Введение
- Лев Иосифович Петражицкий: этапы жизненного пути и основные произведения
- Психологическая теория государства и права Л. И. Петражицкого.
2.1. Этапы формирования теории
2.2. Методологические и философские основы теории
2.3. Основные элементы психики и психических явлений в теории
2.4. Понятие права и его виды в теории
2.5. Политика права как особая отрасль правоведения
2.6. Происхождение государства по Л. И. Петражицкому
Заключение
В мире существует большое количество разнообразных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права, но вместе с тем споры об их природе продолжаются и по настоящее время.
Вопрос соотношения морали и права приобрел необычайную остроту в России XIX - начала XX вв., что было связано с осознанием путей историко-культурной самобытности и направленности ее общественного развития. Славянофилы и консерваторы отрицали право в пользу морали, а либералы рассматривали право как высшую социальную ценность.
В то время основой юриспруденции были юридический позитивизм или доктрина естественного права, однако первый из них отождествлял право с законом, что не соответствовало идеям либералов, а вторая была оформлена в период XVII - XVIII вв. и поэтому в начале XX в. уже не могла удовлетворять основным запросам общества.
В этой ситуации неопределенности психологическая теория права и государства известного российского правоведа и общественного деятеля Л. И. Петражицкого как нельзя лучше способствовала решению проблемы соотношения морали и права.
Л. И. Петражицкий является оригинальным мыслителем в истории российской философии права, основателем психологического направления в праве. Несмотря на то (а может быть и благодаря тому), что его теория права шла наперекор господствующему течению, она привлекала и продолжает привлекать к себе внимание, явившись мощным стимулом к развитию российской правовой мысли.
Основной вклад Л. И. Петражицкого в юридическую науку связан с разработанной им психологической концепцией права, а также концепцией политики права. Двухтомный труд «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», в котором он изложил свою оригинальную концепцию права, стал крупным событием не только для русской, но и для мировой науки.
Петражицкий отрицал объективный, естественно-исторический характер существования общественных отношений и их развития, считая, что содержание любого социального явления является субъективным, «существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту». Эту точку зрения он применял при анализе самых разнообразных явлений: права, власти, идеала, наказания и др. Л. И. Петражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира, продемонстрировав ущербность натуралистического редукционизма.
В целом усилия Л.И. Петражицкого были направлены на создание новой юридической науки, новой не только в теоретическом, но и в прикладном отношениях.
1. Лев Иосифович Петражицкий: этапы жизненного пути и основные произведения
Лев Иосифович Петражицкий (1867–1931) – российский ученый-юрист, философ, социолог. Родился в польской дворянской семье 13 апреля 1867 года, в Витебской губернии, в родовом поместье Коллонтаево. Учился на медицинском факультете Киевского университета Св. Владимира, затем перевелся на юридический факультет, по окончанию которого стажировался в в семинарии Берлина, учрежденной с целью приготовления профессоров римского права для России. Там в 1892 году была опубликована его первая монография на немецком языке, которая принесла ему известность в юридических кругах и была использована при составлении германского Гражданского уложения.
Лев Иосифович ввел такие новые понятия, как «доход от собственности» и «права на доходы, добытые трудом», что, по мнению специалистов, сделало устаревшей многовековую традицию интерпретации некоторых текстов римского права. Его критика в этой же работе проекта нового Германского уложения, по поводу неопределенного значения ряда терминов, привлекла внимание исследователей. Так, например, Петражицкий отмечал, что такие выражения, как «достаточно», «значительно» и подобные им, применительно к убыткам, которые понесли представители зажиточных и неимущих классов, означают существенно разные вещи. При повторном чтении данного законопроекта предложения Л. И. Петражицкого даже обсуждались в Рейхстаге.
На русском языке идеи этого исследования Петражицкий впоследствии опубликовал в трудах «Права добросовестного владельца на доходы с точки зрения догмы и политики гражданского права» и «О распределении доходов и введение в науку политики права». Ещё в студенческие годы он перевёл «Пандекты» П. Барона, и этот перевод стал учебным пособием для ряда поколений студентов. Также Петражицкий продолжил свое образование в Гейдельберге и Париже, где изучал римское право.
По возвращении в Россию Петражицкий сначала преподавал в императорском Училище правоведения, затем в Киевском университете защитил магистерскую диссертацию на тему «Деление дотальных плодов по римскому праву» (1892), а после, в Санкт-Петербургском университете, - докторскую диссертацию на тему «Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права» (1898). В 1898 году ему была присвоена ученая степень доктора римского права. С 1896 года Л. И. Петражицкий преподавал в Киевском университете.
В 1886 году Петражицкий недолго занимался преподавательской деятельностью в Киевском университете, а с 1897 года состоял приват-доцентом Санкт-Петербургского университета по кафедре энциклопедии и философии права. Там же с 1898 и по 1918 гг. он работал в качестве ординарного профессора, руководителя кафедры энциклопедии и философии права (сменив на этом посту другого выдающегося российского юриста Н. М. Коркунова), декана юридического факультета.
Как вспоминают его студенты, слушать лекции Льва Иосифовича было трудно из-за сильного польского акцента и слабости его как оратора, в то же время в силу оригинальности своего содержания они были весьма интересны и популярны. Петражицкий запомнился своим студентам как человек философски образованный, пытавшийся к вопросам права подойти с новых философских позиций.