Введение
Глава 1. Исследование национального вопроса стран Балтии
1.1 Национальный вопрос в Прибалтике: общая характеристика
1.2 Этнические разногласия и проблемы интеграции
1.3 Политика национальной интеграции в Латвии, Литве и Эстонии
Глава 2. Миграционные процессы в независимых государствах: Эстонии, Латвии, Литве после распада СССР
2.1 Особенности миграционной политики в странах Прибалтики после распада СССР
2.2. Отношения России и стран Прибалтики: проблемы и перспективы
Глава 3. Специфика миграционной политики Литвы, Латвии и Эстонии на современном этапе
3.1. Миграционная политика Эстонии в XXI веке
3.2. Специфика миграционной политики современной Латвии
3.3. Миграционная политика Литвы на современном этапе
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Миграция открывает огромные возможности как для принимающих, так и для направляющих стран, если они обеспечивают ее регулирование с помощью политики и программ, которые защищают права мигрантов, запрещают дискриминацию и ксенофобию и поощряют интеграцию мигрантов в принимающее общество.
Миграция населения – объективный социально-экономический процесс, экономической основой которого является развитие и размещение
производительных сил и связанное с ним территориальное перераспределение населения и трудовых ресурсов.
Миграция рабочей силы это любая миграция, в которой участвует
трудоспособное население, перемещаясь из одних населенных пунктов в
другие вне зависимости от продолжительности, регулярности и конечной
цели.
Три страны Балтии - Эстония, Латвия и Литва прошли сквозь многие испытания за полвека с 1939 по 1991: первоначальную советскую оккупацию, массовую депортацию в ГУЛАГ в 1941, немецкую оккупацию и военные разрушения, уничтожение сообществ балтийских евреев в Холокосте, возвращение советской оккупации и очередную аннексию в конце Второй мировой войны, свирепые операции против повстанцев и новые волны массовой депортации в конце 1940-х, а также несколько десятилетий жесткого советского правления.
Однако с августа 1991 года три балтийские страны обрели независимость и находятся в большей безопасности, чем в любой другой период своей истории. У этих стран близкие связи с США, и они интегрированы в ключевые политические, военные и экономические западные структуры, такие как Организацию Североатлантического договора (НАТО), Европейский Союз (ЕС), Всемирную Торговую Организацию (ВТО), и Организацию экономического сотрудничества и развития. Кроме того, Эстония является одним из немногих членов Еврозоны, сумевших в условиях кризиса удержать параметры бюджета в допустимых рамках, чтобы добавило стране авторитета.
Одновременное вступление стран Восточной Европы (страны Евро-8) в
Европейский Союз (страны Евро-15), начиная с 2004 г., значительно
увеличило поток рабочих из стран Евро-8 в страны Западной Европы.
Исторически сложилось, что современные республики Прибалтики большую
часть своей истории входили в состав того или иного государства, и
этнический состав населения на протяжении длительного периода
подвергался влиянию переселенческих движений.
Наибольшую активность миграционные процессы начали приобретать
именно в 20 веке. Приобретая все большее значение, миграционные
процессы являются одним из наиважнейших фактором развития населения
республик Балтии.
Национальный вопрос играет значительную роль в развитии обстановки на Балтийском направлении. Наряду с титульным большинством в Латвии, Литве и Эстонии традиционно проживают другие национальные общины, численность которых составляет около тридцати процентов населения региона. Напряженность в отношениях между титульным и не титульным населением сегодня проявляется не столь остро, как в первые годы постсоветского периода, однако ущемление прав национальных меньшинств, которые в своей массе являются русскоязычными, продолжается.
С 1991 года все три балтийские страны стали демократическими государствами со свободными и полноценными выборами, частой сменой исполнительной власти, живой политической конкуренцией и свободной общественной полемикой, уважающими гражданские права и свободы.
Сегодня многие трудности во взаимоотношениях России с ее прибалтийским соседями возникают из-за не разработанности как общих, так и частных вопросов, из-за отсутствия теории и методологии анализа проблем, имеющих нередко древние исторические, культурные и национальные корни.
Таким образом, представляется актуальным рассмотреть миграционную политику стран Прибалтики в историческом аспекте и с учетом современных тенденций, связанных, в первую очередь, с вступлением в Европейский Союз.
Цель данной работы - изучение миграционной политики стран Прибалтики и определение значимости миграционных движений для развития данных государств.
Объект исследования – миграционная политика Прибалтики.
Предмет исследования - миграционные процессы и их влияние на
этническую структуру населения и политику республик Прибалтики.
Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что до сих пор попытки проследить динамику развития, становление и осуществление внешней политики России в странах Прибалтики, практически не предпринимались никем в период развития современной России. Это связано прежде всего с тем, что после распада СССР зона влияния и зона интересов российского государства уменьшилась. Особенно это касается отдаленных территорий. Поэтому в российской источниковой базе крайне мало исследований и материалов по проблеме политического влияния России в регионах стран Прибалтики.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выводы, сделанные в ходе научного исследования, могут быть использованы при анализе современного положения дел в странах Прибалтики. Основные выводы исследования могут быть также востребованы при анализе последствий, что, в свою очередь, представляет серьезную угрозу для государственной безопасности российского государства.
Глава 1. Исследование национального вопроса стран Балтии
1.1 Национальный вопрос в Прибалтике: общая характеристика
Как и многие бывшие советские республики, три страны Балтии были поражены демографическим спадом после 1991 года. В годы советского правления с 1945 по 1990 население трех балтийских стран увеличивалось с каждым годом. В Латвии и Эстонии рост численности населения практически полностью шел за счет притока этнических русских (и небольшого количества представителей других славянских национальностей), чей переезд поощрялся советским режимом. Самый большой приток русских произошел в первые пять лет после Второй мировой войны; рассекреченные документы показывают, что советские лидеры рассматривали это переселение как средство ужесточения советского контроля. Число этнических эстонцев в Эстонии и этнических латышей в Латвии выросло незначительно с 1945 года. Только в Литве сложилась иная ситуация. Относительно небольшое количество этнических русских переехало в Литву после Второй мировой войны, а прирост населения за счет этнических литовцев был значительным и составил основную часть увеличения населения в Литве в советское время [6].
Демографические тенденции в трех странах Балтии в постсоветскую эпоху были однородными. Но сейчас население всех трех стран резко и неуклонно снижается.
Спад в Эстонии и Латвии частично объясним оттоком этнических русских, но массовый отъезд русских был значимым фактором лишь в первой половине 90-ых. Этнические эстонцы и латыши также эмигрировали в количествах, намного превосходящих приток вернувшихся после распада Советского Союза. Всего за двадцать лет с 2001 до 2011 более 200 000 латышей уехали из страны. Кроме того, уменьшение населения объясняется тенденциями рождаемости и смертности в трех странах. Общий коэффициент рождаемости во всех трех странах резко упал после 1990 и снижался на протяжении 1990-х, достигнув минимального показателя в 1998 году. Несмотря на то, что рождаемость возросла с конца 1990-х, этот показатель все еще ниже коэффициента замещения. Таким образом, в период независимости население всех трех стран уменьшилось как минимум на 15-20 процентов. Более того, центральные статистические бюро в трех странах прогнозируют дальнейший стабильный спад по крайней мере до 2050 года, что приведет к общей депопуляции региона, сопоставимой со стремительным снижением численности населения во время Второй мировой войны.
Эти демографические тенденции уже привели к депопуляции сельских районов. Не так сильно сократилось городское население, хотя отток в пригороды изменил характер урбанизации (явление характерное для всей Европы). Балтийские страны глубоко озабочены демографическими тенденциями постсоветского периода, в том числе отъездом молодых и высокообразованных эстонцев, латышей и литовцев в другие страны Европейского Союза или Северной Америки. Несмотря на то, что многие из этих молодых людей заявляют, что намерены вернуться домой в будущем, пока лишь немногие приехали обратно.
В 1991 году новые независимые страны Балтии уже причислялись к группе самых маленьких стран Европы (лишь Лихтенштейн, Исландия, Мальта и Люксембург меньше, чем Эстония). Прогнозы неуклонного демографического спада до 2050 года ставят вопрос о жизнеспособности трех балтийских стран в качестве независимых государств.