Введение
Глава 1. Нарушение финансовой дисциплины как институт финансового права
1.1. Виды и классификация нарушений финансовой дисциплины
1.2. Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений
Глава 2. Проблемы выявления и пресечения нарушений финансовой дисциплины в РФ
2.1. Оценка проблем выявления и пресечения нарушений в РФ на современном этапе
2.2. Пути решения проблем государственного финансового контроля в сфере выявления и пресечения нарушений финансовой дисциплины в РФ
Заключение
Библиографический список
Рассмотрение вопросов укрепления финансовой дисциплины и правопорядка приобретает особое значение в условиях становления и развития в Российской Федерации рыночной экономики. Новые подходы к федеративному устройству России, реформирование финансовой системы и формирование новой финансовой политики государства требуют целостности государственных и муниципальных денежных средств и их рационального использования.
Практика показала, что назрела необходимость разработки новой правовой системы и института финансовой ответственности, общие положения которого нашли бы отражение в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и теоретических основах общеправовой ответственности. Особенно остро стоят вопросы отграничения финансовой ответственности от иных видов юридической ответственности и дальнейшего укрепления ее самостоятельности в системе иных мер государственного принуждения.
Основные проблемы, связанные с применением мер финансового принуждения, обусловлены несовершенством их правовой регламентации. Надлежащим образом не проработан правовой механизм привлечения к ответственности за финансовые правонарушения, не урегулирована сама система ответственности в сфере бюджетного, валютного, банковского законодательства, а также за нарушения правил ведения кассовых операций.
Все названные проблемы, а также некоторые другие теоретические и практические вопросы становления и развития института финансово-правовой ответственности обуславливают значимость и актуальность темы данной работы.
Целью курсовой работы является пути решения проблем государственного финансового контроля в сфере выявления и пресечения нарушений финансовой дисциплины в РФ.
Для достижения указанной цели в работе предстоит решить следующие задачи:
- изучить нарушения финансовой дисциплины как институт финансового права;
- рассмотреть виды и классификация нарушений финансовой дисциплины;
- раскрыть порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений;
- выявить проблемы выявления и пресечения нарушений финансовой дисциплины в РФ;
- дать оценку проблем выявления и пресечения нарушений в РФ на современном этапе;
- разработать пути решения проблем государственного финансового контроля в сфере выявления и пресечения нарушений финансовой дисциплины в РФ.
Глава 1. Нарушение финансовой дисциплины как институт финансового права
1.1. Виды и классификация нарушений финансовой дисциплины
Финансовая дисциплина - обязательный для всех объединений, предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок деятельности, связанной с использованием денежных средств. Включает точное выполнение финансовых планов, своевременное и полное внесение платежей в государственный бюджет, целевое и рациональное расходование бюджетных ассигнований, погашение краткосрочного и долгосрочного банковского кредита, соблюдение норм и нормативов формирования и использования фондов заработной платы, фондов экономического стимулирования, централизованных фондов и резервов министерств и ведомств, строгое разграничение ресурсов основной деятельности и капитального строительства, обеспечение сохранности собственных оборотных средств и т.д. [6, c.. 45].
Дисциплина финансовая направлена на соблюдение режима экономии в использовании денежных ресурсов и является необходимым условием хозяйственного расчета. Контроль за соблюдением дисциплины финансовой осуществляют финансовые органы и банки, органы народного и ведомственного контроля.
При нарушении дисциплины финансовой применяются санкции: списание со счетов предприятий предусмотренных платежей в бюджет, взимание штрафов и пени, повышенных ссудных процентов, прекращение финансирования и т. д. Персональную ответственность за нарушение дисциплины финансовой несут руководители предприятий, учреждений, организаций (материальную, административную, а в некоторых случаях и уголовную).
Расширение прав предприятий, сокращение мелочной регламентации их деятельности (в том числе и финансовой) сопровождается повышением требований к дисциплине финансовой. Укрепление дисциплины финансовой обеспечивается улучшением финансового состояния предприятий на основе совершенствования организации производства, роста его экономической эффективности, улучшения планирования, особенно сбалансированности производственных и финансовых планов, а также усилением ответственности за соблюдение требований денежно-расчетных взаимоотношений. В широком плане дисциплина финансовая включает и дисциплину платежную [9, c. 34].
Итак, известно, что одна отрасль права отличается от другой, предметом и методом правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место. Оно имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права.
К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения.
Основной метод финансово-правового регулирования -- государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.
По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п. При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний [7, c. 56].
Таким образом, государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.
Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п.
В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.