Дипломная работа|История государства и права зарубежных стран

Перспективы развития инвестиционной политики Китая

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: gotovoe

Год: 2013 | Страниц: 79

Цена: 1 450
Купить работу

Введение

Глава 1. Исторические предпосылки развития инвестиционной политики КНР в 1980-1990 годы

1.1 Факторы развития инвестиционной политики Китая в 1980-1990 годы

1.2 Нормы накопления, инвестиций и притока иностранных капиталов в экономику Китая в 1980-1990 годы

Глава 2. Развитие инвестиционной политики Китая в XXI веке

2.1 Анализ инвестиций в экономику современного Китая

2.2 Китайские инвестиции в зарубежную экономику

Глава 3. Перспективы развития инвестиционной политики Китая и ее возможности для России

Актуальность темы исследования.

В 2000-е годы заметно возросла степень вовлеченности КНР в процессы зарубежного инвестирования в качестве экспортера предпринимательского капитала, что в значительной степени было предопределено вступлением страны в ВТО в начале десятилетия и провозглашением в 2003 г. китайским руководством политики «выхода вовне», направленной на поддержку зарубежных инвестиций национальных компаний. Стремительное наращивание Китаем зарубежных активов обусловило трансформацию его роли в мировом инвестиционном процессе и изменение статуса страны, в недавнем прошлом преимущественно ввозящей капитал, на игрока, становящегося крупнейшим экспортером прямых инвестиций.

Главным двигателем экономического роста в КНР, таким образом, традиционно выступает инвестиционный процесс, а он в свою очередь базируется на аномально высокой (до 50 % ВВП) норме сбережения. Стимулы к сбережению в Китае связаны как с традиционными социокультурными особенностями страны и всего Восточноазиатского региона, так и с так называемой «предохранительной мотивацией» – люди откладывают средства из-за неразвитости систем социального страхования, она становится все более ощутимой в условиях структурных сдвигов, сопровождающих модернизацию и реформы (увольнений с неэффективных предприятий, обезземеливания части крестьянства, старения населения и т. д.). Высока норма сбережения обеспечивает инвестиционный процесс финансовыми ресурсами, но у нее есть и оборотная сторона – потребительский спрос расширяется сравнительно медленно, и потенциально емкий внутренний рынок страны на деле не является в должной мере опорой экономического роста. Эти обстоятельства с особой силой проявились в ходе экономического цикла 2002–2008 гг.

Изучая опыт развития современного Китая нельзя оставить без внимания историю его инновационного прорыва. В настоящее время Китай производит более 34% инновационной продукции в мире, тогда как Россия не более 1%. Тема китайского успеха актуальна не только по причине добрососедства, дружбы, взаимовыгодного сотрудничества и стратегического взаимодействия между нашими странами. Для России и стран Евразии опыт Китая очень полезен в методологическом и геополитическом смысле, особенно сейчас, когда на первый план выходят вопросы антикризисного и инновационного развития.

С началом проведения в КНР экономических реформ основное внимание со стороны руководства уделялось вопросу восполнения нехватки капитала в экономике страны, поэтому усилия государства были направлены на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, в то время как вывоз капитала, в том числе в форме прямых инвестиций, жестко контролировался и ограничивался. В первые два десятилетия реформы объемы вывоза китайских инвестиций были незначительными, а круг допущенных к осуществлению подобного рода операций включал в себя исключительно предприятия государственного сектора экономики. Так, в 1980-е годы средний объем вывозимых Китаем инвестиций составлял 500 млн долл., в 1990-е годы 2 млрд долл. в год. Поворотным моментом в процессе зарубежного инвестирования для Китая стало присоединение к ВТО. Накануне этого события, ввиду ожидавшегося усиления конкуренции на китайском рынке с иностранными ТНК, власти стали проводить курс, направленный на укрепление позиций национальных компаний и повышение их конкурентоспособности на основе превращения в транснациональные структуры. Вслед за этим были разработаны ряд государственных программ и комплекс мер, предполагающих оказание содействия китайскому бизнесу в выходе на внешние рынки. К внешней экспансии были допущены частные компании.

 Провозглашение курса на «интернационализацию китайского бизнеса», ставшего важной составляющей 10-го пятилетнего плана 2001-2005 гг., послужило отправной точкой для наращивания масштабов зарубежного инвестирования. Всего за одно десятилетие показатели китайских вложений за рубежом возросли с одного до нескольких десятков млрд долл. в год. Темп прироста китайских зарубежных инвестиций в 2002-2009 гг. в среднем равнялся 54%. По результатам 2011 г. Китай занял пятую строчку в мировом рейтинге по размеру осуществленных прямых зарубежных инвестиций после США, Франции, Японии и Германии, оставив позади прочие развивающиеся страны и быстрорастущие экономики. В планы китайского руководства входит доведение ежегодного объема китайских инвестиций до 500 млрд долл. к 2013 г. Базой для наращивания китайских зарубежных инвестиций выступают быстрый рост профицита торгового баланса после присоединения Китая к ВТО и колоссальные валютные резервы, продолжавшие увеличиваться даже в условиях наступившего мирового экономического кризиса и составившие к концу 2011 г. 2,65 трлн долл. Важнейшими предпосылками для вывоза капитала служат огромные внутренние накопления, оцениваемые на уровне 2 трлн долл., а также последовательная либерализация государственного регулирования операций по вывозу прямых инвестиций. Фактором, способствующим наращиванию зарубежных инвестиций, выступает также дорожающий юань, курс которого неуклонно повышается по отношению к американскому доллару с июля 2005 г., за исключением периода с конца 2008 до лета 2010 г., когда ревальвация китайской валюты была приостановлена. В общей сложности за период с июля 2005 по январь 2012 г. стоимость китайского юаня по отношению к доллару США повысилась более чем на 20%. Быстрое увеличение зарубежных инвестиций и рост присутствия китайских ТНК на мировых рынках порождают представления о скупке китайскими инвесторами «всей мировой экономики». В действительности роль Китая как глобального инвестора по объему накопленных зарубежных инвестициях пока остается незначительной в 2009 г. на него пришлось всего 1,3% от общемирового показателя, однако в ежегодных потоках капитала его позиции становятся все более заметными более 5% от общемирового вывоза в 2009 г. по сравнению с 1% в 2000-2007 гг.

Свыше 75% всех прямых инвестиций КНР оседает в Гонконге, Британских Виргинских и Каймановых островах, что оказывает искажающее влияние на оценку китайских инвестиционных потоков и их региональную направленность. Использование китайскими компаниями «налоговых гаваней» связано со сложившейся в Китае на протяжении тридцати лет реформ практикой преференциального налогового режима для иностранных инвесторов. Такой подход породил феномен «ходящих по кругу инвестиций» round-tripping investments, когда вывезенные из страны средства впоследствии вновь реинвестируются в экономику Китая. По оценкам, не менее трети поступающих в КНР прямых инвестиций имеют китайское происхождение, причем происходят из названных выше территорий. Изменения в налоговом законодательстве Китая с января 2008 г., предполагающие установление одинакового фактического уровня налогообложения для китайских и иностранных инвесторов, а также уменьшение общего объема преференций в отношении последних, направлены на сокращение масштабов применения подобных схем. Однако в настоящее время происходящие налоговые коррективы в Китае не оказывают значительного воздействия на сложившуюся практику инвестирования.

Оффшорные центры применяются китайскими компаниями также в целях налогового планирования, создания на их территории холдинговых компаний с целью последующего инвестирования в третьи страны, а также для сокрытия полученных доходов. На территории европейского региона в последние годы роль промежуточной площадки для осуществления зарубежных инвестиций в другие страны Европы стал выполнять Люксембург, аккумулировавший около трети всех китайских прямых инвестиций в этом регионе.

Отличительной чертой китайской внешней экспансии является растущее присутствие китайского бизнеса на рынках так называемых «неблагополучных» стран с неустойчивой экономической и политической ситуацией, во главе которых часто стоят военные хунты Мьянма, Гвинея, Судан или антизападные режимы Иран, Венесуэла. Как правило, это страны с богатым природно-ресурсным потенциалом и перспективным рынком, например, Нигерия либо государства, занимающие ключевое геополитическое положение в своем регионе Пакистан, Мьянма. На территории таких стран западные ТНК не осуществляют своей деятельности по политическим или иным мотивам, либо масштабы этой деятельности носят ограниченный характер, что облегчает доступ на эти рынки для китайских компаний.

 Китайский подход к осуществлению инвестиций в наименее развитые страны в отличие от того, который практикуют западные компании, предполагает невмешательство во внутриполитические вопросы, использование гибких схем при выделении кредитов, а также реализацию комплексных программ по развитию их социальной и транспортной инфраструктур, школ, больниц, железных и шоссейных дорог, мостов, гидростанций, жилых комплексов и прочих объектов, строительство промышленных предприятий. Грандиозные масштабы инфраструктурного строительства на Африканском континенте, сопровождающие приход туда китайских инвестиций, были названы ООН «инфраструктурной революцией». Размер выданных Китаем за последние два года кредитов развивающимся странам на цели развития превысил объем их кредитования Мировым банком в 2008-2011 гг. 110 против 100 млрд долл. соответственно. Помимо этого, Китай занимается обучением, часто бесплатным, студентов в китайских вузах: например, только нигерийских студентов в КНР в 2009 г. обучалось 14 тыс. человек, что в два с лишним раза превышает их число в странах Европы и Северной Америки. Комплексная политика по формированию благоприятных условий для деятельности китайского бизнеса, проводящаяся в отношении развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, способствует экономическому развитию этих стран и обеспечивает тем самым благожелательное отношение с их стороны к китайским компаниям.

Более половины китайских зарубежных инвестиций осуществляются на основе слияний и поглощений (СиП) и в основном связаны с приобретением ключевых технологий и активов в добывающих отраслях. После присоединения Китая к ВТО в декабре 2001 г. поддержка трансграничных сделок СиП стала частью общей промышленной политики страны в целях содействия интернационализации китайских компаний. После снижения доли данной формы в общем объеме зарубежного инвестирования в 2010 г. до 34% в 2011 г. масштабы трансграничных сделок по слияниям и поглощениям с участием китайского бизнеса вновь возросли, что вывело Китай на второе место в мире по этому показателю после США.

Также актуальность данной работе придает вовлеченность России в процессы, происходящие в Восточной Азии. Сегодня наша страна заинтересована в развитии тесного сотрудничества с могущественным соседом.

Степень разработанности проблемы. Китайские работы в области привлечения иностранных инвестиций основывались на использовании современной экономической методологии научного исследования. Отдавая должное глубине проработки проблемы прямых иностранных инвестиций в современной экономической теории, необходимо отметить, что существует много теоретических подходов к этой проблеме. В последние годы наметился прогресс в развитии китайских исследований в области ПИИ, особенно после вступления Китая в ВТО. Появился ряд содержательных работ китайских ученых, специально занимающихся данной проблематикой, - Го Сюцзюнь[1], Жуджунь Дин[2], Линь Лин, Лю Шицин[3], Линь Шучжун[4], Пэн Чанхун[5], Сюй Цзицэ[6], Цзян Цзэчжун[7], Шень Бомин[8] и др. - которые и послужили одним из теоретико-методологических оснований для данной дипломной работы. Однако на сегодняшний день теория прямых иностранных инвестиций находится в стадии развития. Поэтому в данной работе проблема привлечения иностранных инвестиций в Китае осмысливается в контексте привлечения и использования иностранных инвестиций, устанавливается связь системы привлечения ПИИ с другими сферами общественной жизни, в части экономической и правовой областями.

В ходе исследования автором изучен ряд литературных источников, в котором фигурируют работы зарубежных авторов, занимающихся непосредственно теоретическими и практическими аспектами проблемы иностранных инвестиций – Брайтигам Д.[9] Ренард М.-Ф.[10] и др.

К числу российских ученых, на труды которых опирался диссертант, относятся: Бергер Я.М.[11], Мозиас П.[12], Новоселова Л.[13], Потапов М.В.[14], Потапенко М.В.[15], Таций В.В.[16]  и др.

Цель данной дипломной работы – определить перспективы развития инвестиционной политики Китая.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть особенности инвестиционного развития в Китае в 1980-1990 года,

- проанализировать современно инвестиционное развитие Китая в XXI веке,

- определить перспективы инвестиционного развития Китая и возможности для России.

Объектом исследования в данной дипломной работе является экономика Китая. Предмет исследования – инвестиционная составляющая экономики изучаемой страны.

Теоретико-методологическая основа исследования составляет совокупность общенаучных методов, позволяющих осуществить всесторонний анализ и сделать выводы по предмету исследования. Использовались следующие методы: системный анализ, эмпирическое моделирование, историко-хронологический метод, сравнительный метод.

Данная работа является междисциплинарным исследованием. Основными методами, применяемыми в данной работе, являются аналитический, историко-генетический и историко-сравнительный методы, позволяющие определить причинно-следственные связи в процессе развития китайской инвестиционной политики.

Также применен проблемно-хронологический метод. Использованная методика исследования основана на принципах историзма, объективности, системности при анализе явлений и процессов как феноменов данного исторического периода.

Источниковая база дипломного сочинения представлена официальными документами государственных органов КНР, выступлениями государственных деятелей, справочными материалами и материалами информационных агентств и СМИ.

Научная новизна дипломной работы состоит в следующем:

- проведен анализ роли ПИИ в развитии экономики Китая, в результате которого показаны взаимосвязи привлечения ПИИ в экономику страны и осуществления политики реформ и открытости в КНР. Раскрыты особенности привлечения ПИИ в Китае: сохранение самостоятельной инвестиционной политики, рациональное комбинирование открытости экономического сектора и государственного контроля;

- изучены особенности инвестирования Китая в зарубежные экономики, направленные на развитие получение информации о западных и американских технологиях, инновациях, а также на получение природных ресурсов Африки и России;

- выделены внешние и внутренние факторы, определяющие мотивы и причины привлечения иностранных инвестиций в экономику КНР в разный исторический период: с 1980-1990 гг. по современное время. К внешним факторам могут быть отнесены стратегическое наступление зарубежных компаний на китайский рынок, требование стран, где базируются ТНК, к улучшению структуры экономики и т.д.; к внутренним - льготная политика в отношении иностранных инвестиций в Китае, использование дешевой местной рабочей силы, также освоение гигантского и быстрорастущего внутреннего рынка Китая и т.д.;

- выявлены тенденции в процессе привлечения иностранных инвестиций в экономику КНР в целом, и ПИИ, в частности, доказано, что привлечение ПИИ в китайскую экономику ведется в создании предприятия трех типов: кооперационные предприятия, совместные предприятия и иностранные предприятия. При этом при любой форме собственности руководителем предприятия всегда является китайский руководитель. Динамика соотношения предприятий трех типов совпадает с этапом развития экономики Китая. Структура отраслевого приложения ПИИ в КНР за последние 20 с лишним лет непрерывно трансформируется. Размещение иностранных инвестиций по регионам неравномерно, которое в основном привлекается в восточные регионы; сделаны практические рекомендации по улучшению инвестиционного климата Китая после вступления этой страны в ВТО. Так, рекомендовано переносить центр тяжести с количественного на качественный аспект привлечения иностранных инвестиций; увеличивать научную и техническую компоненту в привлекаемых инвестициях; постепенно предоставлять иностранным предприятиям общий национальный режим; совершенствовать рыночную экономическую систему; создавать справедливые рыночные условия в конкурентных отношениях между отечественными и зарубежными компаниями; регулировать иностранные инвестиции по приоритетным отраслям экономики, целенаправленно развивать важнейшие отрасли экономики; масштабно осваивать западные регионы Китая, балансировать территориальное размещение иностранных инвестиций; показано, что китайский опыт, накопленный в процессе присоединения к ВТО и членство в этой международной организации, оказывается полезным для России. На основании анализа процесса присоединения Китая к ВТО установлено, что условия присоединения к ВТО - это компромисс, вырабатываемый на переговорах и достигаемый как комплекс взаимных уступок и взаимных обязательств. Для России важно определить национальные экономические интересы и приоритеты, выявить пределы обязательств и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения исследования могут быть использованы органами власти и руководителями предприятий для эффективного привлечения ПИИ в экономику КНР, а также для эффективного вложения китайских инвестиций в зарубежные экономики. Собранный материал представляет большой интерес для китайских исследователей, занимающихся вопросами иностранных инвестиций и макроэкономической стабилизацией, а также для аналитиков реального инвестиционного климата КНР.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе дипломной работы детально изучаются особенности возрождения экономики Китая за счет активизации инвестиционных вложений в развитие страны в 1980-1990 годах. Во второй главе дипломной работы подробно изучается состояние инвестиционной политики КНР в XXI веке. В третье главе определяются перспективы развития инвестиционной политики данной страны и их влияние на экономику России.

 

Глава 1. Исторические предпосылки развития инвестиционной политики КНР в 1980-1990 годы

1.1 Факторы развития инвестиционной политики Китая в 1980-1990 годы

На  протяжении  тысячелетий  Китай – ведущая  страна  мира. Пять великих  открытий древнего Китая – компас,  фарфор,  порох, бумага и книгопечатание подтверждают это. Однако в конце XIX – начале XX в. экономическое развитие крайне замедлилось, и Китай по уровню промышленного развития оказался на одном из последних мест в мире. В 1949 г. Китай представлял отсталую, полуфеодальную  и  полуколониальную  страну.  Экономика  находилась  в полной разрухе, народ жил в нищете, средняя продолжительность жизни составляла 35 лет. После образования 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР) начался процесс строительства социалистической экономики, который из-за левацких перегибов в политике Мао Цзэ Дуна (культурная революция и разрыв отношений с СССР) развивался неравномерно. К началу реформ в 1978 г. около 100 млн человек не обеспечивались одеждой и питанием, а страна опять находилась на грани экономической разрухи. И только с  конца XX века  беспрецедентные успехи Китая в экономическом развитии стали и, по-видимому, долго будут важнейшим событием мировой  экономической  истории.  Валовой  внутренний  продукт (ВВП) страны рос с 1979 г. по 2000 г. с рекордной скоростью (приложение 1).

Поставленная  на первом этапе  реформ  задача удвоения ВВП была  достигнута  досрочно  в 1984 г. Следующее  удвоение  и  тем самым четырехкратное увеличение ВВП также произошло досрочно, а к концу века Китай увеличил ВВП 1978 г. в 6 раз. В 2000 году лидером  страны Ху Цзиньтао была поставлена задача увеличить ВВП страны к 2020 году до 4 трлн. долл. Хотя по состоянию на 2012 год данный показатель составляет уже 8,23 трлн.долл. США. Таким образом, перевыполнение всех поставленных планов способствует развитию китайской экономики галопирующими темпами, не известных еще ни в одной стране мира.

Главные факторы феноменального роста  китайской экономики, а соответственно и инвестиционного развития страны следующие (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Основные факторы инвестиционного развития Китая

Первый фактор – эффективная роль государства в экономике, которое  активно  влияло  и  влияет  на  протекающие  процессы  на всех этапах экономической реформы. В китайской теории реформ для  обозначения  роли  государства  употребляется  термин «комплексная система макроэкономического контроля, осуществляемая за  счет  экономических  рычагов».  Китайские  руководители  постепенно шаг за шагом  по мере назревания необходимости  строили рынок (институты,  конкуренцию,  частную  собственность)  и параллельно поддерживали и модернизировали госпредприятия. Сторонники «шоковой  терапии»,  включающей  в  себя  четыре основных  элемента:  либерализация цен,  либерализация внешней торговли  и  валютного  курса,  разгосударствление  и  приватизация госпредприятий,  проведение  безинфляционной  макроэкономической политики, считают, что этого достаточно для быстрого выравнивания структуры цен до мирового уровня и строительства рыночных институтов, а дальше рынок будет сам регулировать экономические процессы.  Последователи  шоковой модели понимают, что приватизация госпредприятий неизбежно будет вести к росту безработицы до тех пор, пока частный сектор не начнет абсорбировать избыточную рабочую силу. Поэтому чем короче будет переходный период, тем  скорее,  по  мнению  сторонников «шоковой  терапии», настанет стабилизация экономики. Например, Джеффри Сакс аргументировал это так: «если вы собираетесь отрезать коту хвост, то лучше сделать это одним махом, чем резать кусочками». Считается, что, так как боль будет кратковременной, политическая оппозиция  реформам  скоро  погаснет,  так  и не  успев  привести  к  отмене реформ.

Китайские  сторонники «градуализма»  утверждают,  что  четыре вышеупомянутых  элемента «шоковой  терапии»  не  обязательно вводить  одновременно  и  мгновенно.  Они  считают,  что  процесс должен проходить постепенно, сектор за сектором, растягиваясь на многие годы, и в это время (до запуска рыночного автопилота) роль ударства исключительно велика. «Градуалистский» подход  может  быть охарактеризован  четырьмя  принципами.  Во-первых,  ценовая реформа может быть неполной и постепенной (система параллельных цен в Китае). Во-вторых, появление иностранных конкурентов на внутреннем рынке должно быть постепенным, чтобы не привести  к  краху  национальной промышленности.  В-третьих, приватизация  госпредприятий  не  необходима  на  первом  этапе  реформ, а частная собственность может развиваться не вместо государственных, а совместно с ними. В-четвертых, переход к рыночной экономике может  осуществляться  без  чрезмерно  жесткой  макроэкономической политики: «денежно-кредитная  политика  может быть  не  жесткой  или мягкой,  а  поддерживающей  необходимых, важен порядок (приоритеты) реформ, синхронизация означает не одновременость всех  реформ, а их последовательное взаимовлияние.  В  Китае  сельская  реформа  предшествовала  городской, ценовая – реформе собственности и имущественных прав. В то же время нельзя, чтобы отдельные звенья реформ слишком опережали другие, а некоторые, наоборот, отставали. 

В  зависимости  от этапа формирования рыночных механизмов изменялись функции китайского государства и особенно формы их реализации. Прямые методы управления заменялись косвенными, директивное планирование – индикативным планированием и прогнозированием,  центр  тяжести  государственного  вмешательства носился с микроэкономического уровня на  уровень  макроэкономического регулирования и, главное, административные методы регулирования экономических процессов заменялись рыночными. 

Анализ показывает, что существовавшая на всех этапах китайских реформ система госуправления была адекватна задачам экономической модернизации страны, что позволило превратить Китай современное мощное государство.

  1. Баженова Е.С. Современная китайская экономическая мысль. М.: Изд. фирма «Вост. лит.». - 2008. – 202 с.
  2. Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая / Я. М. Бергер. — М. : ИД «ФОРУМ», 2009. – С. 29.
  3. Ван Шаохуа, Прямые иностранные инвестиции, Из-о Ухань. 1996г.
  4. Весь Китай // Деловой журнал «ChinaPRO». – № 2 (32). – 05.03.2008 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.chinapro.ru/ (дата обращения: 10.06.2013).
  5. Всемирный Банк : официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: www.worldbank.org
  6. Го Сюцзюнь, Вступление в ВТО и новая стратегия использования иностранных инвестиций // Газета экономика, 2002г.
  7. Губайдуллина Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. - № 2 - С.43.
  8. Ганшин Г.А. Экономическая реформа в Китае: эволюция и реальные плоды. М,: Изд. «Вост. лит.» - 2007. – 188с.
  9. Данные по инвестициям с официального сайта Министерства коммерции КНР // [Электронный ресурс]. – URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/statistic/foreigninvestment/? (дата обращения 10.06.2013)
  10. Жуджунь Дин, Ковалев М. М., Новик В. В. Феномен экономического развития Китая: Научное издание. Мн.: Издательский центр БГУ, 2008. – С. 6.
  11. Зубарев А.В. Инвестиционная политика и экономическая реформа в КНР. М: РАН. – 2006. – 210 с..
  12. Инвестиции России по данным Росстата // [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/# (дата обращения 10.06.2013)
  13. Инвестиции / под ред. Валдайцев В.И. М.: КОЛОС, 2004. – 125 с.
  14. Китай: плюсы и минусы эволюционного перехода к рынку. М: ИНФРА, 2006. – 241 с.
  15. Линь Лин, Лю Шицин, О стратегии освоения западных регионов Китая. Из-о. Реформа, 2006 г.
  16. Линь На, Экономическая реформа КНР: проблемы и перспективы. Пекин. 2007. С. 102-105.
  17. Линь Шучжун, Использование иностранных инвестиций и развитие экспортоориентируемой экономики. Из-о Чжунсинь. 2000г.
  18. Лукин А. Актуальные проблемы взаимодействия России и Китая и пути углубления двустороннего сотрудничества // Аналитические записки. – № 4 (33). – М. : МГИМО-Университет, 2010. – С. 3-31.
  19. Лукин А. Российско-китайские отношения: не ослаблять усилий // Международная жизнь. – 2012. – № 11. – С. 89-105.
  20. Международный Валютный Фонд (МВФ) : официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL:www.imf.org
  21. Меркулов К.К. Об опыте КНР в привлечении иностранных инвестиций. М.: Научная книга, 2009. – 320 с.
  22. Министерство Коммерции КНР : официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: mofcom.gov.cn (дата обращения 10.06.2013)
  23. Мозиас П.М. Китайский вызов: непредсказуемость развития // История и современность, 2010. - №2. – С. 159.
  24. Новоселова JLB. Инвестиционная политика и экономическая реформа в КНР. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 2006. – 289 с.
  25. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) : официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://www.oecd.org/dac
  26. Официальные данные Росстата // [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/# (дата обращения 10.06.2013)
  27. Официальная статистика иностранных инвестиций в экономику Китая // Сайт Министерства коммерции КНР [Электронный ресурс]. – URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/statistic/foreigninvestment/? (дата обращения 10.06.2013)
  28. Пивоварова Э.И. Социалистическая рыночная экономика: (Некоторые вопросы теоретического и практического поиска в КНР). М.: Лана, 2004. – 230 с.
  29. Потапов М.В. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия. М., 2009. – 230 с.
  30. Портяков ВЛ. Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина. М.:Изд. Фирма «Вост. лит.» РАН, 2008. – 241 с.
  31. Потапенко М.В. ИНВЕСТИЦИИ КИТАЯ В СТРАНЫ АФРИКИ: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ДЛЯ РОСCИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.science-education.ru/107-8142 (дата обращения 10.06.2013)
  32. Потапенко М.В. Эволюция взаимных экономических интересов России и Китая // Вестник РУДН. Серия «Экономика». – 2011. – № 2. – С. 40-48.
  33. Потапенко М.В., Холина В.Н. Стратегическое партнерство России и Китая как фактор глобальных международных политических и экономических отношений // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». – № 2. – 2011. – С. 75-83.
  34. Пэй Чанхун, Использование иностранных инвестиций и отраслевая конкурентоспособнность. Из-о. Литература, 2008 г.
  35. Реформа госсектора в промышленности КНР: проблемы и противоречия / под ред. А.С. Рыбина. – М.: ДАНА, 2001. – 245с.
  36. Ремыга В.И. Экономическая реформа в последние 20 лет. М.: Наука, - 2009. – 303 с.
  37. Родионова И.А., Парфенов А.И., Шубин В.В. Динамика внешней торговли Китая и изменение позиций страны в мировой экономике // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». – № 3. – 2012. – С. 103-114.
  38. Сазонов С.Л. Реформа системы управления промышленностью КНР. М.: Наука. 2002. - 231 с.
  39. Сдерживающие факторы привлечения иностранных инвестиций после вступления Китая в ВТО. Пекинский университет, 2006г.
  40. Софянников И.М., Таций В.В. Банки Китая: опора  реального сектора// Банковское дело. 2009. № 9. С. 96-101. – Авт. вклад 0.4 п.л.
  41. Статистика прямых иностранных инвестиций в январе-декабрь 2012 года // [Электронный ресурс]. – URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/statistic/foreigninvestment/201301/20130100012618.shtml (дата обращения 10.06.2013)
  42. Статистическая бюллетень инвестиций Китая за 2010 год // [Электронный ресурс]. – URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/statistic/foreigninvestment/201109/20110907742320.shtml (дата обращения 10.06.2013)
  43. Сюй Цзицэ. Специальные экономические зоны Китая: пер, с кит. Новосибирск. 2003 г.
  44. Таций В.В. Инвестиционная политика Китая: внутренние и внешние аспекты. Диссертация на соискание уч.степени к.э.н. М.: Институт Дальнего Востока РАН. – 2010.
  45. Таций В.В. Инвестиционная политика Китая: внутренние и внешние аспекты. Диссертация на соискание уч.степени к.э.н. М.: Институт Дальнего Востока РАН. – 2010.
  46. Таций В.В. России  нужна  товарно-сырьевая  биржа  международного уровня// Банковское дело. 2009. № 3. С. 48-52. – 0.5 п.л.
  47. Таций В.В. Финансовые  кризисы  и  накопление: опыт  Азии// Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 9. С. 82-89. – 0.8 п.л.
  48. Таций В.В. Привлечение  ПИИ: опыт  Китайской народной  республики// Вестник  федерального  государственного  учреждения  Государственной регистрационной  палаты  при  Министерстве  юстиции  Российской Федерации. 2011. - № 5. С. 53-61. – 0.7 п.л.
  49. Таций В.В. Внешнеэкономическая  экспансия  КНР: географическое  и отраслевое  распределение  прямых  инвестиций  из  Китая// Вестник федерального  государственного  учреждения  Государственной регистрационной  палаты  при  Министерстве  юстиции  Российской Федерации. 2011. - № 6. С. 69-80. – 0.8 п.л.
  50. Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Китаем: аналитический обзор / Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/cooperation/economicaa/doc20101221_09 (дата обращения: 10.06.2013).
  51. Федякина Л.Н. Международные финансы. – СПб. : Питер, 2005. – 560 с.
  52. Цзян Цзэчжун, Слияние предприятий и антимонополия. Пекин, 2007г.
  53. Чанчунь, Открытость центральных изападных регионов Китая. Из-о. Наука и техника, 2008 г.
  54. Шэнь Бомин, Всемирная торговая организация и процесс вступления Китая в ВТО, учебник. Пекин, 2006 г.
  55. Щетинин В.Д. Прямые иностранные инвестиции и роль некоторых азиатских стран в этом процессе. М., 2008. – 230 с.
  56. Экономическая реформа в КНР: успехи и проблемы: Пер. с кит. М: Наука, 2010. – 125 с.
  57. Bräutigam D. Aid «With Chinese Characteristics»: Chinese Foreign Aid and Development Finance Meet the OECD-DAC Aid Regime // Journal of International Development. – 2011. – V. 23. – N. 5. – [Электронный ресурс]. – URL:http://www.american.edu/sis/faculty/upload/Brautigam-Aid-with-Chinese-Characteristics.pdf (дата обращения: 10.06.2013).
  58. Bräutigam D. Chinese Development Aid in Africa: What, Where, Why, and How Much? / Golley J., L. Song Rising China: Global Challenges and Opportunities. – Canberra : Australia National University Press, 2011. – С. 203-223.
  59. National Bureau of Statistics of China // http://www.stats.gov.cn/english/ (дата обращения06.2013)
  60. Renard M.-F. China’s trade and FDI in Africa // Working Paper of African Development bank. – 2011. – N 126. [Электронный ресурс]. – URL: www.afdb.org (дата обращения: 10.06.2013)
  61. Statistical Bulletin of China’s Outward Foreign Direct Investment // [Электронный ресурс]. – URL: http://images.mofcom.gov.cn/hzs/accessory/201109/1316069658609.pdf (дата обращения06.2013)
  62. Wang J.-Y. What Drives China’s Growing Role in Africa? // IMF Working Paper. – October 2011 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2011/wp07211.pdf (дата обращения: 10.06.2013)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское