ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
1.1 Экономическое содержание и виды прибыли и рентабельности
1.2 Показатели рентабельности и методики их анализа
1.3 Факторы, влияющие на повышение прибыли и рентабельности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО «-»
2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности в ОАО «-»
2.2 Динамика прибыли и рентабельности предприятия
2.3 Факторный анализ показателей рентабельности
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «-»
3.1 Резервы увеличения прибыли и рентабельности предприятия
3.2 Экономический эффект от предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования детерминирована возрастающим интересом к комплексному научному анализу теоретических и практических проблем обеспечения рентабельности предприятий, разработке эффективных инструментов финансового менеджмента.
В условиях глобализированного мира авиационный транспорт превратился в один из системообразующих элементов мировой экономики, обеспечивающих скоростное и комфортное перемещение людей и грузов. Усиление интегрированности мирового хозяйства и необходимость обеспечения транспортно-коммуникационного взаимодействия между различными регионами способствовало небывалому экономическому росту сферы международных авиаперевозок.
Это нашло отражение и в развитии этой сферы в России. Большая протяженность территории нашей страны, когда 60% территории России доступно практически только для воздушного транспорта, в сочетании с выгодным геостратегическим положением имеют большое значение как для развития российской авиаотрасли, так и для укрепления международного сотрудничества и интеграции России в систему международных экономических связей.
Следует отметить, что мировой финансово-экономический кризис совместно с отдельными природными катаклизмами последних лет негативно сказался на всей сфере авиауслуг, фактически поставив её на грань выживания. В данной ситуации для российских авиаперевозчиков усиливается необходимость более тесного участия в интеграционных процессах, постепенного обновления устаревающего авиапарка, применения современных информационных технологий и маркетинговых инструментов для поддержания должного уровня конкурентоспособности.
Цель исследования состоит в анализе рентабельности предприятия и рассмотрении резервов ее повышения.
Объектом исследования является ОАО «-».
Предмет исследования методология анализа финансового состояния предприятия.
Для достижения цели исследования предполагается решение нижеперечисленных задач:
- изучение теоретических аспектов проведения финансового анализа;
- определение основных показателей рентабельности предприятия;
- рассмотрение деятельности и характеристика положения ОАО «-» на рынке;
- анализ резервов повышения рентабельности предприятия.
Временной период, который мы анализируем в нашем исследовании – это 2010-2012 гг.
При проведении анализа прибыли предприятия были использованы следующие методы исследования: горизонтальный и вертикальный анализ; факторный анализ; сравнительный анализ; другие приемы и методы.
Теоретико-методологической основой исследования являются нормативно-правовые акты РФ, бухгалтерская и финансовая отчётность ОАО «-», книги и учебные пособия отечественных авторов. В частности проблематикой оценки финансового состояния и рентабельности предприятия, в том числе под влиянием внутренних и внешних факторов, занимались: Бочаров В., Ермошкина Т., Кокин А., Путилова М., Сухарев А., Швецов М.
Информационной базой исследования послужили материалы по организации финансовой деятельности ОАО «-», финансовые отчеты, учетная политика предприятия и т.д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
1.1 Экономическое содержание и виды прибыли и рентабельности
На современном этапе прибыль является ключевым показателем эффективности деятельности предприятия.
Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.[1]
Прибыль выполняет определенные функции[2]:
- прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль демонстрирует эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли служат для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
- прибыль обладает стимулирующей функцией. Содержание прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Обеспечение принципа финансовой состоятельности определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы[3].
Предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие или организация как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющие свою деятельность, распоряжаются выпускаемой продукцией и остающейся в их распоряжении чистой прибылью.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности организаций представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учётом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и с отрицательным знаками[4].
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию[5].
Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности той или иной организации. Для оценки эффективности работы организаций недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность - тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций - как объективную экономическую категорию и как количественные и качественный показатель.
Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности[6]:
1) прибыльность,
2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение,
3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами,
4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.
В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств.
Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.
Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки[7].
Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.
Динамика рентабельности организаций изучается также налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными ассоциациями.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы[8]:
- показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;
- показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
- показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.
Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчётов и системы расчётно-платёжных отношений. Это индексация оборотных средств и чёткое определение источников их формирования.
Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объёма производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.
Основной источник денежных накоплений предприятий и организаций - выручка от реализации продукции, а именно та её часть, которая остаётся за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путём соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования[9].
Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру её себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель выручки от реализации становится одним из важнейших показателей деятельности хозяйствующих субъектов. Данный показатель создаёт заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объёма выпускаемой продукции, сколько в увеличении объёма реализованной продукции (с учётом снижения остатков нереализованной продукции).
[1] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Инфра-М, 2009. — С. 386.
[2] Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. – М: Новое знание, 2005. – С. 261.
[3] Хубиев К. Инновационная экономика и генезис новых отношений // Экономист. 2012. - №3. - С. 62-67.
[4] Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 107.
[5]Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2009. — С. 393.
[6]Мелентьева В.И. Анализ рентабельности промышленных предприятий. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 289.
[7] Шуляк Н.П. Анализ хозяйственной деятельности экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - №1. - С. 26-30.
[8] Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. – М: Новое знание, 2005. – С. 280.
[9] Шуляк Н.П. Анализ хозяйственной деятельности экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - №1. – С. 26-30.