Введение
Глава 1. Состояние подводного флота ВМФ России на момент начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
1.1 Создание подводного флота ВМФ России
1.2 Подводные силы Советского Союза к началу Великой Отечественной войны
Глава 2. Советский подводный флот. Боевая результативность в годы Великой Отечественной 1941 – 1945 гг
2.1 Самые результативные атаки русских подводников во время Великой Отечественной войны
2.2 Результативность подводных лодок в годы Великой Отечественной войны
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Актуальность исследования обусловлена тем, что Военно – Морской Флот России в современном мире – важнейший вид вооруженных сил страны. Он необходим для защиты государственной границы, выполнения военных учений в водных просторах, обеспечения экономических интересов страны, а также для выполнения поисково-спасательных работ. Важной составляющей ВМФ России является подводный флот отечества. История знает много героических сражений, где бригада подводных лодок нашего государства показала себя с героической стороны.
Цель данного исследования заключается в рассмотрении и анализе героических действий подводных лодок в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Определенная цель обусловила постановку следующих задач исследования:
- Рассмотреть историю создания подводного флота ВМФ России.
- Провести анализ подводных сил СССР к началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- Рассмотреть самые результативные атаки русских подводников во время Великой Отечественной войны.
- Исследовать общую результативность лодок отечественного производства в годы Великой Отечественной войны и провести анализ результативности по типам подводных лодок.
Степень изученности. В средствах массовой информации немало рассказывалось о ратном труде командиров и экипажей подводных лодок в годы борьбы с фашизмом. Вышли в свет замечательные книги прославленных подводников — Героев Советского Союза Я.К. Иосселиани, И.А. Колышкина, В.Г. Старикова, И.В. Травкина, И.И. Фисановича, Г.И. Щедрина, офицеров-подводников П.Д. Грищенко, И.С. Кабо, В.Е. Коржа, М.К. Чуприкова, О.Г. Чемесова и других авторов. Много страниц посвятили подводникам в своих воспоминаниях видные военачальники Военно-Морского Флота (ВМФ) адмиралы Н.Г. Кузнецов, А.Г. Головко, Ю.А. Пантелеев, В.Ф. Трибуц.
В данном исследовании мы опирались на труды таких историков-исследователей, как, В.В. Бычков, П.А. Власов, А.А. Заквасин, М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин, А.В. Платонов, С. Харламов, а также на данные сети Интернет.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Состояние подводного флота ВМФ России на момент начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
1.1 Создание подводного флота ВМФ России
История подводного флота России берет свое начало еще в 18 веке, когда русский инженер-самоучка сделал чертеж «потаенного судна», скрытого под водой. Внешний вид субмарины напоминал бочку и должен был производиться из досок и медных листов. Однако эта идея так и не смогла воплотиться в реальность. Только спустя 100 лет при царствовании Николая I была спущена на воду субмарина. Она была небольшого размера, но уже имела вооружение – одну мину и ракеты.
В конце 19 века разные кораблестроительные заводы выпускали экспериментальные варианты подводных конструкций. Первым вариантом, визуально наиболее приближенным к современным аналогам, стала субмарина «Дельфин», которая была погружена в воду в 1903 году. Она имела размер водоизмещения 124 тонны и включала в себя 2 торпедных аппарата [4].
19 марта 1906 года император Николай II подписал указ «О классификации военных судов российского императорского флота». Документ предусматривал появление нового вида кораблей – подводных лодок. Субмарины использовались для разведки и дозорной службы, для охраны побережья и нанесения ударов. Боевое крещение императорский подводный флот получил в Русско-японскую войну. [3]
Строительство субмарин в России началось ещё в первой половине XIX века. В сентябре 1840 года в воды реки Малая Невка погрузился аппарат, спроектированный генерал-адъютантом Карлом Шильдером. Под водой субмарина пробыла три часа.
Считалось, что данное изделие может приблизиться к вражескому кораблю и уничтожить его фугасными ракетами и пороховыми минами с электровзрывателем. Однако изобретение Шильдера не получило дальнейшего развития. Всплеск интереса к подлодкам произошёл в России уже в конце 1870-х годов при царе Александре II.
Значимый вклад в развитие подводного флота внёс русский учёный польского происхождения Степан (Стефан) Джевецкий. Первый аппарат по его проекту был построен в 1877 году в Одессе. Он представлял собой небольшую по размеру одноместную цистерну со стеклянным колпаком, где располагалась голова оператора [3].
Подлодка приводилась в движение ножным приводом. Военнослужащий дышал с помощью резервуара со сжатым воздухом. Конструкция субмарины позволяла оператору прикреплять мины к кораблю противника. Они взрывались с помощью электрического провода после отплытия субмарины на достаточное расстояние.
В 1879 году в Санкт-Петербурге была построена вторая экспериментальная подлодка Джевецкого, отличавшаяся от предшественницы более крупными габаритами, двумя гребными винтами и большей вместимостью (до четырёх человек).
По чертежам Джевецкого было построено несколько десятков субмарин. В 1880-е годы база подводных лодок появилась в Карантинной бухте Севастополя (часть акватории Севастопольской бухты, расположенной вблизи заповедника «Херсонес Таврический»).
Однако по результатам эксплуатации военные признали подлодки Джевецкого непригодными к боевой службе. Морское ведомство приняло решение утилизировать почти все субмарины. Несколько единиц осталось в составе ВМФ для «осмотра подводной части судов, гидротехнических сооружений, водолазных работ и минных заграждений».
Тем не менее труд Джевецкого не был напрасным. Для подлодок учёный разработал решётчатые торпедные аппараты, которые были приняты на вооружение императорского Военно-морского флота.
В 1901 году в структуре Морского ведомства Российской империи была образована Комиссия для проектирования подводных судов. От даты её образования начинает свою историю Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) — ведущий в России разработчик подводных аппаратов.
При поддержке комиссии императорский флот получил подлодку «Дельфин» (миноносец №150). После успешных испытаний на Балтике в 1903 году было запущено серийное строительство субмарин.
Уже в I Мировую Войну разные страны, в том числе подводный флот отечества, активно использовали подлодки в сражениях. В те годы наша страна насчитывала 75 лодок различных конфигураций. Во Вторую Мировую Войну Советский морской флот включал 212 субмарин [4].