Введение
1 Социальное законодательство: понятие, проблемы принятия и применения
2 Анализ социального законодательства в отдельных субъектах РФ
Заключение
Список использованных источников
Реферат|Конституционное право
Авторство: gotovoe
Год: 2016 | Страниц: 17
Введение
1 Социальное законодательство: понятие, проблемы принятия и применения
2 Анализ социального законодательства в отдельных субъектах РФ
Заключение
Список использованных источников
Россия является социальным государством, которое обеспечивает социальные гарантии гражданам, достойную жизнь и свободное развитие человека. Все это реализуется при помощи социальной политики – системы мер, направленных на осуществление жизненно важных проблем для всего общества и человека в отдельности. Система социальной политики имеет несколько целей.
Во-первых, это поддержка слабых, тех, кто по определенным причинам не имеет возможности осуществлять трудовую деятельность, то есть не могут зарабатывать средства для осуществления своей жизнедеятельности.
Во-вторых, это создание условий для функционирования семьи, поддержка материнства и детства. Так же, это обеспечение и поддержка экономической безопасности, надежная защита и охрана конституционных прав и свобод граждан страны.
Эффективная социальная политика государства в области государственной социальной поддержки населения реализуется через систему социальной защиты.
Система социальной защиты – это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей. Сущность социальной защиты проявляется в таких ее функциях как, например, экономическая, демографическая и реабилитационная.
Именно система социальной защиты является определенным показателем деятельности государства в сфере социальной политики.
Цель работы состоит в анализе понятия и законодательной регламентации социального законодательства, выявлении наиболее важных проблем в данной сфере и разработке предложений по их оптимизации.
В соответствии с поставленной целью, сформулированы следующие задачи данной работы:
1) изучить понятие и правовые аспекты социального законодательства;
2) рассмотреть особенности социального законодательства на примере отдельных субъектов РФ.
Объект исследования – правовые аспекты отношений в сфере социального законодательства.
Предметом исследования является действующее законодательство, а также нормативно–правовые акты, которые регулируют отношения в сфере социального законодательства.
Методологической основой является общий диалектический подход в совокупности с использованием общих и частных методов научного познания, в частности, формально-логического, формально-юридического, системного анализа, аксиологического.
Нормативно–правовую основу настоящего исследования составляют Конституция Российской Федерации (далее по работе – Конституция РФ), действующие федеральные законы в сфере социального законодательства.
Структура работы обусловлена целями настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Социальное законодательство: понятие, проблемы принятия и применения
Действующее социальное законодательство появилось лишь в 90-е годы, точнее, основные законы были приняты в 1995 г. во время избирательной кампании в Государственную Думу. Поэтому социальное законодательство несет на себе отпечаток того времени и зачастую имеет откровенно конъюнктурный характер. Основы для развития социального законодательства были заложены в Конституции РФ 1993 г. Ст. 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, что означает охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты населения. Непосредственно социальной защите населения и развитию положений ст. 7 посвящены еще две статьи ст. 38 (весьма декларативного характера) – о защите материнства, детства и семьи и ст. 39, которая говорит о весьма расплывчатых и неопределенных гарантиях права на социальное обеспечение. Формулировка статей, посвященных социальной защите населения, особенно наиболее уязвимых групп, а также положения гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» позволяют сделать вывод, что в Конституции РФ не содержится реальных гарантий осуществления права на социальное обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту.
Обеспечение социальной защиты и поддержки населения является одной из важнейших функций государства в системе управления обществом.
Социальную защиту можно рассмотреть, во-первых, как деятельность государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной личности, по выявлению и ликвидации негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни, во-вторых, как совокупность законодательно закреплённых экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.
Так, Конституция РФ возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
В первую очередь в социальной защите в Российской Федерации нуждаются граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие; ветераны ВОВ, а также семьи погибших военнослужащих; инвалид; дети – инвалиды; граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах; безработные; беженцы и переселенцы; дети – круглые сироты; дети с отклоняющимся поведением; семьи, в которых проживают дети – инвалиды, алкоголики и наркоманы; малообеспеченные, многодетные семьи; одинокие матери; молодые, студенческие семьи; ВИЧ-инфицированные граждане; лица с ограниченными возможностями; граждане, не имеющие определенного местожительства, лица, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях.
Современная государственная система социальной защиты населения, основанная на обязательности обеспечения граждан социально-значимыми услугами, сложилась в экономически развитых странах в первой половине XX в. Её основой выступает социальная деятельность государства, направленная на удовлетворение базовых человеческих потребностей.
Основными элементами государственной системы социальной защиты населения являются:
государственная социальная поддержка (помощь);
государственные социальные гарантии, включающие социальные льготы;
государственное социальное страхование;
Социальная поддержка (помощь) как форма социальной защиты предполагает предоставление социально – значимых благ отдельным гражданам и категориям населения на основе проверки нуждаемости. Как правило, это малоимущие граждане, доходы которых ниже черты бедности (прожиточного минимума), установленной в данном обществе. Кроме того, современное социальное государство также гарантирует поддержку в виде социальной помощи лицам, попавшим в трудные жизненные ситуации, при условии проверки соответствия их доходов минимальным жизненным стандартам.
Предоставление мер социальной поддержки гражданам осуществляется за счет бюджетной системы РФ в виде:
денежных выплат в форме:
социальных пособий;
субсидий – имеющих целевое назначение оплат предоставляемых гражданам материальных благ и услуг;
компенсаций – возмещения гражданам произведённых ими расходов;
натуральной помощи – топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.
Система социальных гарантий означает предоставление общественных благ всем гражданам без учёта трудового вклада и проверки нуждаемости. В этом случае ряд базисных потребностей (в образовании, культурном развитии, охране здоровья, материнства и детства) обеспечивается за счёт общественных фондов потребления и бюджетного финансирования.
Специфической формой социальных гарантий, предоставляемых отдельным категориям граждан без проверки нуждаемости, выступают социальные льготы, распространяющиеся, как правило, на определённые социально-демографические группы (ветераны войны и труда, пенсионеры, инвалиды и т.д.).
Социальное страхование – это форма социальной защиты экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения и понижения социального статуса, связанная с потерей работы, трудоспособности и доходов по объективным социально-значимым причинам.
К важнейшим видам социальных рисков относятся:
болезнь;
производственная травма;
профессиональное заболевание;
несчастный случай;
старость;
безработица;
материнство и детство;
потеря кормильца.
Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных фондов, формируемых, как правило, за счёт целевых взносов работников и работодателей, а также субсидий государства. Оно построено на принципе нежесткой эквивалентности (страховые выплаты лишь отчасти зависят от трудового вклада и страхового стажа) в сочетании с принципом объединения рисков и коллективной ответственности.
Роль государства в формировании фондов обязательного страхования состоит в субсидировании дефицита этих фондов, предоставлении налоговых льгот, а также в перечислении целевых взносов за неработающих граждан и государственных служащих, в том числе работников правоохранительных органов и военнослужащих.
В системе государственного социального страхования можно выделить несколько отдельных направлений:
пенсионное страхование;
медицинское страхование;
страхование по безработице;
страхование от несчастных случаев на производстве,
По линии социального страхования осуществляются денежные выплаты, предоставляются льготы и финансируются социальные услуги.
К социальным услугам, финансируемым из государственных социальных фондов, относятся услуги медицинских и санаторно-курортных учреждений, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, по проведению оздоровительно-профилактических мероприятий и т.д.
В Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении РФ и её субъектов. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим единую государственную политику в области социальной защиты населения является Министерство труда и социальной защиты РФ, которое непосредственно управляется Правительством РФ и включает в себя: управления или Министерства социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации, органы управления социальной защиты населения автономных округов, автономной области, краёв, областей, городов и районов.
В области социального обеспечения и защиты функционирует огромное число законов:
– Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255 – ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», отражающий основные понятия в сфере страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», который отображает всех участников в системе правоотношений пенсионного страхования, их права и обязанности;
– Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
Необходимо заметить, что имеется большое количество федеральных законов, регламентирующих предоставление людям социальных пособий и страховых выплат:
– Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который определяет виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, порядок назначения и выплаты пособий, порядок индексации пересчета таких пособий, определяет права на государственные пособия гражданам, имеющим детей;
– Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который определяет задачи, принципы данного вида страхования граждан.
Функционирует большое количество законов, регламентирующих отдельные разновидности социальных услуг, предоставляемых населению согласно организации социального обеспечения.
Здесь можно выделить:
– Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», определяющий основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
– Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», регламентирующий цели государственной политики в интересах детей, основные направления обеспечения прав ребенка в РФ.
Третью группу источников составляют подзаконные нормативные правовые акты, в числе которых особенное положение занимают указы Президента Российского государства в области социального обеспечения. В сфере социального обеспечения можно перечислить последующие Указы Президента России:
Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;
Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 306 «Об обеспечении деятельности конституционного суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям конституционного суда РФ и членам их семей» и прочие.
Четвертую группу источников из числа подзаконных актов составляют нормативные распоряжения Правительства Российского государства, которые определяют процедуру применения положений законов по некоторым видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации).
Помимо этого, они могут закреплять вспомогательные мероприятия социальной защиты для конкретных слоев населения Российского государства, к примеру, Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 № 393 «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами», Постановление Правительства РФ от 17.04.2002 № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» и прочее. Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно правовое регулирование системы социального обеспечения состоим из нескольких уровней, первый уровень которого составляют Конвенции МОТ № 117, 118, в которых регламентированы общие правила по социальному обеспечению граждан.
Второй уровень системы источников права социального обеспечения составляют Конституция РФ и Федеральные законы Российской Федерации, регламентирующие основной порядок социального обеспечения, правила, выявляют субъектов правоотношении, их права и обязанности.
Следующий уровень составляют Приказы и Постановления Правительства РФ, определяющими некоторые положения по социальному обеспечению, а далее следуют уже подзаконные акты, такие как приказы Фонда социального страхования, Министерства труда Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации действует огромное количество нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения в виде федеральных законов и подзаконных нормативных актов, что конечно затрудняет реализацию права на социальное обеспечение гражданами.
В целях преодоления этой проблемы можно принять меры по усовершенствованию законодательной базы, например, путем кодификации, что улучшит всю концепцию развития прав в данной сфере, приведет к единообразию и уменьшению противоречий, а также будет способствовать обеспечению надлежащего контроля по реализации прав в сфере социального обеспечения.
Итак, под социальной защитой следует понимать систему мер по обеспечению свободного развития личности, созданию условий для достойной жизни и труда, а также поддержку и защиту населения от социальных рисков.
Создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночной экономики, выступает необходимой платой общества за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности.
В заключении отметим, что анализ неэффективной реализации или неисполнения социального законодательства позволяет сделать вывод, что они вполне устранимы и не всегда требуют значительных финансовых затрат. Более того, устранение этих недостатков позволит сделать финансово-материальное социальное обеспечение более рациональным и эффективным, а законодательство действующим.
Однако это возможно лишь в том случае, если социальное законодательство перестанет быть средством для манипулирования в руках законодателя, а социальный работник из заложника государственной политики превратится в связующее звено между обществом и государством.
Авакьян, С. А. Конституционное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / С. А. Авакьян. – М.: Инфра-М, 2017. – 864 с.
Баглай, М. В. Конституционное право РФ: учебник для юридических вузов и факультетов / М. В. Баглай. – М.: Норма, 2017. – 768 с.
Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2017. – 592 с.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / С. А. Комаров [и др.]; под редакцией С. А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 333 с.
Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. А. Конюхова, И. А. Алешкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 536 с.
Некрасов, С. И. Конституционное право: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. И. Некрасов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 364 с.
Нудненко, Л. А. Конституционное право России: учебник для академического бакалавриата / Л. А. Нудненко. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 500 с.
Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 256 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!