ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Цель, задачи и источники аудиторских доказательств
1.2 Аудиторские процедуры проверки нематериальных активов
1.3 Планирование аудиторской проверки
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА АУДИТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙТОРГ»
2.1 Экономическая характеристика предприятия
2.2 План и программа аудиторской проверки учёта нематериальных активов
2.3 Отчёт по результатам проверки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Каждое предприятие в процессе осуществления хозяйственной деятельности рано или поздно сталкивается с необходимостью проведения комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку эффективность деятельности организации во многом зависит от системы управления ресурсами, в том числе и нематериальными активами, особую актуальность приобретает такой инструмент экономического анализа и контроля, как аудит нематериальных активов.
Объектом исследования данной работы являются нематериальные активы, предметом исследования выступает рассмотрение методики проведения аудита учета нематериальных активов.
Цель работы - рассмотреть методику проведения аудита учета нематериальных активов.
Для достижения цели в работе должны быть выполнены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации аудита нематериальных активов;
привести технико-экономичскую характеристику ООО «Стройторг»;
составить план и программу проведения аудита нематериальных активов на ООО «Стройторг»;
составить отчёт по результатам аудиторской проверки для руководства ООО «Стройторг».
Для решения задач в работе использованы теоретические и методологические положения, изложенные в монографиях, справочной и учебной литературе российских ученых, а также материалы нормативно-законодательных актов, материалы периодических изданий, журналов «Бухгалтерский учет», «Аудиторские ведомости» и др.
Глава 1 Теоретические основы организации
аудита НЕматериальных активов на предприятии
1.1 Цель, задачи и источники аудиторских доказательств
В хозяйственной деятельности большинства предприятий нематериальные активы составляют сравнительно немногочисленную группу объектов учета и операции с ними не носят систематического характера. Поэтому аудиторские процедуры должны быть направлены, как правило, на сплошное изучение систем их учета и контроля.
Аудит нематериальных активов осуществляется на базе следующих нормативных документов:
- Гражданский кодекс РФ.
- Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
- Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 и
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000.
Для достижения цели аудита операций с нематериальными активами аудиторы должны решить ряд задач:
- изучить состав и структуру нематериальных активов, подтвердить право собственности на них;
- подтвердить первичную оценку систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета нематериальных активов;
- установить правильность отражения в учете операций с нематериальными активами;
- подтвердить достоверность начисления и отражения в учете амортизации по нематериальным активам;
- оценить качество инвентаризаций нематериальных активов.
Важная задача аудита нематериальных активов - установление соответствия применяемой предприятием методики учёта нематериальных активов требованиям нормативных актов, а также соответствующих стандартов и положений, устанавливающих правила их учёта.
1.2 Аудиторские процедуры проверки нематериальных активов
В соответствии с основными направлениями и задачами аудита нематериальных активов можно выделить четыре направления проверки:
- Операций учета поступления и создания нематериальных активов.
- Учета амортизации нематериальных активов.
- Учета выбытия нематериальных активов.
- Правильности налогообложения по нематериальным активам.
В начале проверки операций с нематериальными активами аудиторы должны убедиться, что объекты, которые отражены в составе нематериальных активов предприятия, в действительности являются таковыми, то есть имеют характерные для нематериальных активов особенности:
- отсутствие материально-вещественной формы;
- возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
- использование в производстве продукции (работ, услуг) либо для управленческих нужд предприятия;
- использование в течение длительного времени, то есть срока полезно го использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- предприятием не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
- способность приносить предприятию экономические выгоды (доход) в будущем;
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у предприятия на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор приобретения патента, товарного знака и т. п.).
Чтобы подтвердить принадлежность объектов к нематериальным активам, аудиторам следует на основании изучения первичных документов и учетных регистров сопоставить перечень числящихся на предприятии нематериальных активов с перечнем, утвержденным действующими нормативными актами.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) к нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на компьютерные программы, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения; деловая репутация предприятия и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанны соответствии с учредительными документами частью вклада учредителей в уставный (складочный) капитал предприятия).