Введение
Глава 1. Психологическая характеристика говорения
1.1. Индивидуально-возрастные особенности учащихся
1.2. Ситуативно-обусловленное обучение говорению
Выводы
Глава 2. Формирование навыков диалогической речи
2.1. Цели обучения говорению
2.2. Диалогические тексты и их коммуникативные цели
2.3. Система упражнений для обучения говорению
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами:
1) Особая социальная значимость диалогической речи в межличностной коммуникации;
2) Интерес к проблематике речевого воздействия в современной методике, педагогике, лингвистике, теории межкультурной коммуникации;
3) Особое место, которое занимает диалогическая речь в школьной методике обучения ИЯ:
4) введение в последние годы в ЕГЭ такого аспекта, как говорение.
Существуют резервы совершенствования учебно-воспитательного процесса, к которым следует отнести знание и понимание каждым учителем сущности, специфики своего предмета (в нашем случае, французского языка), того потенциала, который заложен в этой школьной дисциплине для решения стратегической задачи обучения ИЯ в искусственных условиях. Возникает вопрос о том, как оптимизировать процесс формирования навыков диалогической речи при обучении французскому языку школьников. Данной проблеме посвящены труды целого ряда отечественных и зарубежных ученых-психологов Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.А.Зимней, Н.И.Жинкина, А.А..Леонтьева, А.Р.Лурия, Ф.Кайнца, И.С.Кона, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. и методистов: И.Л.Бим, М.Л.Вайсбурд, Н.Д.Гальсковой, Н.И.Гез, Р.П.Мильруд, С.Муарана, Р.К.Миньяр-Белоручева, Е.Н.Солововой, А.В.Щепиловой и др.
Первое, что можно сделать в процессе обучения ИЯ - формировать у школьников умение общаться (коммуникативные умения), необходимые для человека как члена общества и коллектива. Оно предполагает умение слушать собеседника, вступать в общение, воспринимать и понимать речь партнера по общению, давать адекватный ответ и т.д.
Во-вторых, изучение ИЯ вносит определенный вклад в формирование у школьников общеучебных навыков и умений, в частности таких, как умение работать с книгой, учебником, справочной литературой (т.е. словарями, пособиями и др.), а в последние годы с внедрением ИКТ в образование, владеть навыками работы на компьютере и в Интернете.
Основной и ведущей целью в обучения ИЯ в общеобразовательной школе является формирование коммуникативной компетенции, которая и определяет весь учебный процесс.
Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи, что определяет актуальность проблемы формирования навыков диалогической речи при обучении французскому языку.
Проблема исследования – каковы психолого-педагогические условия формирования навыков иноязычной диалогической речи учащихся школ.
Объект исследования – процесс обучения французскому языку.
Предмет исследования - формирование навыков и умений диалогической речи учащихся.
Цель нашего исследования – выявить особенности формирования навыков говорения при обучении французскому языку.
Задачи исследования:
1) раскрыть психологическую характеристику говорения;
2) выявить цели обучения говорению, включая диалогическую речь;
3) определить особенности системы упражнений для обучения диалогической речи;
4) отобрать диалогические тексты учебного и аутентичного характера (Приложение)
При написании данной работы нами были использованы следующие методы: описательный, теоретического анализа и синтеза; обобщения и интерпретации педагогической, психологической, культурологической и методической литературы. Работа состоит из Введения, 2- Глав и Выводов к ним, Заключения, Списка использованной литературы, Приложения.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОВОРЕНИЯ
1.1. Индивидуально-возрастные особенности учащихся
Учитель ИЯ должен принимать во внимание тот факт, что успешное обучение говорению зависит, прежде всего, по мнению психологов, от индивидуально-возрастных особенностей обучаемых. Любой ученик обладает индивидуальными личностными характеристиками (индивидуально-личностными способностями, интеллектуальной деятельностью, уровнем самооценки, работоспособности и т. д.). Одновременно все учащиеся на определенной ступени обучения характеризуются и общими чертами. Этими вопросами занимается возрастная психология, которая выделяет три группы обучаемых школьного возраста, характеризуя их примерно следующим образом:
I-IV классы, младший школьный возраст; V-VII классы, средний школьный возраст; VIII- XI классы, старший школьный возраст.
Особенности развития и воспитания младших школьников
Младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.
Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
В начальной школе у младшего школьника развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний, развитие мышления.
В этот период у младшего школьника одновременно с появлением способности к обучению возникает и комплекс некоторых трудностей, в который входят трудности нового режима жизни, новых отношений с одноклассниками и учителем. В это время у ребенка возникает апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная поддержка родителей, помощь в преодолении этих трудностей. При этом учитель обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.