Введение
Глава 1. Дистанционное банковское обслуживание:
сфера применения,
1.1. Общая характеристика платежных терминалов
1.2. Сфера применения платежных терминалов
1.3. Сущность деятельности Департамента по обслуживанию банкоматов
1.4. Достоинства и недостатки работы в терминальной среде
Глава 2. Анализ и оценка деятельности Департамента по
банкоматов на примере ПАО Банк «Открытие»
2.1. Терминальная сеть банка ПАО Банк «Открытие»
2.2. Перспективы развития платежных терминалов
2.3. Прогнозируемый экономический эффект
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы работы определяется тем, что в условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов являются банкоматы. В большинстве экономически развитых стран они является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных аппаратов показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичные операции в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.
Деятельность отечественных департаментов по обслуживанию банкоматов, по существу, отражена в состоянии самого рынка платежных банковских терминалов.
Цель данного исследования - изучение и анализ российского рынка платежных терминалов: текущей ситуации, тенденций и перспектив его развития.
Задачи исследования
1. Дать общую характеристику платежных терминалов.
2. Выявить сферу применения платежных терминалов.
3. Показать сущность деятельности Департамента по обслуживанию банкоматов
4. Разобрать достоинства и недостатки работы в терминальной среде
Охарактеризовать терминальную банковскую сеть.
5. Определить перспективы развития платежных терминалов.
6. Представить прогнозируемый экономический эффект от применения платежных терминалов.
Объект исследования – дистанционное банковское обслуживание ПАО Банк «Открытие».
Предмет исследования - деятельность Департамента по обслуживанию банкоматов на примере ПАО Банк «Открытие».
Теоретической и методологической основой работы стали труды ведущих отечественных специалистов, таких как: А.А.Андреева, И.Т. Балобанова, Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, А.М., А.Г.Морозова, А.М. Тавасиева, посвященные теории и практики банковских услуг, а также организации работы банка с терминалами.
В круг рассматриваемых проблем вошли: сфера применения платежных терминалов, организация работы банка с терминалами, перспективы развития платежных терминалов.
Практическая значимость работы определяется возможностью реализации разработанных рекомендаций, которых позволит повысить эффективность работы банкоматов.
Глава 1. Дистанционное банковское обслуживание: общая
характеристика, сфера применения, достоинства и недостатки
1.1. Общая характеристика банкоматов
Банкомат - это аппаратно-программный комплекс, позволяющий принимать платежи платежным агентом от плательщика денежных средств в режиме самообслуживания без участия уполномоченного лица платежного агента. Для него характерны полная автоматизация и возможность контроля работы посредством Интернета или сети сотовой связи. Банкоматы приема платежей позволяют оплатить услуги мобильной связи, телевидения, Интернета, ввести средства в иные платежные системы и др. [15, с. 42]
Банкомат предназначен для:
- приема платежей за услуги мобильной связи, коммунальные услуги, Интернет-провайдеров, в счет погашения банковских кредитов;
- пополнения лицевых счетов в платёжных системах, счетов банковских карт.
Примеры использования банками своих карт представлены в табл. 1.
В литературе [4; 14 и др.] подчеркивается, что банкоматы - продукт российского происхождения. Первые банкоматы начали принимать платежи в 2002 - 2003 гг. В настоящее время изучением и анализом ситуации на рынке приема платежей через банкоматы в России занимается Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ), а также Ассоциация электронных денег, созданная в конце 2016 г.
Использование платежных терминалов уже давно превратилось из новомодного тренда в требование современности. Данные аппараты способствуют сокращению временных и финансовых затрат, связанных с содержанием и обслуживанием банковской (кредитной) организации, а также удаленных точек, расположенных в торговых и развлекательных центрах, других учреждениях с высокой проходимостью.
Оценка эффективности использования платежных терминалов в своей операционной деятельности подтверждает, что затраты на организацию и развитие собственной терминальной сети аналогичны открытию одного отделения или дополнительного офиса банковской (кредитной) организации. Но присутствие таких финансовых учреждений на рынке при использовании терминалов ощутимее, а операционная рентабельность – выше.
У традиционных моделей платежных терминалов есть одна общая характеристика – их стационарность, т.е. напольное или внутристенное размещение.
Функциональные возможности платежного терминала позволяют использовать его для формирования финансовых терминальных сетей как общего, традиционного пользования, так и для реализации узко нишевых проектов, для усовершенствования существующих финансовых сервисов.
Компактный терминал может использоваться для погашения обязательных платежей по кредитам, пополнения сбережений, осуществления денежных переводов, оформление заявки на кредит и т.д.
В конструктивных решениях наблюдается несколько преимуществ [13, с. 53]:
- использование платежного оборудования оптимизирует операционные расходы;
- технические особенности позволяют модифицировать базовую комплектацию оборудование, оснастить его карт-ридером, сканером штрих-кода, NFC считывателем;
- малый вес и компактные размеры позволяют легко транспортировать банкоматы;
- металлический корпус и запорные механизмы защищают платежное оборудование от взломов.