выражается в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о надлежащем поведении и внешнем облике.
Эмоции можно охарактеризовать силой, длительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений достаточно большой для эмоции любой модальности.
Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, к примеру, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг – это эмоция большей силы.
Гнев может проявляться в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, а страх может проявляться от небольшого беспокойства до ужаса.
По длительности эмоции могут быть от нескольких секунд до многих лет.
Степень осознанности эмоций аналогичным образом может быть разной. Иногда человеку сложно понять, какую эмоцию он ощущает и в связи с чем она формируется [10, c. 101].
Эмоциональные переживания обладают неоднозначным характером. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоции. Данное явление приобрело наименование амбивалентность, иными словами, двойственность чувств. К примеру, можно уважать определенного человека за его работоспособность и в то же время осуждать его за вспыльчивость.
Качества, которые характеризуют любую эмоциональную реакцию, могут соединяться разным образом, что может создавать многоликие формы их выражения.
Главные формы проявления эмоций:
- чувственный тон;
- ситуативная эмоция;
- аффект;
- страсть;
- стресс;
- настроение;
- чувство [14, c. 115].
Чувственный тон может выражаться в том, что множество ощущений человека обладают своей эмоциональной окраской. Иными словами, люди не просто чувствуют определенный запах или вкус, а могут воспринимать его как приятный либо неприятный.
Образы восприятия, памяти, мышления, воображения аналогичным образом имеют эмоциональную окраску. А. Н. Леонтьев называл существенным качеством человеческого познания феномен, который именовал так называемой «пристрастностью» отражения мира.
Ситуативные эмоции могут формироваться в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их основными характеристиками называют сравнительно небольшую силу, кратковременность, стремительную смену эмоций, небольшую внешнюю наглядность.
Таким образом, можно охарактеризовать эмоции человека на сегодняшний день. Как можно заметить, понятие и сущность эмоций является достаточно сложным, что говорит о многомерности данного явления.
1. Аболин Л М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Социологические исследования, 2013. - № 11. – с. 12-22
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы // М.: Кнорус, 2012. – 338 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология: учебное пособие // СПб: Питер, 2012. – 412 с.
4. Белдикс Р. Современное общество // Социология взаимодействия, 2014. - № 7. – с. 25-41
5. Бердюгина О. Г. Социология: учебное пособие // М.: Феникс, 2013. – 395 с.
6. Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе // М.: Дело и сервис, 2012. – 221 с.
7. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 2002. – 287 с.
8. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М.: Мысль, 2004. – 313 с.
9. Добреньков В.И. Социология: учебник для ВУЗов // СПб: Питер, 2012. – 456 с.
10. Додонов Б. И. Эмоция как ценность // Социологические исследования, 2013. - № 3. – с. 8 - 12
11. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 2005. – 340 с.
12. Ельмеев В.Я. Социологический метод
13. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. М.: Юрист, 2006. – 436 с.
14. Костова Р.С. Об информационной культуре студентов // Социологические исследования, 2013. - № 15. – с. 7- 21
15. Кравченко А.И. Основы социологии: учебное пособие // М.: Дело и сервис, 2012. – 408 с.
16. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: Наука, 2007. – 251 с.
17. Перова Е.А. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благополучия // Социальные исследования, 2012. - № 8. – с. 15- 32
18. Радугин А.А., Радугин К.А.. Социология: учебник // М.: Феникс, 2013. – 433 с.
19. Урнов М. Ю. Эмоции в политическом поведении // М.: Кнорус, 2008. – 274 с.
20. Элиас Н. О процессе цивилизации: в 2 т. М., // СПб., 2001. – 290 с.