Курсовая работа|Финансы

курсовая Государственная финансовая политика

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 47

Введение

Глава I. Сущность финансовой политики

1.1 Содержание и значение финансовой политики

1.2 характеристика механизма финансовой политики, его виды

Глава 2. Финансовая политика РФ

2.1 Анализ основных направлений  финансовой политики

2.2 Осуществление  и эффективность механизма финансовой политики

Глава 3. Пути совершенствования основных направлений финансовой политики и оптимизации механизма ее реализации

Заключение

Литература:

Приложения

 

Функции государства в экономике могут быть самыми разнообразными. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

Особенно ярко государственное регулирование экономики на современном этапе проявляется в сфере предпринимательства, так как именно данный сектор отечественной экономики развивается особенно быстрыми темпами. Очевидно, государственное управление финансами занимает центральное место в общей системе государственной политики и управления экономическими процессами.

В целом, в современной науке выделяют три понятия: финансы, финансовая система, финансовая политика. Финансы - это сложившаяся в обществе система экономических отношений но формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему.

В свою очередь, финансовая политика – это комплекс мероприятий, проводимый финансовой системой государства. Она может меняться. Так, в условиях кризиса финансовая политика, с одной стороны, направлена на остановку спада производства и стимулирование его развития; с другой - на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. п.

При переходе экономики от кризисного состояния к устойчивому развитию финансовая политика иная. Определяющим условием становится достижение устойчивого общеэкономического равновесного развития. Стабилизация макроэкономических показателей, сравнительно высокие темпы экономического роста, углубление экономических реформ, особенно в сфере государственных финансов, вызвали необходимость более глубокого анализа всех процессов, связанных с современным состоянием финансовой системы России, развитием государственных финансов, применения более тонких инструментов в управлении общественным сектором экономики и финансовой политики государства в целом.

Все указанные факторы и объясняют актуальность исследования государственной финансовой политики, которое и станет целью данной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:

- Рассмотреть содержание и значение финансовой политики;

- Дать характеристику механизма финансовой политики, его виды;

- Проанализировать основные направление финансовой политики в РФ;

- Исследовать особенности осуществление и эффективность механизма финансовой политики;

- Выделить основные пути совершенствования основных направлений финансовой политики и оптимизации механизма ее реализации.

 

Глава I. Сущность финансовой политики

1.1 Содержание и значение финансовой политики

Система управления государственными финансами, направлен­ная на достижение определенных стратегических и тактических це­лей, строится на основе финансовой политики, которая является со­ставной частью экономической политики. Практически она реализуется через систему разработанных на определенный пе­риод времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному исполь­зованию для выполнения государством своих функций. Для осуще­ствления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты и институты, наделенные соответ­ствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относи­тельно свободного движения капитала и других ограниченных ресур­сов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Обзор литературы свидетельствует, что в период перехода к рыночным отношениям вопросам проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Вместе в тем эти проблемы в теоретическом плане освещены недостаточно. Отсутствие на страницах печати необходимой, по нашему мнению, дискуссии по теоретическим вопросам финансовой политики является основной причиной того, что в настоящее время в экономической литературе отсутствует единство мнений по определению и содержанию финансовой политики.

В теоретических разработках ученых за последние годы в определении финансовой политики обращается внимание как на роль государства в мобилизации финансовых ресурсов, так и на формы и методы организации финансов.

Одни экономисты определяют финансовую политику как «совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач»[1].

Другие же считают, что «финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов»[2].

Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности государства в области финансовых отношений, направленную «…на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития»[3].

Последнее определение увязывает финансовую политику с реализацией государственных программ, т.е. только затрагивается финансовый механизм, посредством которого государство влияет на социально-экономические процессы в обществе.

Анализ многих рассмотренных определений «финансовой политики» показывает, что их авторы не увязывают непосредственно финансовую политику с финансовым механизмом ее реализации.

По существу, все определения финансовой политики в той или иной мере указывают на ее цель, а именно: на полную мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, увеличение их объема и эффективности использования.

Обобщение и анализ научных публикаций российских экономистов по вопросу определения финансовой политики позволяет нам высказать свою точку зрения по этому вопросу.

Можно резюмировать, что финансовая политика государства есть совокупность научно разработанных и проводимых в жизнь направлений, мер и путей по полному и эффективному использованию финансового механизма в реализации программ и задач экономического и социального развития общества. [4]

Содержание финансовой политики определяется:

  • соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией регулирующей роли государства в области фи­нансов;
  • разработкой основных направлений и целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечива­ющих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
  • осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.

Новейшая история знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово-директивную, регулирующую. В основе каждой из них лежат соответствующие экономические теории.

Классическая теория отводила государству практически «роль ночно­го сторожа». Основа финансовой политики, по мнению классиков, - это достижение полной свободы рыночных отношений. Рынок - главный ре­гулятор, обусловливающий во всех случаях экономический рост и сбалан­сированность ресурсов общества. Государство должно обеспечить функци­онирование рынка определенными правовыми нормами и стремиться к минимизации всех государственных расходов, представляющих собой до­полнительные издержки для предпринимателя.

Планово-директивная теория в качестве основополагающей выдвига­ла систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономи­ки. Перераспределение денежных ресурсов в системе государственных фи­нансов и государственных предприятий происходило в пропорциях, стро­го определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Система была ориенти­рована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия междуна­родного движения капитала.

Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая те­ория Дж.М. Кейнса и его последователей, исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).

1.2 характеристика механизма финансовой политики, его виды

сочетание финансовой стратегии и тактики и есть финансовый механизм, с помощью которого и происходит реализация финансовой политики государства.

Финансовая политика является субъективной, надстроечной категорией. Но в то же время она носит объективный характер, т.к. определяется объективными экономическими законами развития общества. Хотя финансовая политика и порождается экономическими отношениями и развивается на основе характера и степени использования производственных факторов, по сути своей она субъективна, так как полезность, эффективность и результативность ее выводится из оценки людей. В этом смысле нам представляется оправданной позиция многих западных экономистов, рассматривающих финансовую политику в конкретной плоскости как систему управленческих решений, систему управления финансами. Ниже представлена схема, иллюстрирующая это положение, и демонстрирующая место финансового механизма в общей финансовой политике государства. (см. рисунок 1).

Действительно, финансовая политика не может быть плохой или хорошей: она может быть эффективной или нет; соответствовать интересам определенных групп людей или интересам всего общества; способствовать достижению поставленных целей и конкретных задач.

Переход к рыночной экономике требует исследований финансовой политики на макро- и микроэкономическом уровнях, так как финансовая политика опирается на экономическую основу общества, отражает ее, что предполагает анализ использования всей совокупности финансовых отношений, объема и емкости финансового поля с учетом финансового риска, требует законодательной правовой основы способов реализации финансовой политики, обоснования и поддержания ее оптимальности, то есть необходим прогноз результата финансовой политики.

В реализации финансовой политики России в XXI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международ­ных финансовых институтов и фондов.

Финансовая политика России, реализуемая посредством финансового механизма, становится более предсказуемой и целенаправленной.

Тем не менее, нельзя не отметить, что в ее реализации есть много противоречивых моментов. В частности, она ориентирована на срав­нительно краткосрочный период (два-три года), предпочтение отда­ется стабилизации макроэкономических показателей и недостаточ­но обеспечивается сдерживание инфляции. Резкой критике подвер­гается политика Минфина России по увеличению профицита бюджета и стабилизационного фонда при крайне незначительном ежегодном снижении налогового бремени (не более 1% в год), что трудно объяснить, например, при планируемом на 2014 г. профиците бюджета ~ в 800 млрд руб. и величине стабилизационного фонда свы­ше 750 млрд руб.

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового аппарата, т.е. определенной структуры органов управ­ления государственными финансами, которая будет рассмотрена в следующем параграфе.

[1] Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова Н.И. Финансы на макроуровне. М.: Высшая школа, 2008. С. 20

[2] Финансы. Учебник / Под ред. М.В. Романовского. М.: Изд-во "Перспектива", изд-во "Юрайт", 2010. С. 86

[3] Финансы. Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, Финансы, Москва, 2009. С. 31

[4] Романова Т.Ф., Финансовая политика государства, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма // Финансовые исследования. № 4 2001 г.

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенарод­ным голосованием 12 декабря 2003 г. // Российская газета. 2003. 25 дек.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 2008 г. // Собрание законодательства РФ. 2008. № 31. Ст. 3824.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2010 г. // Собрание законодательства РФ. 2010. № 32. Ст. 3340.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31  июля 2008 г. // Собрание законодательства РФ. 2008. № 31. Ст. 3823.
  5. Закон «О денежной системе Российской Федерации» от 25 сентября 2011 г.
  6. Инструкция Центрального Банка № 56 от 25.03.2015 г. «Положение о проведении кассовых операций кредитных организаций на территории Российской Федерации».
  7. Указ Президента «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» от 23.05.2012 г. №1006.
  8. Федеральный закон «О валютном регулировании и контроле» от 09.10.2008
  9. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год» от 26.12.2013 N 189-ФЗ
  10. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год» 23 декабря 2012 года N 173-ФЗ
  11. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год» от 23.12.2003 N 186-ФЗ

Литература

  1. Александров И. М. Налоговые системы России и зару­бежных стран. М.: Бератор-Пресс, 2011
  2. Бабич А.М., Павлова М.Н. Государственные и муниципальные финансы. М., 2012
  3. Бюджетная система Российской Федерации, М., 2014
  4. Балабанов И.Т., Банки и банковское дело. М., 2013
  5. Банки и небанковские кредитные организации, М., 2012
  6. Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова. - М., 2003
  7. Борзунова О. А. Правовые вопросы совершенствования налоговой системы // Финансы, №7, 2013
  8. Волкова Н.Д. Налоговая система России: учебное пособие/Н.Д. Волкова, С.С. Лихтерман, М.А. Ревазов. - 2-е  изд ., перераб и доп. -М.:  МГУ , 2010
  9. Брызгалин А. В. и др. Методы налоговой оптимизации. М.; 2001.
  10. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Я. и др. Ком­ментарий изменений и дополнений к Налоговому кодексу РФ. Часть первая / Под ред. А. В. Брызгалина, М., 2009.
  11. Бюджетная система РФ / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрист, 2010.
  12. Вылкова Е. С. Налогообложение банков и иных финан­совых посредников. СПб., 2008.
  13. Выскребенцев И. К., Сенокосов Л. Я. Все о налогах за природопользование земельными, водными, минеральносы-рьевыми ресурсами и имуществом. М., 2009.
  14. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ, М., 2011
  15. Горегляд В.П. Перспективы и тенденции развития бюджетной системы Российской Федерации. М.., 2011
  16. Дадашев А. З., Финансовая система России, М., 2003
  17. Горский К. В. «Некоторые параметры налоговой реформы». Журнал «Финансы», № 2, 2012.
  18. Грузин П. П. Совершенствование налогового законодательства - путь повышения эффективности админист­рирования налога на доходы физических лиц // Финансы, № 6, 2012
  19. Котов О.Ю., Бюджетная система Российской Федерации, М., 2013
  20. Родионова В.М. Современный этап реформирования бюджетной системы России // Вестник ФА, № 7 2003 г.
  21. Центральные банки и банковские системы зарубежных стран: Сборник статей. Ч. 1. - М.: Центр подготовки персонала ЦБ РФ, 2013
  22. Чернова Е.Г., Иванов В.В., Базулин Ю.В. и др., Финансы, деньги, кредит. М., 2013
  23. Шемятенков В. Г., Европейская интеграция, М., 2003
  24. Центральный Банк РФ (Банк России) // www.cbr.ru
  25. Данные Федеральной службы государственной статистики // www.gks.ru

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Финансы
2013 год 42 стр.
Курсовая по финансам СибГУТИ
Telesammit
Курсовая работа Финансы
2010 год 53 стр.
Курсовая работа на тему: «Финансовый контроль»
diplomstud
Курсовая работа Финансы
2013 год 36 стр.
Курсовая Безналичные расчеты в России
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское