Французский социолог Конт Огюст и его подвижники существенно обогатили предмет науки своими трудами. Огюст Конт был выдающимся философом, социологом, основателем школы позитивизма, и ввел в употребление сам термин «социология». Основными трудами стали «Курс позитивной философии» в шести томах (1830-1842), «Система позитивной политики» в четырёх томах (1851-1854). В Англии позитивизм был представлен и развит в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 - 1873)
Создатель позитивизма, О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философией.
Это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название «философии». Она сводится к общим выводам из естественных и общественных наук. Поскольку позитивизм не имеет дела с философскими проблемами он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки философии, к которым относятся претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает на вопрос «почему», а не на вопрос «как». Последовательное развитие этого тезиса ведет к точке зрения феноменализма. Но, наряду с субъективно-идеалистической тенденцией, позитивизм сохраняет некоторые элементы естественнонаучного материализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 века. Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию, утверждает, что любая научная истина относительна, неполна.
Позитивизм предполагает два коренных преобразования: в сфере науки - отказ от метафизических наслоений. Существует объективная необходимость разработки общенаучных методов познания, а также раскрытия связи между отдельным науками, создания системы научного знания.
Методология позитивизма оказала сильное влияние на развитие естественно-научных и социальных исследований.
Обращение позитивистской философии к проблемам новейших логико-математических исследований делает ее притягательной для ученых и по сей день. В этом и состоит актуальность изучаемой темы.
Цель исследования – провести анализ индуктивной социологии Дж. Милля.
Задачи исследования:
- Рассмотреть формирование методологии позитивизма;
- Рассмотреть особенности системы силлогистической и индуктивной логики Милля;
- Изучить социально экономические взгляды Дж. Милля;
- Рассмотреть влияние позитивистской методологии на социологические исследования в России.
Предметом исследования является индуктивный позитивизм Дж. Милля.
Объектом исследования выступают особенности индуктивной социологии Дж.Милля.
Методы исследования: общетеоретические: историографический, сравнительный анализ; понятийно-терминологический анализ литературы.
1. Формирование методологии позитивизма
1.1 Развитие позитивизма
Позитивизм - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 - 1857). Во Франции этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 - 1873) и Герберта Спенсера (1820 - 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 - 1893) и Эрнст Геккель (1834 - 1919), в России - Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров.
Эти философы относятся к «первому позитивизму». «Второй позитивизм» связан с деятельностью Э. Маха (1838 - 1916) и Р. Авенариуса (1843 - 1896), немецких ученых, называвших свою философию эмпириокритицизмом, с деятельностью французского ученого А. Пуанкаре (1854 - 1912).
Идеи позитивизма были подхвачены и преобразованы в трудах Бертрана Рассела (1872 - 1970), Рудольфа Карнапа (1891 - 1970), Мориса Шлика (1882 - 1936), Людвига Витгенштейна (1889 - 1851).[1]
Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма. В дальнейшем идеи представителей неопозитивизма нашли развитие в трудах постпозитивистов (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.).
Основные идеи позитивизма нашли отражение в шеститомном труде О. Конта «Курс позитивной философии» (1830 - 1842), в работе «Дух позитивной философии» (1844) и в труде «Система позитивной политики» (1852 - 1854).
Огюст Конт разработал принципы позитивной философии и социологии.
О. Конт формулирует три закона:
1) закон «трех стадий»;
2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению;
3) энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук.
Конт полагал, что в обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Он писал, что человечество проходит три стадии своего интеллектуального развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Но человечество проходит и три стадии своего технического развития: традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное. Первое определяется теологией, второе – метафизикой, а третье – наукой. В законе «трех стадий», или «двойственной эволюции», содержится очень ценная идея взаимосвязи знаний и социально-экономического развития общества.
«Таков закон трех стадий - ключевое понятие философии Конта. Этот закон подтверждает и развитие человека (каждый из нас, - теолог в детстве, метафизик в юности и физик в зрелости)». Этот закон, согласно Конту, применим для объяснения развития самых разных явлений общественной жизни.[2]
Конт полагал, что позитивная философия должна представлять окончательное состояние человеческого ума, ибо наблюдение – это универсальный метод приобретения знаний. Развитие науки Конт понимает как накопление полученных знаний и законов. Знания предстают как описательные знания и противопоставляются тенденции объяснения. Познание у Конта не идет дальше эмпирического мира, т.е. мира феноменов, что сразу же заметил другой видный позитивист, английский философ Дж. Ст. Милль (1806–1873). Он продолжил основные идеи О. Конта.
Взгляды Милля оказали большое влияние на английского философа Герберта Спенсера (1820–1903). Он опубликовал проспект десятитомного издания «Система синтетической философии», включавшего его произведение – «Основные начала». По Спенсеру, философия – это научное знание, а не сумма наук. Специфика этого знания в отличие от знания положительных наук состоит в том, что философское знание – это «знание вполне объединенное», в то время как у наук знание «отчасти объединенное».[3]
Требования, которые были выработаны позитивистами к философскому методу познания, заслуживают пристального исследования. Позитивизм предложил совокупность познавательных средств, методов, приемов для лингвистики и семантики, социологии и биологии, физики и информатики.
Конт, Милль и Спенсер дали свое заслуживающее внимания видение научного знания. Так, классификации наук, данные Контом и Спенсером, показывают, что познание мира науками осуществляется с разной степенью абстрактности. Первая основная наука – математика. Математике позитивизм отводит важное место в методологии всех наук, придавая количественным методам исследования первостепенное значение. В классификации Конта отсутствует наука логика, значение которой он явно недооценил. Но Спенсер этот пробел в позитивистской методологии исправил: к абстрактным наукам, изучающим формы явлений, он относит не только математику, но и логику.
Позитивизм предлагает анализировать конкретные и всеобщие характеристики познавательной деятельности. Спенсер делил науки на абстрактно-конкретные (механика, физика, химия.) и конкретные (астрономия, геология, биология, психология, социология.
Выяснение смысла научной деятельности – заслуга позитивистской методологии. Сегодня проблема смысла научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности означает рассмотрение науки с точки зрения практики, общества, культуры, человека. И хотя позитивизм ориентируется преимущественно на естественные науки и их методы, он поставил проблему рационализации научной деятельности и самой философии.
Среди проблем, которые рассматривает позитивизм – проблема собственно философской методологии и ее роль в научном познании. Позитивизм шел к решению проблемы в рамках логики развития самой науки, ее методов познания: описания и анализа этапов научного исследования, языка науки, исследовательских принципов, подходов и концепций, выявления сферы применимости отдельных процедур и методов.[4]
Позитивизм содействовал развитию философии науки, которая подчеркивает, что философия вовсе не обладает исключительным правом на истину и ее надо рассматривать на равных основаниях с наукой. Всякая наука представляет собой систему идей, время от времени испытывающих концептуальную перестройку. Философия отличается тем, что вырабатывает систему наиболее общих идей.
По мнению О. Конта, для преодоления кризисного состояния общества оно должно быть исследовано с помощью науки. При этом «научная социология призвана стать единственным прочным фундаментом для реорганизации общества и преодоления социальных и политических кризисов, переживаемых долгое время нациями». Термин «социология» был введен Контом. Он считал себя создателем этой науки.
Согласно Конту, социология завершает свод наук, которые он делит на абстрактные, или общие, и конкретные, или частные.
[1] Фролов, С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. [Текст] / С.С. Фролов. - М.: Наука, 1994 – С. 102
[2] Кравченко, А.И. Социология. [Текст] / А.И. Кравченко - М. - Екатеринбург, 2000. – С.57
[3] История социологии: Кн. 1. История социологии (XIX- первая половина ХХ в.). Учебник [Текст] / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С.104
[4] История философии: Запад - Россия - Восток. Книга третья: Философия XIX - XX в. Учебник [Текст] / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. - М.: Греко-латинский кабинет, 1998. – С.97
1.Оригинальные произведения
1.1 Милль, Д.С. Система логики силлогистической и индуктивной. Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования: Перевод с английского [Текст]/ Милль Д.С.; Пер. под ред. и с предисл: Ивановский В.Н. - М.: Маг. «Кн. Дело», 1900. - 813 c.
2.Учебная литература
2.1. Алексеев, А.Н. Применение метода включенного наблюдения в комплексном социальном исследовании//Молодежь. Образование, воспитание, профессиональная деятельность [Текст]/ А.Н. Алексеев. - Л.: Наука, 1973. - С. 66–67.
2.2 Батыгин, Г., Подвойский, Д. История социологии: Учебник [Текст]. - М., 2007. - 444 с.
2.3 Гаранина О.Д. История и философия науки. Часть 1. Учебник [Текст]. - М.: МГТУГА, 2007. - 128 с.
2.4 Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов [Текст] / А.Б. Гофман. - М.: Книжный дом «Университет», 1997. - 224 с.
2.5 Зборовский, Г.Е. История социологии [Текст] / Г.Е. Збровский. - М.: Гардарики, 2004. - 608 с.
2.6 История социологии [Текст]: в 3 кн. Кн.1. История социологии (ХIХ – первая половина ХХ в.) / Под ред. Добренькова. – М.: ИНФРА-М., 2004. – 592 с.
2.7 История философии: Запад - Россия - Восток. Книга третья: Философия XIX - XX в. Учебник [Текст] / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. - М.: Греко-латинский кабинет, 1998. - 448 с.
2.8 Калашников, А.В. История позитивизма [Текст] / А.В. Калашников. – М.: Приор, 2001. – 390 с.
2.9 Кириллов, В.И., Старченко, А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. [Текст] / В. И. Кириллов, А.А. Старченко - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 256 с
2.10 Кравченко, А.И. Социология. [Текст] / А.И. Кравченко - М. - Екатеринбург, 2000. – 258 с.
2.11 Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. [Текст] / С.С. Новикова- М., Воронеж: МОДЭК, 2000. - 464 с.
2.12 Фролов, С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. [Текст] / С.С. Фролов. - М.: Наука, 1994 - 256 с
2.13 Чамокова Э.А., Чеснокова В.Ф. Фокусированное интервью в исследовании восприятия искусства. [Текст]/ Э.А. Чамокова, В.Ф. Чеснокова. - М., 1977. - С. 63.
2.14 Ядов, В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы [Текст]/ В.А. Ядов. - М.: Наука, 1987.- С. 52