Модуль 1. Основные этапы становления экономической теории
Тема 1. Классическая политэкономия
Позиция 1. Общая характеристика классической политэкономиии
1.1. Каковы условия и причины возникновения классической школы политической экономии?
1.2. Что У. Петти понимал под «естественной ценой»?
1.3. Раскройте понимание П. Буагильбером понятия «экономическая свобода»
1.4. В чем заключается сущность меркантилизма как экономического учения?
1.5. В чем вы видите сущность физиократического учения и почему оно так называется?
1.6. Почему учения меркантилистов и физиократов можно отнести к классической школе?
Позиция 3. Основные положения экономической теории А.Смита
1.7. Какой, смысл вкладывал А.Смит в термин «невидимая рука»?
1.8. Какое определение стоимости давал А. Смит?
1.9. Что А.Смитпонимал под «естественной ценой» и «ценой рыночной»?
Позиция 4. Основные положения экономической теории Д.Рикардо
1.10. Какие противоречия в теории А.Смита разрешил Д.Риккардо?
1.11. Как Д. Рикардо определял стоимость, деньги, и прибыль?
1.12. Как Д. Рикардо определил сущность капитала?
Тема 2. Экономическая теория К. Маркса
Позиция 5. Экономическая теория К. Маркса как завершение классической политэкономии
1.13. Почему экономическая теория К. Маркса считается завершением классической политэкономии?
1.14. Какие противоречия рыночной экономики выявили Т.Мальтус, Ж.-Б. Сэй, С. Сисмонди?
1.15. На чем базировалась теория обобществления производства К. Маркса и Ф. Энгельса?
Позиция 6. Основные положения «Капитала» К. Маркса
1.16. Какие основные экономические проблемы рассматривал К.Маркс в «Капитале»?
1.17. Как К.Маркс понимал двойственный характер труда, воплощенного в товаре?
1.18. В чем экономическая сущность «теории прибавочной стоимости»?
Позиция 7. Теория денег и капитала
1.19. Как К. Маркс понимал торговую прибыль и ссудный процент?
1.20. Раскройте сущность кругооборота капитала и необходимость постоянной смены его форм
1.21. Как К. Маркс понимал проблему воспроизводства общественного капитала?
Тема 3. Историческая школа
Позиция 8. Общая характеристика исторического направления в экономической теории
1.22. Изложите концепцию Ф.Листа о стадиях развития человеческого общества
1.23. В чем заключается сущность исторического метода исследования экономики?
1.24. Каковы, по Вашему мнению, достоинства и недостатки исторического метода в исследовании экономической жизни общества?
Позиция 9. «Старая», «новая» и «юная» исторические школы как ветви одного направления
1.25. Что общего у «старой», «новой» и «юной» исторических школ?
1.26. Какие принципиальные различия у «старой», «новой» и «юной» исторических школ?
1.27. Чем отличается понятие стоимости у представителей исторического направления и у английской классической политэкономии?
Тема 4. Маржинализм
Позиция 10. Общая характеристика маржинализма как направления экономической теории
1.28. Раскройте сущность «маржиналистской» революции
1.29. Сравните понятие стоимости у экономистов австрийской школы с трактовкой «стоимости» у А. Смита
1.30. Раскройте понятие «предельная полезность»
Позиция 11. Этапы развития маржинализма
1.31. Дайте характеристику этапов развития маржинализма
1.32. Каковы исторические предпосылки возникновения маржинализма как направления экономической науки
1.33. Оцените вклад маржиналистов в развитие экономической науки с современной точки зрения
Позиция 12. Школы маржинализма: особенности и результаты исследований
1.34. Что общего у школ маржинализма?
1.35. Что различает подходы школ маржинализма?
1.36. Что, по мнению А. Маршалла, должна исследовать экономическая наука
Терминологический словарь к модулю 1
Модуль 2. Экономические учения XX века
Тема 5. Неоклассические и институциональные теории первой трети XX века
Позиция 13. Основные направления экономической теории начала XX века
2.1. Кто считается основателем неоклассической теории?
2.2. Что общего в теориях Т. Веблена, У.К. Митчелла и Дж. Коммонса?
2.3. Кто дал понятие «трансакционных издержек»? Сформулируйте это понятие
Позиция 14. Неоклассическая теория
2.4.Что такое «эластичный спрос»?
2.5. Что такое «цена равновесия»?
2.6. Каковы принципиальные различия между классической и неоклассической теориями?
Позиция 15. Институциональная теория начала XX века
2.7. Раскройте смысл понятия «институт» в экономической теории
2.8. Назовите причины появления институционализма как направления в экономической науки
2.9. Каковы принципиальные различия между институционализмом и маржинализмом?
Тема 6. Экономическое учение Дж. М. Кейнса
Позиция 16. «Кейнсианская революция»
2.10. В чем заключалась «кейнсианская революция»?
2.11. Чем принципиально отличается «кейнсианская революция» от «маржиналистской революции»?
2.12. Охарактеризуйте основной психологический закон, сформулированный Дж. Кейнсом
Позиция 17. Основные положения экономической теории и экономической политики Кейнса
2.13. Какие факторы влияют на уровень инвестиций и объем занятости согласно Дж. Кейнса?
2.14. Как Дж. Кейнс предлагал решить проблему занятости в целом? В период кризиса?
2.15. Что такое «мультипликатор»? Напишите формулу «мультипликатора Кейнса»
Тема 7. Современные экономические теории (2-я половина XX века)
Позиция 18. Структура современных теоретических экономических исследований
2.16. В чем заключается принципиальное отличие неокейнсианцев от неоклассиков?
2.17. Каковы методологические основы монетаризма? Кто считается основателем этого направления?
2.18. Сформулируйте основные положения «Теории индустриального общества» Дж. Гэлбрейта
Позиция 19. Основные течения современной экономической теории
2.19. Охарактеризуйте монетаризм как одну из разновидностей неоклассического направления в современной экономической теории
2.20. Почему теорию Дж. Гэлбрейта считают технократической утопией? Выскажите свою точку зрения.
2.21. Оцените применимость кейнсианских методов регулирования экономики к современной России
Тема 8. Развитие отечественной экономической мысли
Позиция 20. Общая характеристика и особенности экономической мысли в России
2.22. В чем особенность русской экономической мысли XVIII – XIX веков?
2.23. Какие проблемы определили направление экономической мысли России в XIX веке
2.24. Назовите авторов проектов экономических реформ в России начала XIX века
Позиция 21. Экономико-математическое направление в отечественной науке в советский период
2.25. Назовите проблемы плановой экономики, которые определили развитие экономической мысли в России советского периода
2.26. Приведите принципы «теории оптимального планирования» как основного направления экономико-математического моделирования 50-80-х гг. XX века в России
2.27. Каковы основные направления современной российской экономической науки?
Терминологический словарь к модулю 2