Введение
- Понятие и общая характеристика промышленно-производственных особых экономических зон
- Оценка влияния организации производства в особых экономических зонах на развитие промышленного потенциала региона
Заключение
Список использованной литературы
Исторически сложившимся фактом является то, что в большинстве регионов России промышленный сектор экономики – системообразующий элемент хозяйственной системы территории. Соответственно, формирование политики, которая направлена на развитие именно промышленного комплекса, является важнейшей составляющей социально-экономической политики. Эффективная промышленная политика может способствовать переходу к устойчивому развитию страны в целом.
Особенное значение в российской системе регулирования промышленного развития имеет региональная составляющая. Ведь на федеральном уровне при наличии финансовой и административной составляющих интеграция различных направлений регулирования в рамках единого нормативно-правого регулирования является труднодостижимой. Такая интеграция видится нецелесообразной также в силу масштабности решаемых федеральным центром макроэкономических задач и значительной дифференциации условий производственной деятельности каждого субъекта федерации.
Цель работы – произвести оценку организации производства в особых экономических зонах. Цель позволила сформировать задачи, которые решались в работе:
- представить общую характеристику промышленно-производственных особых экономических зон;
- провести оценку влияния организации производства в особых экономических зонах на развитие промышленного потенциала региона.
Объектом исследования являются особые экономические зоны.
Предметом исследования – организация производства в особых экономических зонах.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
- Понятие и общая характеристика промышленно-производственных особых экономических зон
Для российской и мировой практики опыт создания ОЭЗ не является новым. Вот уже много лет его с успехом применяют в Китае, Сингапуре, Индонезии, на Тайване, в Индии, Южной Корее, США, Великобритании, Бразилии и Мексике. Сейчас в мире функционирует несколько тысяч ОЭЗ. Например, в Китае на территории 600 особых экономических зон функционирует около 45 тыс. предприятий, что составляет 18% от их общего количества в стране. В некоторых российских регионах также имеется опыт особого экономического зонирования - Калмыкия, Ингушетия и др.
Учеными предлагаются различные подходы к определению ОЭЗ. Данное обстоятельство обусловлено их широким разнообразием, целями их создания, а также постоянной трансформацией и модификацией в ходе исторического развития.
Но при всем разнообразии ОЭЗ существующих в мире, данное явление предполагает под собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом по отношению к остальной и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей, выделенную с целью решения социально-экономических задач развития государства в целом или отдельной территории.
Создание ОЭЗ позволяет сочетать интересы обеих участвующих сторон (таблица 1).
Таблица 1
Интересы территории и предпринимателей при создании ОЭЗ
Интересы территории, включающей ОЭЗ
|
Интересы предпринимателей, регистрирующихся в ОЭЗ
|
привлечение прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики
|
минимизация затрат, связанная с таможенными и налоговыми льготами
|
привлечение передовых технологий производства более высоких переделов
|
создание новых рабочих мест
|
доступ к инфраструктуре
|
развитие приоритетных видов экономической деятельности
|
снижение административных барьеров
|
использование более дешевой рабочей силы
|
увеличение налогооблагаемой базы
|
приближение производства к потребителю
|
повышение качества жизни населения территории
|
освоение новых рынков сбыта
|
В российской же практике начало применения опыта особого экономического зонирования было положено в 90-ые годы. Однако в течении более чем десяти лет процесс создания ОЭЗ протекал в условиях отсутствия правового регулирования на федеральном уровне, что привело к широкому распространению зон, по сути своей являющихся оффшорными. Хаотичному положению дел в рассматриваемой сфере положил конец принятый в 2005 году специальный Федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В соответствии с последним все ранее созданные ОЭЗ прекращали свою деятельность.