«Государственный долг – это итог финансовых заимствований страны, осуществляемых с целью возмещения недостатка бюджета. Превышение доходов над расходами формирует экономический избыток, превышение затрат над доходами – экономическая нехватка. Как правило, бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП»[1].
Государственный долг – весьма важная категория, его назначение – не только привлечение денежных средств, он также является регулятором денежного обращения, оказывает влияние на бюджетный процесс и воздействие на весь экономический процесс, а также является причиной развития международного сотрудничества»
«Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственным гарантиям Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации»[2].
Вышеизложенное определяет актуальность темы данной работы по государственному долгу и его влиянию на функционирование экономики.
Целью исследования является изучение государственного долга и его влияние на функционирование экономики Российской Федерации.
Объектом исследования выступает государственный долг РФ.
В работе поставлены следующие задачи:
1) выявить сущность государственного долга и предпосылки его появления;
2) проанализировать формы и виды государственного долга;
3) рассмотреть управление государственным долгом;
4) рассмотреть текущее положение внешнего и внутреннего государственного долга российской федерации и его влияние на экономику.
Данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников. В первой, теоретической части работы рассматриваются теоретические аспекты государственного долга, причины его возникновения, формы и виды государственной задолженности, а также принципы управления госдолгом. Второй раздел посвящен рассмотрению текущему состоянию внешнего и внутреннего долга Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Сущность государственного долга и причины его возникновения.
Государственный долг - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией[3].
Формами государственного долга в соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются:
-кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
-государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
-договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
-договоры о предоставлении РФ государственных гарантий;
-соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации иреструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.[4]
Отрицательные черты государственного долга:
1) Возвратность и платность привлекаемых таким способом финансовых ресурсов;
2) Возникновение риска неустойчивости бюджетной системы в будущем
3) При слишком длительном финансировании бюджета происходит наращение величины государственных расходов за счет увеличения суммы обслуживания долга, что нивелирует результаты маневров
4) При слишком длительном финансировании бюджета таким способом возникает финансовая пирамида
5) Увеличение госдолга ввиду нарастания госрасходов при неэффективном использовании средств создает риски возникновения бюджетной нестабильности и быстрого наращения величины расходов по причине отсутствия компенсации величины обслуживания долга за счет экономического роста (а при спаде существует риск большего дефицитного разрыва ввиду снижения доходов бюджета)
6) Большие объемы заимствований могут привести к быстрому расходованию финансовых резервов и несвоевременному реагированию на возникающие шоки
7) При осуществлении внешних заимствований положительная (стоимость национальной валюты при осуществлении займа больше, чем на момент возврата и обслуживания) курсовая разница может увеличить сумму, необходимую к возврату, а также осложнить обслуживание долга
8) При неконтролируемом (существенном) увеличении госдолга ухудшаются ожидания экономических агентов касательно налогового бремени, что увеличивает потенциал теневого сектора, а это, в свою очередь, уменьшает величину налоговых доходов бюджета[5].
Для того, чтобы в стране не было финансового кризиса, необходимо увеличить ставки по налогообложению. Благодаря этому, образуются денежные средства в бюджете страны, и она сможет покрыть, либо обслужить государственный долг. Так же возможно вливание в систему экономики. На данный момент в США практикуется данный метод.
Если в бюджете государства не хватает финансовых средств, тогда государство может объявить о суверенном дефолте. Суверенный дефолт подразумевает собой неспособность выплачивать внешний долг, из-за резкого спада экономики.й.