Введение
Глава 1. Теоретические основы, формы, принципы, функции и методы осуществления налогового контроля
1.1. Сущность налогового контроля и администрирования, их различие и взаимосвязь
1.2. Принципы налогового контроля, формы и методы контрольной работы налоговых органов
1.3. Особенности налогового контроля зарубежных стран
Глава 2. Система налогового контроля, ее организационно-функциональная и экономическая эффективность
2.1. Организационно-экономические характеристики эффективности функционирования российской системы налогового контроля
2.2. Система налогового контроля в разрезе территориальных органов
2.3. Анализ и оценка результативности проведения налоговых проверок на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. N за 2013-2015 годы
Глава 3. Совершенствование системы налогового администрирования
3.1. Задачи совершенствования налогового законодательства в аспекте качественного улучшения налогового контроля
3.2. Новые направления совершенствования налогового контроля и вопросы упрощения технических процедур взимания налогов
Заключение
Список использованных источников
Цель и задачи исследования. Целью исследования является рассмотрение теоретических и методологических основ системы налогового контроля на современном этапе экономического развития России, разработка и обоснование новых эффективных направлений его дальнейшего совершенствования.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
- изучить теоретическую основу налогового контроля, определить их сущность, значение и взаимосвязь;
- уточнить формы и методы контрольной работы налоговых органов;
- проанализировать практику функционирования системы и субъектов налогового контроля, определить недостатки и возможные варианты их устранения;
- провести анализ и дать экономическую оценку осуществляемым методам налогового администрирования в сфере налогообложения;
- разработать предложения и рекомендации по повышению результативности функционирования системы налогового контроля.
Объектом исследования магистерской диссертационной работы является механизм формирования и функционирования налогового контроля в налоговой системе.
Предмет исследования – система отношений, возникающие между участниками в процессе налогового контроля на современном этапе экономического развития России.
При проведении исследования автор опиралась на законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, инструктивные материалы Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы. Источниками информации явились научные работы отечественных ученых, содержащие отдельные аспекты исследуемой проблемы, публикации в периодической печати, аналитические и другие нормативные документы, регулирующие налоговую практику.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Арбитражного суда Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, МРИ ФНС по г.N за 2013-2015 гг., а также другие официальные и открытые доступу источники информации.
Научная новизна магистерского диссертационного исследования заключается в разработке методологических подходов и научно-практических рекомендаций по формированию и повышению результативности функционирования в Российской Федерации налогового контроля.
Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями:
- предложен и обоснован теоретический подход к упорядочению понятийного аппарата налогового администрирования с позиций его действенности, который заключается в исследовании экономической природы «налогового администрирования» и «налогового контроля» в их взаимосвязи и с учетом позитивного влияния на эффективность функционирования налоговых органов и разработку планируемых показателей исчисления и сбора налогов, характеризующих повышение экономической эффективности и качество процесса налогового администрирования;
- обосновано, что налоговое администрирование и экономическую эффективность налогового контроля в их взаимосвязи следует оценивать не только по реально поступившим в бюджетную систему государства доначислениям по выездным и камеральным налоговым проверкам, а также по уровню текущей собираемости налогов, но и полноты, а также своевременности их уплаты, по совокупности установленных налогов (налоговый контроль в эффективном взаимодействии с налоговым администрированием из полностью фискального инструмента переходит в сферу регулятора, наличие которого побуждает (иногда понуждает) налогоплательщиков полностью и своевременно уплачивать налоги и сборы);
- аргументировано возрастающее значение налогового контроля в системе государственного управления экономикой, определяемое структурой субъектов налогового администрирования, принципами их действия и взаимодействия (анализ результатов функционирования системы органов налогового администрирования позволяет сделать вывод о том, что одной из основных причин их низкой эффективности и, как следствие, недостаточного уровня собираемости налогов, наряду с несовершенством законодательства, регулирующего налоговые отношения, является отсутствие необходимого качества взаимодействия между налоговыми органами и различными службами в области информационного обмена данными);
- установлена закономерность, что выбор эффективных и обоснованных инструментов налогового регулирования и контроля имеет стратегическое значение для дальнейшего модернизационного развития экономики и общества с позиции налогового стимулирования налогоплательщиков, но на практике не прослеживается в качестве определенной системы в силу преобладания разрозненных налоговых мероприятий, которые не позволяют добиться существенного изменения сложившегося положения в инновационном развитии российской экономики.
Практическая и теоретическая значимость. Концептуальные положения проведенного исследования, его практические и теоретические результаты могут найти применение в деятельности органов власти субъектов РФ при разработке поправок в законодательство, регулирующее налоговые отношения, а так же в практическом решении задач повышения качества и результатов налогового администрирования. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин «Бюджетная система РФ», «Доходы бюджета», «Налоги и налогообложение», «Налоговое администрирование».
По теме исследования опубликовано 3 статьи:
- Региональные налоги: проблемы и перспективы;
- Оценка эффективности налогового контроля;
- Совершенствование финансово-бюджетного контроля в Республике Северная Осетия - Алания.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении магистерской диссертации обосновывается актуальность исследуемой темы, степень ее разработанности, сформулированы цель и задачи исследования. Указана теоретическая и методологическая база исследования, представлены научная новизна, практическая значимость, выделяются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе раскрываются понятия «налоговое администрирование» и «налоговый контроль», показаны формы и методы налогового контроля, рассмотрена его роль и место в налоговой политике государства. Проведенный анализ ряда научных работ российских ученых, посвященных вопросам налоговых отношений, позволил выявить новые подходы к определению сущности и содержания налогового контроля.
Во второй главе проведен анализ современного состояния налогового администрирования. Значение налогового администрирования в системе государственного управления определяется структурой субъектов налогового контроля, принципами их действия и взаимодействия. Налоговый контроль следует отнести к сложным динамическим системам, состоящим из управляющей подсистемы (субъекта управления) и управляемой подсистемы (объекта управления). Проведен анализ и оценка результативности проведения налоговых проверок на примере МРИ ФНС по г. N за 2013-2015 годы.
В третьей главе рассматриваются пути повышения эффективности и результативности налогового администрирования и контроля. Важность и актуальность совершенствования налогового контроля постоянно подчеркивается в президентских посланиях Федеральному Собранию, в которых среди основных направлений налоговой политики особо отмечена необходимость повышения качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.
В заключении излагаются основные положения, выводы и рекомендации проведенного магистерского диссертационного исследования.
Объем исследования составляет 115 страниц, 8 таблиц, 6 рисунков, 83 источника литературы.
Глава 1. Теоретические основы, формы, принципы, функции и методы осуществления налогового контроля
1.1. Сущность налогового контроля и адмнистрирования, их различие и взаимосвязь
Теоретическое исследование проблем налогового контроля, как нам представляется, следует начать с определения понятия контроля вообще. Его понятие является одним из ключевых элементов осуществления налоговой политики государства. Оно сводится к тому, что контроль есть проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки и надзора. В данном случае понимание контроля сводится к отождествлению его с проверочными действиями.
В Лимской декларации руководящих принципов контроля [83], принятой на IX Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI), отмечается, что контроль не является самоцелью, а представляет собой неотъемлемую часть системы регулирования, ориентированную на вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем. В научной же литературе прочно установился взгляд на контроль как на одну из форм управленческой деятельности. В частности, отмечается, что контроль является завершающим ее этапом, позволяющим сопоставить достигнутые результаты с запланированными. Представляет интерес определение контроля, данное В.Г. Афанасьевым [29]. По его мнению, контроль – это труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям – законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам и т.д.; выявлению результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принципов организации и регулирования. Такое определение нельзя признать бесспорным, однако оно вполне может быть принято за основу, так как носит общий характер и подходит для всех видов и направлений контроля, включая как государственный, так и негосударственный.
Публичная правовая природа налогообложения ориентирует на изучение контроля, который осуществляется от имени государства специальными органами и организациями. Государственный контроль – существенный элемент управления финансами всех уровней, без которого невозможно существование налоговой системы и экономики страны.
В современной научной литературе существует множество трактовок налогового контроля. Так, для сравнения следует привести ряд наиболее часто встречающихся, по нашему мнению, определений, даваемых этому виду контрольной деятельности российскими учеными.