Введение
Глава I. Обзор источников и
1.1 Характеристика источников
1.2 Обзор историографии
Глава II. Эпоха Земских
2.1 Определение понятия «Земский собор»
2.2 Деятельность земских соборов
2.3 Периодизация Земских соборов
2.4 Классификация Земских соборов
Заключение
Список источников и литературы
Начaльной формой политической централизации в России явилaсь сословно-представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV-XVI вв. Свою определённую целостность она приобретает в царствование Ивана IV Грозного (сер. XVI в.), в виде органа сoсловного представительства - Земского собора. Дальнейшая истoрия земских соборов на прoтяжении второй половины XVI-XVII вв. связана с изменениями в сoциальной структуре и сословном строе России, с рaзвитием межсословной борьбы, с эволюцией государственного аппарата и т. д. Таким образом, в судьбах земских соборов сказывались основные процессы, происходившие в Русском государстве на протяжении почти двух столетий и приведшие в конечном итоге к торжеству петровского абсолютизма. Централизованной монархии в XVI-XVII вв. нужен был инструмент, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращaлась к обществу. Таким инструментом и явились земские соборы.
В нашей современной политической жизни, в средствах массовой информации, в программных выступлениях многочисленных политиков часто встает вопрос — есть ли в России вообще пaрламентские традиции, есть ли такой элемент в политическом сознании активной части населения. Положительный ответ можно дать на основании признания существующего, так называемого, чувства соборности русского народа, проявлявшегося в опыте выборности земских органов управления по реформе 1864 г., выборов в Государственную думу, в Учредительное собрание, в Советы в нач. XX в. В нашей работе мы будем стремиться проанализировать эти вопросы на примере Земских соборов Российского государства. Именно в связи с неоднозначностью политической ситуации в нашем государстве, эта тема представляется нам интересной и особенно актуальной.
Для того чтобы раскрыть тему нашей работы, мы прежде всего ставим перед собой цель логически системaтизировать данные источников, сообщающих нам необходимые сведения по истории Земских соборов в России. На их основании попробуем классифицировать эти представительные учреждения, составить их периодизацию. Для достижения этой цели поставим следующие задачи. Коротко охарактеризовать историческую эпоху, в которой созывались соборы. Выяснить, какие экономические и политические обстоятельства и процессы в Московском государстве к середине XVI в. вызвали к жизни форму опоры правительства на различные сословия именно в форме Земских соборов. Охарактеризовать саму сущность соборов именно с позиции взгляда на них, как на сословно-представительные учреждения, коротко сравнить их с сословно-представительными институтами в других европейских странах с целью выявления общего и особенного в их развитии. . Чрезвычайно необходимо будет предоставить небольшие политические портреты исторических деятелей, которые имеют непосредственное отношение к соборам. В итоге важной задачей данной работы будет сделать вывод о том, каков был политический голос соборов, какое значение они имели в формировании и функционировании жизни Московского государства второй половины XVI — XVII вв., как они влияли на внутриполитические отношения.
Глава I. Обзор источников и литературы
- 1.1. Характеристика источников.
Прежде, чем перейти к обзору важных с нашей точки зрения для нашей работы исторических источников, a затем и трудам известных историков (в разделе, посвящённом историографии), мы считаем необходимым в качестве примера, сослаться на мнение авторитетного историка и исследователя нашей темы, в частности, на труды которого, мы не раз будем ссылаться в ходе нашей работы — Л.В. Черепнина. Лев Владимирович в своих трудах не считает нужным включать обзор источников и историографии во введении к своим книгам, а специально выделяет им особую главу в основной части книги[1] В своей работе мы разделим такую главу на две вспомогательных (отдельно опишем источники и отдельно - труды наиболее авторитетных историков).
Специального архивного фонда, где сохранились бы документы земских соборов, не существует. Их можно извлечь из фондов тех учреждений XVII в., которые ведали организацией созыва и проведением соборов: Посольского приказа (куда вошел Царский архив XVI в.), Разряда, Четвертей. Все документы можно разбить на две группы: памятники, описывающие деятельность соборов, и мaтериалы выборов делегатов. Основным источником по истории земских соборов являются соборные акты или дела - протоколы их созыва, обсуждения поставленных вопросов, с приговором в конце (или без приговора)[2]. Первым дошедшим до нас подлинным документом подобного рода является соборный акт 1566 г., содержащий «мнения» «чинов» о продолжении войны с Польшей. Он не имеет особого наименования (назван просто «грамота»). Ряд соборных актов сохранился от XVII в.: 1616 г. (о русско-шведском перемирии), 1621, 1634 гг. (о войне с Польшей), 1639 г. (о нарушении дипломатических отношений крымским ханом), 1642 г. (о том, принимать ли в состав Русского государства Азов), 1650 г. (о восстании во Пскове), 1651, 1653 гг. (о войне с Польшей и воссоединении Украины с Россией). В XVII в. сложился формуляр соборного акта. В полном виде он включает следующие разделы: указ о созыве собора, доклад правительства (царя или от его имени - дьяка), перечень сословных групп и изложение их речей, царский указ на основе соборного уложения. Таким образом, перед исследователем предстает полная картина деятельности собора. Но некоторые акты дошли лишь частично (например, в отдельных случаях сохранились только правительственные доклады и нет их обсуждения).
Сведения о земских соборах имеются в разрядных книгах. Записи о них начинаются со времен Бориса Годунова (1598, 1604 гг.) и продолжаются за весь XVII в. Материал разрядных записей разный и по объему, и по характеру. Иногда это совсем краткая информация, иногда - почти полное воспроизведение всего соборного акта.
Ценным источником являются царские грамоты в города, излагающие постановления соборов 1614, 1616, 1617, 1618 гг. (о пятинных деньгах на жалованье ратным людям), 1619 г. (о мероприятиях по изживанию «разорения»), 1621, 1622,1634гг. (о войне с Польшей), 1637 г. (об обороне от крымских татар), 1648 г. (о подготовке Соборного уложения). Грамоты восполняют сведения о соборах, акты деятельности которых не сохранились[3].
Особую группу источников составляют делопроизводственные материалы. Довольно разнообразно текущее делопроизводство земских соборов при первом и втором ополчениях, возглaвлявших с весны 1611 до начала 1613 г. верховное управление страной. От марта-апреля 1613 г. сохранилась переписка (71 документ) между внoвь «нареченным» царем Михаилом, направлявшимся из Костромского Ипатьевского монастыря в Москву, и земским собором. В столбцах и книгах приказов (прежде всего Разряда) имеются списки делегатов, пометы об их прибытии и т. д. Следует отметить отдельные документы «Уложенного приказа» 1648-1649 гг. и материалы «палаты» «выборных» 1682-1683 гг.
Из документов, касающихся производства на местах выборов на земские соборы, прежде всего надо назвать грамоты, рассылавшиеся из Москвы в провинциальные города вoеводам. Наиболее ранние из них относятся ко времени после свержения Василия Шуйского. Такие же грамоты посылались накануне соборов 1613, 1648, 1651, 1653, 1683-1684 гг. Далее следует упомянуть доездные памяти рассыльщиков, ездивших по приказу воевод в уезды для организации выборов, протоколы съездов избирателей и акты избрания («выборы» как разновидность документа), воеводские отписки в Москву с описанием итогов избирательной кампании, «сказки» и челобитные избирателей и «выборных» - делегатов[4].
Продуктом деятельности земских соборов является ряд юридических памятников. К 14 февраля 1610 г. относится акт от имени короля Сигизмунда III «чинам Московского государства»[5], действовавшим из Тушина якобы в качестве представителей земского собора. 17 августа 1610 г. датируется второй памятник - приговорная запись московского боярского правительства с гетманом Жолкевским[6]. Оба акта говорят о признании польского королевича Владислава русским царем и рисуют проект политического устройства России как сословно-представительной монархии. Социально-политическим порядкам в Русском государстве посвящено внимание и «приговора» 30 июня 1611 г. земского собора при первом (Ляпуновском) ополчении.Особый тип исторических памятников представляют так называемые утвержденные («утверженные») грамоты на царство. Их две: одна (в нескольких списках) говорит об избрании Бориса Годунова, другая (подлинная, в двух экземплярах) - Михаила Романова. Эти документы - не просто акты, фиксирующие признание власти монархов и воспроизводящие процедуру избрания, но и содержат панегирик в их честь и излагают концепцию самодержавия. Это делает трудной задачу критики утвержденных грамот, ибо деловая часть часто уступает место литературно-публицистической и факты приносятся в жертву торжественной схеме. (Избрание на царство 27 апреля 1682 г. Петра Алексеевича и 26 мая Иоанна и Петра Алексеевичей не повлекло за собой составления утвержденных грамот. Были составлены лишь короткие правительственные сообщения.). Историю земского собора 1648-1649 гг. помогает восстановить анализ Соборного уложения 1649 г. и особенно предисловие к памятнику[7].
Были привлечены также постановления церковно-земских соборов: «соборные уложения» 1551 г. (Стоглав, дошедший в большом количестве списков), 1580 и 1584 гг. (известные в подлинниках). По формуляру и общему характеру к этим «уложениям» очень близко «Соборное деяние» об отмене местничества (1682 г.), написанное Сильвестром Медведевым (1641–1691) — писателем и историком, видным политическим деятелем XVII в. По своим политическим предпочтениям С. Медведев был сторонником Софьи, стремившимся превознести ее добродетели и заслуги перед Россией. Его сочинение "Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся во гражданстве" написано в 1684 г. Основную ценность сочинения исследователи обычно видят в том, что его автор был свидетелем событий 1682 г. — стрелецких волнений первых лет правления Софьи. Между тем, сочинение Медведева начинается с характеристики событий правления предшествующего царя Федора Алексеевича. Из всех исторических моментов, связанных с царствованием этого царя, Медведев особо останавливается на двух: заключении мира с Турцией (1681 г.) и, что важно для нашей работы - на отмене местничества (1681–1682 гг.). Для Медведева, как и ряда русских авторов второй половины XVII в. характерен прием цитирования в свoем сочинении подлинных исторических документов, которые в основном большинстве не дошли до нашего времени[8].
[1] Черепнин Л.В.. Образование русского централизованного государства в XIV - XV вв. М., 1960. С. 9-10.
[2] Зимин А.А. Зарождение земских соборов. // Вопросы историографии и источниковедения, сб. IV. Ученые записки Казанского государственного педагогического института. Казань, 1969, вып. 71.
[3] Шумилов В. Н. Государственное древлехранилище хартий и рукописей. М., 1971. С. 114.
[4] Опись архива Посольского приказа 1626 г., ч. 1. Подгот. к печати Гальцо В. И. Под ред. Шмидт О.. М., 1977, С. 64—65.
[5] Беднов В.А. Православная Церковь в Польше и Литве. Минск, 2003. Глава I: От Казимира Великого до Сигизмунда III.
[6] Богданов А.П.. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. Т. 1. М., 1999. С. 268-273.
[7] Соборное уложение 1649 года. М., 1961.
[8] Собрание государственных грамот и договоров (СГГД). Т. 4, № 130. М. 1928