Введение
1. Борис Зворыкин как основоположник «русского стиля» в книжной иллюстрации
1.1. Художник Борис Зворыкин
1.2. Биографические сведения о Борисе Васильевиче Зворыкине
1.3. Творческий стиль художника
Глава 2. Трактовка национальных исторических и фольклорных сюжетов в русском изобразительном искусстве
2.1. Рисунки Бориса Зворыкин к сказке Пушкина А.С. Золотой петушок и другим
2.2. Творческое наследие Б.В. Зворыкина
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Актуальность исследования. В современном обществе, когда осуществляется активный поиск выхода из глубокого социально-экономического и духовного кризиса, особенно остро встают проблемы обучения и воспитания детей. В основополагающем государственном документе - " Национальной доктрине образования" отмечается необходимость воспитания и развития граждан, обладающих высокой нравственностью, целостным миропониманием и современным научным мировоззрением. Доктрина нацеливает на разностороннее и эстетическое развитие детей, на формирование у них навыков самообразования, на создание условий для самореализации личности.
Детская книга на протяжении истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре. Однако при определении путей приобщения читателей к литературному произведению совершенно упускается тот момент, что восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и " при рассматривании иллюстраций детской книги [5]. Задача руководителей чтения состоит в том, чтобы осуществить подход к детской книге как к целостному организму, видеть взаимосвязь иллюстрации детской книги и литературных текстов. Только в этом случае вероятна наиболее полная реализация эстетических богатств книги, возможностей, предоставляемых ею в плане художественного воздействия на читателя. Подобное понимание детской книги требует, с одной стороны, выявления общих подходов к ее восприятию как целостности, т.е. разработки "модели" комплексного освоения книги, с другой, воспитания у юных читателей способности юнко чувствовать словесное и изобразительное искусство.
Борис Зворыкин - известный русский художник-славянист, иллюстратор-сказочник. Родился в 1872 году. Обучался в Московском училище живописи и Петербургской Академии художеств. С самого раннего возраста Борис увлекался русской культурой и историей. На творчество его вдохновляли такие художники, как Виктор Васнецов, Елена Поленова и др. Русская старина, фольклор, сказки, искусство зодчества - вокруг всего этого вертелась сама жизнь Б.Зворыкина. Не удивительно, что вся любовь к русской культуре стала основой для его живописи [6].
С 1898 года Борис Васильевич Зворыкин иллюстрировал книги для различных Московских и Петербургских издательств. Именно этим русским стилем оформления книг он, как и его соратник Иван Билибин, прославился не только в нашей стране, но и за рубежом. Русский художник умер во Франции, в 1942 году, когда немцы оккупировали Париж.
Цель данной работы – изучить сказочные иллюстрации Бориса Васильевича Зворыкина.
Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:
- Изучить биографические сведения о Борисе Васильевиче Зворыкине.
- Рассмотреть творческий стиль художника.
- Исследовать рисунки Бориса Зворыкин к сказке Пушкина А.С. Золотой петушок и другим.
- Оценить творческое наследие Б.В. Зворыкина.
Предмет исследования – трактовка национальных исторических и фольклорных сюжетов в русском изобразительном искусстве.
Объект исследования – Борис Зворыкин как основоположник «русского стиля» в книжной иллюстрации.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка.