Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социализации молодежи в современных условиях
1.1. Сущность, функции, задачи социализации
1.2. Механизмы социализации
1.3. Фазы и этапы социализации личности
Выводы
Список литературы
Курсовая работа|Социология
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2016 | Страниц: 37
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социализации молодежи в современных условиях
1.1. Сущность, функции, задачи социализации
1.2. Механизмы социализации
1.3. Фазы и этапы социализации личности
Выводы
Список литературы
Актуальность проблемы изучения социализации российской молодежи приобретает особую актуальность и остроту в условиях трансформаций в обществе, становления глобального информационного общества. Исследователи все чаще констатируют, что под воздействием ряда социальных и социокультурных факторов произошла смена приоритетов в системе социализирующих механизмов молодежи.
Процесс социализации российской молодежи в условиях социальных и социокультурных трансформаций, становления глобального информационного общества выглядит весьма противоречиво. Наряду со стабильно функционирующими элементами, мы отмечаем множество признаков дисфункциональности, отклонений в этом процессе.
Касаясь дисфункций процесса социализации, А.Б. Гнутов указывает на существование четырех групп факторов: социально-экономических, социально-правовых, социально-политических и институциональных. Оказывая воздействие на все группы населения, каждый из этих факторов по-своему влияет на молодежь как особую социально-демографическую группу в процессе ее воспроизводства. Особое влияние на молодых людей оказывает социально-экономическая политика государства, отражающаяся на их социально-экономическом статусе и положении в общественной структуре, способствуя, в частности, углублению расслоения внутри данной социально-демографической группы.
Молодежь, интегрируясь в структуру общества, приобретает и изменяет собственный социальный статус, что находит отражение в характере ее идентификации с различными социальными группами. Следует учитывать, что субъективные предпочтения молодежи определяются социальными условиями становления молодого поколения, которые детерминируют сущностные характеристики процесса его социализации, оказывают влияние на характер освоения молодыми людьми базовых ценностей общества, в т.ч. и норм права, особенности интеграции молодежи в правовую систему общества.
Институты семьи и образования в современном российском обществе в силу влияния посттрансформационного кризиса характеризуются дисфункциональным состоянием, препятствующим нормальному выполнению ими функции агентов социализации, в частности в аспекте формирования гражданских качеств молодежи. В современном российском обществе сложился дисфункциональный тип социализации молодежи, характеризующийся превалированием стихийной составляющей социализации, что влечет за собой сокращение объема воспроизводства гражданских ценностей при сопутствующем расширенном формировании как индивидуально-достижительных, так и нигилистических, криминогенных личностных ориентаций. Это способствует закреплению и расширенному воспроизводству атмосферы социальной неопределенности, аномии и риска в обществе, является фактором социальной дестабилизации и препятствием для становления гражданского общества и правовой государственности.
Значительная часть молодежи, достигая психологической и социальной зрелости, остается практически индифферентной в гражданском и политическом плане, представителями «поколения пепси», не дорожащими гражданскими ценностями и свободами, не желающими и не умеющими брать на себя личную гражданскую ответственность за свое отношение к обществу и за происходящее в обществе.
Дисфункциональность, отклонения социализационных траекторий приводят к нескольким негативным эффектам, в результате действия которых взрослое общество не достигает необходимых показателей социального воспроизводства, замещения стареющего населения полноценными членами общества, т.е. молодежью, успешно прошедшей стадию социализации.
Обращение к молодежной проблематике и политической социализации не является новым явлением в науке. В отечественной науке в 1960–1970-е годы появляются работы обобщающего характера, раскрывающие сущность молодежи, ее роль в социальной структуре общества, разрабатываются основные понятия и определяется методология изучения молодежной проблематики. Значительный вклад в этом направлении внесли работы В.Н. Боряза, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского. В проведенных эмпирических социологических исследованиях выделились темы трудовой и профессиональной ориентации, идеалов молодежи, образования и досуга, политического воспитания, общественной активности.
Современные исследователи, как отечественные, так и зарубежные, испытывают постоянный интерес к феномену молодежи. Во многом это связано с увеличением роли молодежи в становлении современного информационного общества, с ускорением и глобализацией мировых экономических и социальных процессов. Способность молодежи к быстрой адаптации, восприятию нового выдвигают новые требования к пониманию ее роли в общественном развитии. Особое место в исследованиях молодежи занимают работы научной школы Московского гуманитарного университета (И.М. Ильинский, В.А. Луков, А. И. Ковалева, В.В. Журавлев, Б.А. Ручкин и др.).
Молодежная проблематика актуальна и в трудах зарубежных ученых, интерес к которой во многом был обусловлен студенческими волнениями в США и Европе в 60-х годах ХХ века. Автором исследованы и критически осмыслены различные подходы в молодежной политике — К. Кеннистона, К. Манхейма, Г. Маркузе, М. Мид, П. Митева, Л. Фойера, Ш. Эйзенштадта и др.
Политические и социально-экономические процессы в России — объекты пристального внимания отечественных и зарубежных философов, социологов, политологов, экономистов, правоведов. Специфические черты становления гражданского общества в современной России, особенности формирования среднего класса, политической структуры рассматриваются в работах Т.И. Заславской, В.В. Лапкина, В.Ф. Левичевой, В.И. Пантина, В.А. Рукавишникова, В.Г. Федотовой, А.Д. Хлопина и др.
Особенности социализации раскрываются в работах С.И. Иваненкова, А.И. Ковалевой, А.Ж. Кусжановой, Е.Л. Омельченко и др. Непосредственно с этим направлением связаны исследования, посвященные ценностной динамике в сознании общества и молодого поколения России. Спектр таких исследований и работ достаточно обширен и проводился различными коллективами авторов по многим направлениям (руководители — М.К. Горшков, Е.А. Гришина, Ю.А. Зубок, М.П. Мчедлов, В.В. Петухов, В.И. Чупров). Мониторинг ценностного мира молодежи позволяет невероятно широко рассматривать особенности сознания молодежи и динамику ценностных ориентаций подрастающего поколения. Выводы этих исследований представлены в государственных докладах о положении молодежи в Российской Федерации.
Исследования В.Н. Амелина, А.А. Козлова, С.И. Левиковой, А.Н. Тарасова посвящены молодежи, участвующей в политической жизни общества, в общественных объединениях и политических партиях, а также специфике государственной молодежной политики.
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что проблемы изучения влияния механизмов социализации на формирование молодежи в современных условиях еще не достаточно осмыслен. Недостаточно концептуальных работ, рассматривающих проблему изменения ценностей и мировоззренческих установок современной молодежи.
Актуальность выбранной темы обусловила постановку проблемы исследования: каково влияние механизмов социализации на формирование молодежи в современных условиях?
Объект изучения: механизмы социализации молодежи.
Предмет исследования: характерные особенности влияния механизмов социализации на процесс формирования молодежи.
Гипотеза исследования: Социализация молодежи протекает в сложных условиях, связанных с трансформацией российского общества, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, армии, трудового коллектива; сменой основной модели социализации; возрастанием роли СМИ в современном обществе.
Цель исследования: изучить влияние механизмов социализации на формирование молодежи в современных условиях
Задачи исследования:
Раскрыть сущность, функции, задачи социализации.
Описать механизмы социализации.
Охарактеризовать фазы и этапы социализации личности.
Методы исследования: анализ, систематизация, обобщение научных источников, наблюдение, эксперимент.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!