Введение
Глава 1. История гвардейских экипажей ВМФ России
1.1 История создания гвардейских экипажей ВМФ
1.2 История Гвардии Флота Союза ССР
Глава 2. Военные подвиги героических кораблей Военно-морского флота, удостоенных звания «гвардейских», в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
2.1 Героические корабли и соединения кораблей Военно-морского флота СССР в период 1941-1945 гг.
2.2 Военные подвиги героических кораблей ВМФ СССР удостоенных звания «гвардейских», в Великой Отечественной войне
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Актуальность исследования. Словосочетание «русская гвардия» всегда означало «лучшие из лучших». С XVIII века и по сей день слово «гвардеец» – похвала, а гвардейские знамена и ленты – предметы законной гордости для тех, кто их носит. Но был в отечественной истории недолгий момент, когда ее армия и флот лишились гвардии в традиционном смысле, как самых лучших боевых частей: на смену им пришла Красная гвардия – вооруженные отряды пролетариата, ставшие главной опорой зарождающейся советской власти.
Только в годы Великой Отечественной войны, когда вся страна поднялась на борьбу с врагом, гвардейцы вновь вернулись в армию и на флот. Первые сухопутные части получили звания гвардейских в знак признания их воинской доблести 18 сентября 1941 года. А 3 апреля 1942 года первые гвардейцы появились и в военно-морском флоте.
Советский Военно-Морской Флот внес достойный вклад в общее дело победы над ненавистным врагом. Более 400 тысяч военных моряков сражались на всех фронтах боевых действий, обороняли Киев и Одессу, Ленинград и Москву, Севастополь и Сталинград, сражались у стен Новороссийска и в Керчи.
Цель данного исследования заключается в рассмотрении роли героических кораблей Военно-морского флота удостоенных звания «гвардейских» в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Определенная цель обусловила постановку следующих задач исследования:
- Рассмотреть историю создания гвардейских экипажей ВМФ России.
- Рассмотреть историю создания Гвардии Флота Союза ССР.
- Рассмотреть Героические корабли и соединения кораблей Военно-морского флота СССР в период 1941-1945 гг.
- Описать наиболее известные заслуги и военные подвиги героических кораблей ВМФ СССР удостоенных звания «гвардейских», в Великой Отечественной войне.
Степень изученности. В средствах массовой информации немало рассказывалось о военных подвигах героических кораблей ВМФ в годы борьбы с фашизмом. Много страниц посвятили подводникам в своих воспоминаниях видные военачальники Военно-Морского Флота (ВМФ) адмиралы Н.Г. Кузнецов, А.Г. Головко, Ю.А. Пантелеев, В.Ф. Трибуц и др.
В данном исследовании мы опирались на труды таких историков-исследователей, как, М. Данченко, С.М. Зусманович, А. Федотенко, А. Чернышев, Н.В. Шишкова и др., а также на данные сети Интернет.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. История гвардейских экипажей ВМФ России
1.1 История создания гвардейских экипажей ВМФ
Само слово «гвардия» происходит от итальянского guardia, что означает «караул».
Лейб-гвардией традиционно называлась элитная часть войск, которым доверялась защита и охрана монарха, а также других высочайших особ (от немецкого leib – «тело»). Отличная выучка, высокий профессионализм и твердое следование полковым традициям были отличительными признаками русской гвардии с момента ее возникновения на рубеже XVII–XVIII веков вплоть до участия в Гражданской войне и пребывания в эмиграции в ХХ веке.
Обычно рождение русской морской гвардии связывают с императорским указом от 16 февраля 1810 г., которым был учрежден Гвардейский флотский экипаж как самостоятельная морская часть гвардии. В состав его вошли команды придворных гребцов и придворных яхт. Это обстоятельство дает право относить появление русской морской гвардии к более отдаленной эпохе – к царствованию Петра Великого, когда была сформирована Придворная гребецкая команда [2].
Императорским указом 1810 г. экипаж был причислен к гвардии и состоял сначала из 4-х строевых рот, музыкантского хора и артиллерийской команды общей численностью 410 человек. Ему было пожаловано знамя сухопутного гвардейского образца, увеличено жалованье и изменена форма: летняя такая же, как у личного состава флота, и зимняя пехотная, похожая на форму сухопутных полков гвардии. Для пополнения в гвардейский флотский экипаж были взяты лучшие офицеры и нижние чины из флота. Офицерский состав переводился сюда за отличие по службе, так как при издании Положения об экипаже было принято, чтобы люди назначались туда как бы в награду. При выборе офицеров и нижних чинов для службы окончательное решение по каждому кандидату принимал государь [9].
В войне 1812 г. Гвардейский флотский экипаж участвовал в сражениях при Бородине и Красном, а при переходе русских войск в контрнаступление обеспечивал переправы через реку Протву. В историческом Бородинском сражении 26 августа 1812 г. у стен Москвы моряки-гвардейцы уничтожили полк дивизии генерала Дельсона и своей артиллерией громили солдат французских маршалов Даву, Нея, Жюно и кавалерию Мюрата. За доблесть и подвиги, проявленные в сражении 17–18 августа 1813 г. у Кульм (ныне Хлумец, Чехия), экипаж был удостоен высокой боевой награды – Георгиевского знамени с надписью «За оказанные подвиги в сражении 17 августа 1813 г. при Кульме». Вместе с армией экипаж прошел путь от Бородина до Парижа. Однако награждение столь высокой наградой не отразилось на флагах кораблей гвардейских экипажей. Именно это и исправил Александр I своим указом от 5 июня 1819 г., который начинался словами: «В память сражения при Кульме...» Далее объявлялось, что отныне отличием судов гвардейских экипажей становится трехцветный вымпел с Андреевским флагом в головке, на центр креста которого наложен красный щит с изображением Георгия Победоносца. Это был Георгиевский вымпел. Другим отличием стал Георгиевский адмиральский флаг, имевший полотнище Андреевского флага, но с упомянутым щитом в центре. Этот флаг был предназначен для подъема на кораблях гвардейских экипажей при нахождении на борту должностных лиц адмиральского чина. В обычных условиях все корабли Гвардейского экипажа на кормовом флагштоке несли Андреевский флаг, как и все другие корабли Российского императорского флота [6].
Первым кораблем Гвардейского экипажа России стал 74-х пушечный парусный линейный корабль «Азов», которым командовал капитан 1 ранга М.П. Лазарев, в будущем известный флотоводец. Он участвовал 8 октября 1827 г. в знаменитом Наваринском сражении объединенного флота России, Англии и Франции против турецко-египетского флота.
Сражаясь одновременно с пятью турецкими кораблями, «Азов», уничтожил четыре, а пятый, 80-пушечный линейный корабль под флагом командующего неприятельским флотом, заставил выброситься на мель. В этом бою особенно отличились офицеры «Азова» лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.И. Истомин. Из 600 человек экипажа «Азова» 153 были убиты и ранены. В корпусе «Азова» насчитали потом 153 пробоины, в том числе семь подводных. Но героический линейный корабль не вышел из боя, пока враг не был разгромлен. Самая высокая награда за успешные боевые действия в этой битве и была пожалована именно «Азову» – кораблю вручили Георгиевский адмиральский флаг (как кормовой флаг) и Георгиевский вымпел. «В честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов», – так было сказано в императорском указе [2].
Почти через два года, 14 мая 1829 г., за беспредельную доблесть, проявленную экипажем, кормового Георгиевского флага и вымпела был удостоен знаменитый бриг «Меркурий». После Крымской войны (26.11.1856 года) все экипажи Черноморского флота (с 29-го по 45-й) были награждены георгиевскими знаменными флагами с надписью: «За оборону Севастополя с 13 сентября 1854 г. по 27 августа 1855 г.». Так создавалась боевая слава, и закладывались традиции российской гвардии. Русская гвардия родилась в пламени орудийных вспышек, в густом пороховом дыму боев. Пламя выстрелов – оранжевое, а пороховой дым – черный. Таковы и традиционные цвета матросских лент на бескозырках в Гвардейском экипаже и лент на военно-морских флагах нынешних гвардейских кораблей [9].
С 1870 г. трехцветный Гвардейский вымпел был заменен на белый и просуществовал до 1917 г. Он развевался на мачтах яхт «Царевна», «Марево», «Штандарт», «Полярная звезда», «Стрела» и «Александрия». Под этим вымпелом героически сражались и погибали в Цусимском бою эскадренный броненосец «Император Александр III» и крейсер «Адмирал Нахимов».
Последними кораблями, носившими Георгиевский вымпел, были крейсеры «Олег» и «Светлана», два эсминца и императорская яхта «Штандарт».
Мы привыкли читать в энциклопедических изданиях, что линейный корабль «Азов» и бриг «Меркурий» были награждены георгиевскими кормовыми флагами. Но это не так. Учитывая героизм их экипажей, «Азову» и «Меркурию» было предписано в качестве кормового поднимать адмиральский Георгиевский флаг, а экипажи причислить к гвардейским со всеми вытекающими отсюда льготами. За всю последующую историю России более ни один военный корабль Российского флота не получил этого отличия. Даже крейсер «Варяг», все члены экипажа которого стали георгиевскими кавалерами, после возвращения в состав Российского флота поднял только Георгиевский вымпел.
Георгиевский же флаг могли нести только корабли, названные в память о прежних подвигах – «Память Азова» и «Память Меркурия» [6].